Информационная карта передового педагогического опыта
материал по английскому языку (9 класс) по теме

Кон Светлана Борисовна

Информационная карта передового педагогического опыта

учителя дает представление над формированием и развитием каких умений и способностей работает педагог, об источнике и идее изменений, концепции изменений и условий реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта передового педагогического опыта

ФИО

Кон Светлана Борисовна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

MБОУ Гимназия №2, г. Южно-Сахалинск, проспект Победы 80,

Телефон (4242) 424516

gimn2ys@yandex.ru

Должность

Учитель английского языка

Стаж работы в должности

17 лет  

Тема передового педагогического опыта

Формирование и развитие рефлексивных способностей подростка среднего возраста на уроках английского языка.

Источник изменений

Организация урока с целью формирования метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию, т.е. – на развитие рефлексивных способностей.

Целью и конечным результатом технологий рефлексивного характера является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий. Это технологии, которые мы определяем как метакогнитивные, рефлексивные, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, – технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность.

Идея изменений

Развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся при формировании  универсальных учебных действий в рамках реализации системно-деятельностного подхода ведет к развитию умения управлять собственной учебно-познавательной деятельностью и возникает у ученика по мере того, как он осознает управляющие функции учителя и обращает их на самого себя.

Ученик тем самым овладевает системой соответствующих «метакогнитивных умений»:

  1. Диагностировать то, что уже знает, и то, что еще не знает.
  2. Ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления.
  3. Реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его.
  4. Регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий.
  5. Анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями.
  6. Определять направления дальнейшей работы над собой.

Концепция изменений

Совместное (учитель - ученик) рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления. А на стадии рефлексии оценка собственной деятельности, методов, предлагаемых учителем, деятельности других учащихся – провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.

Условия реализации изменений

Внешние условия: 
- ресурсное обеспечение ОУ (техническое оборудование, медиаресурсы); 
- временной режим/период, позволяющий выбирать соответствующие ФОПД с применением активных и интерактивных методов. 
Внутренние условия: 
- установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное нравственное и умственное обогащение личности; 
- системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, участие учащихся в исследовательских работах и проектах, помощь в профессиональном определении и т.д.; 

-освоение новых форм организации обучения, новых образовательных технологий, организация персонально адекватной рефлексивной среды;
- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства.  

Результат изменений

- Формирование основных видов универсальных учебных действий: личностные (мотивация, нравственно - этическая оценка),

регулятивные (постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий и оценка успешности усвоения),

 познавательные (исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование, логические операции)

 коммуникативные (слушать и понимать партнера, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи)

- Овладение способами обучения рефлексии в образовательной практике.

Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:

  1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
  2. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
  3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
  4. Тренинг применения нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция.
  5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

- Осуществление рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексии в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход учащихся к саморегуляции учебной деятельности, к самообразованию в целом, к постоянной внутренней рефлексии.

Эффективность опыта

- Дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку  «Эйдос», 2011 год -  21 участник, 1 командное место, 2 лауреата, дипломы.

- Участие в дистанционной викторине «США» («Мир конкурсов»), 2012 год – 15 участников.

- Участие в областном конкурсе на лучший литературный перевод стихотворного произведения Чарльза Диккенса  “The Song of the Wreck”, посвященный 200-летию со дня рождения писателя (ГБОУ ДПО ИРОСО) - 5 участников. Диплом III степени – Щербакова Софья, 9В класс.

- Участие 3 учащихся 8-х классов в гимназической научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее» (2011/2012).

Результат – 3 призера.

- Призеры школьного этапа олимпиады по английскому языку 2010/2011: 7 класс- 6 чел., 8 класс – 4 чел.

- Победители и призеры школьного этапа олимпиады по английскому языку 2011/2012: 8 класс- 9 чел., 9 класс – 4 чел.

- Призеры муниципального этапа олимпиады по английскому языку 2011/2012: 8 класс- 4 чел., 9 класс – 1 чел.

- Победители и призеры школьного этапа олимпиады по английскому языку 2012/2013: 9 класс- 13 чел., 10 класс – 9 чел.

- Победитель муниципального этапа олимпиады по английскому языку 2012/2013: 9 класс - Жидкина Ирина.

-  Призеры муниципального этапа олимпиады по английскому языку 2012/2013: 9 класс- 5 чел., 10 класс – 3 чел.

- Участники международной программы “Flex” 2012/2013 – 3 человека.

Представление, изучение опыта

  1. Участник экспериментальной и инновационной деятельности учителей МОУ Гимназия № 2, 2010 – 2011 учебный год.
  2. Участник школьной инновационной деятельности «Управление процессами внедрения и реализации системно – деятельностного подхода в образовательном учреждении», 2011 – 2013 учебные годы.
  3. Участник школьной инновационной деятельности «Формирование и развитие ИКТ- компетентности учащихся и учителя через участие в долгосрочных дистанционных проектах», 2010 – 2012 учебные годы.
  4. Выступление на педагогическом совете «Проблемы интегрированной профилизации учителя в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования", 2011.
  5. 2011 – 2012  уч. год - участник иновационно-экспериментальной деятельности МО учителей английского языка «Развитие способностей рефлексии на уроках английского языка».

Результат: обобщение педагогического опыта по теме «Формирование и развитие рефлексивных способностей подростка среднего возраста на уроках английского языка»  на уровне Гимназии. (Публикацию данной работы в журнале «Сахалинское образование,  XXI век» предполагается осуществить в конце 2012 года. Все материалы на данный момент находятся в редакции журнала).

  1. Участие и выступление на курсах повышения квалификации учителей по теме: «Технология деятельностного метода как средство формирования УУД в курсах естественно – математического и гуманитарно – эстетического циклов начальной школы, основной и старшей школы», Центр системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ, 2012.
  2. Представление  педагогического опыта на МО учителей города, протокол №2 ГМО учителей английского языка г. Южно-Сахалинска от 10 января 2013г.


Публикации

Публикацию данной работы «Формирование и развитие рефлексивных способностей подростка среднего возраста на уроках английского языка»  в журнале «Сахалинское образование,  XXI век» предполагается осуществить в конце 2012 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыт...

Информационная карта обобщения педагогического опыта "Здоровьесберегающие технологии в сельской школе"

Данная статья является обобщением педагогического опыта  по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы...

Информационная карта передового педагогического опыта

В материале приведен пример заполнения информационной карты ППО при обобщении педагогического опыта...

Информационная карта передового педагогического опыта

Представлена информационная карта передового педагогического опыта по  теме "Анализ поэтического текста как средство формирования навыков исследовательской работы обучающихся"....

Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"

Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельнос...


 

Комментарии

Кон Светлана Борисовна

Информационная карта передового педагогического опыта учителя может быть использована при подготовке к обобщению на уровне образовательного учреждения или городского департамента образования.