Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме
Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу:
1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,
2) не имеют навыков работы с незнакомым текстом самостоятельно,
3) недостаточно упражнений и текстов для усвоения и отработки второй формы глаголов прошедшего времени,
4) недостаточное количество упражнений для тренировки уже пройденной грамматики в циклах. Получается - изучили и забыли.
Чтобы решить эти проблемы, необходимо приучить ребят к систематической самостоятельной работе - чтению и пониманию рассказов на английском языке, видеть в тексте английские грамматические явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Г.М. Фролова Т.В. Горева
Домашнее чтение
на уроках английского языка
как средство развития познавательных,
лексико-грамматических навыков
учащихся 4-5 классов
2012
г. Белореченск
Заявка
Фролова Галина Михайловна
учитель английского языка
МБОУ СОШ 5
8-918-2262895
Горева Татьяна Владимировна
учитель английского языка
МБОУ СОШ 5
8-918-2606615
«Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»
Форум:
Номинация:
Тема выступления: «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
Авторы: Фролова Галина Михайловна, учитель английского языка
Горева Татьяна Владимировна, учитель английского языка
Фролова Галина Михайловна, Горева Татьяна Владимировна
«Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов»
Формируя положительное отношение школьников к английскому языку, мы учитываем их психологические особенности, развиваем интерес к предмету, учим преодолевать языковые трудности. Одной из проблем, с которой мы встретились - это самостоятельное чтение учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие дети. Большинство учащихся не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы на английском языке для самостоятельного чтения. При чтении иноязычного текста учащиеся сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им приходится часто обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у слабых и средних учеников недостаточно сформированы механизмы чтения. Исследовательская работа «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов» - эта коллективное творчество учителей английского языка, единомышленников Фроловой Галины Михайловны и ее дочери Горевой Татьяны Владимировны. В 2002 году мы проанализировали учебник английского языка HAPPY ENGLISH З.М. Бибалетовой для 4 класса. Цель анализа – выявить системность подачи материалов для тренинга по чтению и грамматике. Учебник рассчитан на 35 часов. Программный материал делится на 7 циклов и только 5 рассказов дано для чтения и понимания.
№ цикла | Тема цикла | Тексты для чтения | Грамматические упражнения |
5 | My Favourite Seasons | Текст “Two Rabbits” part 1, part2 | Future simple Дано 8 упражнений на это время. Нет упражнений на тренировку отрицательных, вопросительных предложений |
6 | Being Happy in the Country and in the City | Текстов нет, упражнения с лексикой | Степени сравнения прилагательных. Дано 13 упражнений для тренировки. |
7 | Telling Stories (Past Simple) | Текст “A Wolf and a Sheep”, упражнения со 2 формой глаголов | Past Simple 17 тренировочных упражнений. Недостаточно минитекстов с неправильными глаголами. |
8 | Evening with Your Family | Текст “А Сlever Bird” | Только 6 контрольных упражнений на прошедшее простое время. Нет текстов с глаголами прошедшего времени. |
9 | Shopping for Everything | 4 диалога по теме “Shopping” | Местоимения some, any, no. - дано только 3 упражнения. |
10 | School is Fun | 4 диалога по теме “School” | 4 упражнения на времена. |
11 | Understanding Each Other | Текст “The King and the Cheese” part 1, part2 | 2 упражнения на предлоги и времена. |
Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу:
1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,
2) не имеют навыков работы с незнакомым текстом самостоятельно,
3) недостаточно упражнений и текстов для усвоения и отработки второй формы глаголов прошедшего времени,
4) недостаточное количество упражнений для тренировки уже пройденной грамматики в циклах. Получается - изучили и забыли.
Чтобы решить эти проблемы, необходимо приучить ребят к систематической самостоятельной работе - чтению и пониманию рассказов на английском языке, видеть в тексте английские грамматические явления.
В 2002 году мы попытались решить эти задачи в 3-5 классах. Учли то, что учащиеся на начальном и среднем этапах обучения любят читать сказки. Чтобы активизировать ранее усвоенный материал, закрепить приобретенные учащимися умения и навыки в чтении, грамматике и сделать уроки английского языка интересными нам помогла книга Карла Коллоди «Приключения Пиноккио». Выбор пал на эту сказку, потому что главы в книге небольшие, поэтому чтение для детей неутомительное. Лексика простая, задания даются после каждой главы. За одно занятие можно прочитать одну главу, прослушать СD и проработать небольшие задания на понимания содержания текста данной главы. Эта сказка популярна среди детей младшего школьного возраста, поэтому дети 4-5 классов с большим интересом слушают аудиозаписи, просматривают видео, читают странички книги. Работая первый год по сказке, пользовались упражнениями в книге. Успешность и качество обучения домашнего чтения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов. Чтобы приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке, мы решали проблему в трех направлениях:
1) прививать интерес к чтению;
2) извлекать информацию из текста,
3) научить школьников преодолевать грамматические и языковые трудности при чтении.
Первый год мы просто читали адаптированный текст «Приключения Пиноккио» под редакцией Г.К. Магидсон-Степановой и выполняли задания по проверке содержания текста. Затем руководствуясь программой по английскому языку в 4-5 классах, расширили задания для детей по главам книги, включив грамматические и лексические упражнения, которые составляли сами и с группой учащихся 7-10 классов. Таким образом, были составлены дополнительные лексико-грамматические упражнения к каждой главе (их 41). Познакомили учащихся с краткой биографией Карла Коллоди. Учащиеся читали с интересом лимерик Эдгарда Лиа и стихи Г.М.Фроловой:
There was a puppet with a nose
Who said, “If you choose to suppose,
That my nose is too long,
You are certainly wrong!”
That remarkable puppet with a nose.
limerick by Edward Lear
Pinocchio is made of wood,
His nose is good.
He has bright eyes
And asks many whys
By Galina Frolova
***
A funny toy isn’t bought at the market,
Old Geppetto makes a wooden puppet.
He cuts his hair, eyes and nose,
When the boy lies, it grows
And Pinocchio is his name,
The puppet is curious, lazy, gay.
By Galina Frolova
***
Geppetto made a funny toy,
It was a wooden puppet boy.
He could run, jump and walk,
He could play tricks and talk.
Pinocchio was his name.
The boy could lie and play.
By Galina Frolova
В 2003 году разработанные лексико-грамматические тесты к каждой главе направлены на тренировку наиболее сложных грамматических явлений английского языка в 4-5 классах (формы глаголов, времена группы Simple, порядок слов в предложении, степени сравнения прилагательных, постановка вопросов разных типов и т.п.). Мы стараемся приучить учащихся к систематической самостоятельной работе с лексикой и грамматикой. У всех учащиеся есть пособие с лексико-грамматическими заданиями по всем главам книги. (Пособие прилагается). Дети могут выполнять их как дома, так и в классе. На каждую главу отводится 1-2 урока. Учащиеся дома прочитывают заданную главу, на уроке дети выполняют упражнения на проверку понимания содержания главы, на закрепление словаря, грамматики. Цель – подготовить детей к пересказу определенных эпизодов главы, развивать умение передавать краткое содержание текста, а также высказывать свое мнение о героях произведения, их поступках и образе жизни на английском языке, воспитывать позитивное отношение к изучению английского языка.
В 2007 году все грамматические упражнения по всем главам оформлены в виде презентаций. Работа с ММУ позволила нам уплотнить урок, активизировать деятельность всех учащихся, менее подготовленные ученики могут увидеть ключи ко всем упражнениям. (Презентации прилагаются).
Наша задача – это научить детей не только преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста, но и видеть лексико-грамматические явления в тексте. Дети имеют творческие тетради, куда записывают незнакомые слова, рисуют или вклеивают картинки, выполняют лексико-грамматические упражнения к главам. Замечено, что происходит положительный сдвиг в мотивации изучения детьми английского языка, если их поощряют. Поэтому ежегодно проходит конкурс на лучшую творческую тетрадь по домашнему чтению.
Все уроки домашнего чтения мы связываем с тем грамматическим явлением, которое мы проходили в 3, 4, 5 классах. Например: при ознакомлении с прошедшим простым временем (Past Simple) мы даем учащимся задание найти и выписать в тетрадь для домашнего чтения глаголы в прошедшем времени, как правильные, так и неправильные. Такое упражнение помогает ученикам при заучивании 3-х форм неправильных глаголов.
Как же составлены наши лексико-грамматические задания к сказке «Приключения Пиноккио»? Каждая глава имеет два обязательных задания – формы глаголов и поставить пять вопросов к предложению:
Complete the table.
I форма | II форма | III форма | перевод |
begin | begun | ||
was | |||
take | |||
heard | |||
said | |||
cut | |||
found | |||
want |
Make up 5 questions:
Pinocchio walked about the town all day.
1. Yes/No?
2. Or ?
3. Tag?
4. Who?
5. Wh? (where, when, how long)
Далее упражнения варьируются, в зависимости, какие грамматические явления встречались в главе. При работе над домашним чтением мы используем различные виды упражнений. В наше пособие мы включили следующие лексико-грамматические упражнения:
- закончите таблицу неправильных глаголов.
- вставьте слова much or many.
- вставьте пропущенные предлоги.
- закончите предложения фразами So do I. So did he.
- переведите словосочетания и предложения.
- вставьте правильно слова too or so.
- поставьте правильно глаголы в скобках в нужном времени
- найдите противоположности,
- поставьте прилагательные в нужной форме,
- вставьте слова в текст, есть одно лишнее,
- найдите английские эквиваленты в тексе,
- напишите формы степеней прилагательных,
- напишите существительные во множественном числе
- сопоставьте прилагательные с существительными,
- вставьте артикли a, an, the, - ,
- сделайте следующие предложения отрицательными (Past Simple),
- прочитайте правильные глаголы в прошедшем простом времени.
- используйте выражения neither … nor or both … and,
- сопоставьте две половинки предложений,
20) заполните таблицу:
foot, a chair, hair, a nose, a bed, legs, a tongue, a table, a face, a head, a knife, feet, a room, a window, a mouth, eyes, a door
parts of the body | home |
21) заполните таблицу и прочитайте глаголы:
laughed, showed, asked, thanked, kissed, cried, opened, danced, wanted, saved, liked, stopped, looked, learned, jumped, played, add
[ t ] | [ d ] | [id ] |
22) какое слово в строке лишнее.
При работе с текстом мы с детьми заметили, что одни и те же глаголы, но с разными предлогами имеют разные переводы. Таким образом, ученики знакомятся с фразеологическими глаголами:
to look - look at, look into, look around, look out of, look for, look up, look back;
to come - come in, come to, come up to, come down;
to get -get in, get up, get to, get into;
to put - put on, put out;
to take - take off, take out off, take out;
to go -go to, go away, go into, go in;
to run -run away, run after, run out, run up to;
to sit - sit down;
to give - give back;
to fell - fell asleep, fell down;
to stand - stand up;
to jump - jump up, jump into, jump down, jump out of.
Некоторые упражнения составлены по форме ГИА или ЕГЭ. Таким образом, знакомим учащихся с разными типами упражнений по лексике и грамматике.
После прочтения сказки все учащиеся принимают участие в подготовке праздника «Наш Пиноккио». При подготовке к заключительному уроку мы разработали такие виды творческих упражнений, проектные работы, которые помогают ученикам реализовать себя. Мы организовываем выставку творческих тетрадей, рисунков по прочитанной сказке. С большим удовольствием учащиеся выполняют задания, связанные с включением языка тела - жестов и мимики. Поэтому мы предлагаем ученикам сделать инсценировки по наиболее понравившимся главам. Такие ролевые игры способствует воспитанию таких черт, как взаимозависимость, умение кооперировать свои действия с другими, способствует формированию сотрудничества и партнёрства.
Предлагаем учащимся лексико-грамматические задание по вкусу и желанию. Отдельные учащиеся выбирают задания:
1) найдите английские выражения в книге,
2) найдите глаголы с разными предлогами и переведите их,
3) найдите в книге правильные глаголы и переведите их,
4) найдите в книге неправильные глаголы и переведите их,
5) найдите по 10 предложений в настоящем, прошедшем, будущем простом временах.
С большим интересом учащиеся выполняют задания, связанные с использованием яркой, красочной наглядности: составь по иллюстрациям, найдя предложения в тексте, свою мини-книжку «Приключения Пиноккио», 6) расскажи о своем любимом герое,
7) расскажи о каких традициях Англии 16-17 веков ты узнал, прочитав сказку Карла Коллоди «Приключения Пиноккио.
Анализируя результаты знаний учащихся, замечено, что повышается качество обучения иностранному языку по чтению и грамматике. Ниже приведена одна из сравнительных таблиц результатов знаний учащихся 5-х классов за I и IV четверти 2007-2008 учебного года. По ней видно повышение уровня знаний учащихся. К концу учебного года из 53 человек 81,1% учащихся имели оценки выше и только 16,9% детей выполняют задания по чтению и грамматике на «3».
оценка | I четверть | % | IV четверть | % |
«5» | 11 | 20,7 | 15 | 26,4 |
«4» | 15 | 26,4 | 29 | 54,7 |
«3» | 27 | 50,3 | 9 | 16,9 |
53 ученика | 53 ученика |
Что касается родителей, то использование данного пособия дает им возможность помогать своему ребенку при подготовке к домашнему чтению. Они могут читать сказку с ребенком, выполнять простые грамматические упражнения.
Вывод:
1) Самостоятельное чтение литературы на английском языке учащимися стало неотъемлемым компонентом нашего педагогического процесса обучения английскому языку.
2) Систематическое проведение уроков домашнего чтения на разных этапах позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя, увеличивает скорость чтения.
3) Разработанные разные лексико-грамматические упражнения и использование ММУ, позволяют превратить домашнее чтение в увлекательное занятие.
4) Систематическое выполнение лексико-грамматических заданий развивает память.
5) Уроки домашнего чтения способствуют формированию навыков работы с текстом, и развитию речи учащихся.
6) Домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка.
7) Домашнее чтение расширяет кругозор учащихся об Англии VII века.
8) Домашнее чтение и лексико-граматические задания обогащают словарный запас учащихся по английскому языку.
9) Домашнее чтение формирует привитие любви к чтению, развитие воображения и творчества.
Материал Фроловой Г.М. и Горевой Т.В «Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов» апробирован в течение 10 лет (с 2002 по 2011 г.г.). Разработанный материал используется учителями английского языка в школе №5 и школах Белореченского района.
Используемая литература и материалы:
- Karlo Kollodi THE ADVENTURES OF PINOCCHIO Айрис пресс 2000
- ru.wikipedia.org/wiki/Пиноккио
- http://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B8%D0%BE&hl=ru&newwindow=1&sa=N&gbv=2&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=9DU5T9iRPMPj4QTvl7ihCw&ved=0CHcQsAQ&biw=942&bih=480
- ru.wikipedia.org/wiki/Коллоди,_Карло
- http://lib.ru/TALES/pinokkio.txt
- http://www.c-cafe.ru/days/bio/13/094_13.php
7. http://www.gifpark.ru/
8. Коллекция «5000 забавных рисунков» Амурского ММЦ
- Шаблон С. В. Боровлевой, учителя МОУ СОШ №2 г. Амурска
- учебник ENJOY ENGLISH М.З. Бибалетова 4 класс 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...
Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста
В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »
Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка , как средство развития познавательной активности учащихся».
Данная презентация раскрывает суть проектно-исследовательской работы на уроке иностранного языка, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, опре...

"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
английский язык...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...