«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»
статья по английскому языку по теме

 

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь внимание учащихся школ к определенной теме английского языка, недостаточно дать готовые знания (определения, правила и т.д.), необходимо также вовлечь ребенка в саму ситуацию общения.

В эпоху компьютеризации населения у каждого человека есть возможность найти и обработать важную для него информацию, используя ресурсы компьютерной сети Интернет, кроме того существуют традиционные способы получения информации: телевидение, радио и, конечно, книги.

Книги являются важным источником получения знаний, кроме того являются самым доступным способом передачи информации. В книгах представлены знания людей, накопленные в результате его жизнедеятельности и развития.

Человек вовлекается в исследовательскую деятельность, начиная с момента рождения, постепенно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Учитывая выше сказанное, учителям необходимо вовлекать школьников в процесс исследования с младших классов школы, для достижения лучших результатов обучения. Учителям школ представляются все условия для реализации исследования на практике.

Существуют УМК, которые учитель может подобрать для учеников, в зависимости от уровня подготовки и принципа преемственности учеников и собственных предпочтений преподавателя.

МБОУСОШ №61 работает по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О.А. Денисенко и др. В учебниках данной серии реализуется личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный подходы к обучению английскому языку.

Одним из основных принципов по УМК «Enjoy English» является соблюдение деятельностного характера обучения английскому языку. На уроках иностранного языка необходимо равновесие между деятельностью на непроизвольной основе  и произвольной. Запоминание на непроизвольной основе осуществляется с помощью проектной деятельности и ролевой игры.

Подробнее рассмотрим проектную деятельность.

Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имеет ограничения и определенные цели. (По материалам Интернет-энциклопедии «Википедия».)

Проект на уроке английского языка.

Проект – это комплекс действий, организованный учителем и направленный на самостоятельное выполнение учеником, в последствии завершающийся созданием творческой работы.

Проект является интересным для школьников и удобным для учителя методом работы на уроках английского языка. Педагог реализует на практике запланированные ранее ту или иную формы работы (индивидуальную, групповую, парную, коллективную), что способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером и быть частью команды.

Следующий, не менее важный принцип, - это социокультурная  направленность и учет опыта учащихся в родном языке, а так же развитие когнитивных способностей учеников. Школьники, используя метод проектов, осуществляют познавательную активность по отношению к явлениям английского языка и русского. Они сравнивают языки на разных уровнях: языковом, социокультурном и речевом.

Работая над проектом, ученик осознает роль английского языка как средства межкультурного общения, что приводит к лучшему усвоению знаний. Дети исследуют энциклопедии, газетные статьи, рекламу, теоретический материал, опубликованный в учебнике с целью обнаружения необходимой информации. Всё это помогает учащимся в освоении сложных грамматических законов английского языка и применения их на практике, а так же способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся» Выполнил: учитель английского языка Аксёнова Анастасия Сергеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ Тула 2012 Тула 28.11.2012

Слайд 2

Проектная деятельность на уроках английского языка

Слайд 3

Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus ) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имеет ограничения и определенные цели (по материалам Интернет-энциклопедии « Википедия ».) Проект на уроке английского языка. Проект – это комплекс действий, организованный учителем и направленный на самостоятельное выполнение учеником, в последствии завершающийся созданием творческой работы.

Слайд 4

Что такое проектная методика? Данный метод представляет собой соединение академических и прагматических знаний (от теории к практике).

Слайд 5

Виды проектов: проекты игр (игры, народные танцы, инсценировку произведений); экскурсионные проекты (осуществление прогулок с целью обнаружения проблемы и пути выхода из неё); конструктивные (создание макета); повествовательные (рассказы в разных формах – письменной, устной, вокальной).

Слайд 6

Виды презентаций проектов: Презентация (от лат. praesento ) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (по материалам Интернет-энциклопедии « Википедия »): деловая игра; экскурсия; доклад; драматизация; реклама; диалог; телепередача; научная конференция; спектакль; пресс-конференция.

Слайд 7

Схема выполнения проекта

Слайд 8

Mini - project : « Stories from the past » Подготовка к проекту. Знакомство с лексикой: Ученикам предлагалось ознакомиться с лексикой, которая поможет в разработке проекта. Vocabulary I’d like to say a few words about … First, … I feel … I realised … It’s interesting … It gives me … It’s a bit like … I’m lucky … It’s really … It gives me a feeling … Then … when

Слайд 9

Цель: исследование истории семьи. Детям сообщалась цель исследования. Получение и анализ информации. На этом этапе ученики проводили опрос членов семьи, по необходимости производили соответствующие записи.

Слайд 10

Систематизация данных по проблеме исследования. Учащиеся составляли список вопросов, которые хотят включить в проект.

Слайд 11

Сравнение гипотез. Учащимся предлалось соотнести получившиеся гипотезы. Например , «My mother is a very strict, but my grandmother was… . I think, that my grandmother is … than her mother, because she… .» Выдвижение гипотезы. Ученики собрали достаточно информации, чтобы выразить свою точку зрения. К примеру , «I realised that my grandfather was an amazing person…»

Слайд 12

Оформление проекта. Ученики выбирали способ представления работы: мультимедийная презентация в программах Power Point / Fedora Project или при помощи плаката (лист формата А2).

Слайд 13

Презентация. Ученики выступали перед полным классом. На каждое выступление было выделено по 5 минут. Вывод Учащимся был предложен общий вывод , «We must find out as much as we could about the family, because it adds to your identity.»

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ


                  Мастер-класс

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

Выполнил:

 учитель английского языка

 Аксёнова Анастасия Сергеевна

Тула 28.11.2012

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь внимание учащихся школ к определенной теме английского языка, недостаточно дать готовые знания (определения, правила и т.д.), необходимо также вовлечь ребенка в саму ситуацию общения.

В эпоху компьютеризации населения у каждого человека есть возможность найти и обработать важную для него информацию, используя ресурсы компьютерной сети Интернет, кроме того существуют традиционные способы получения информации: телевидение, радио и, конечно, книги.

Книги являются важным источником получения знаний, кроме того являются самым доступным способом передачи информации. В книгах представлены знания людей, накопленные в результате его жизнедеятельности и развития.

Человек вовлекается в исследовательскую деятельность, начиная с момента рождения, постепенно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Учитывая выше сказанное, учителям необходимо вовлекать школьников в процесс исследования с младших классов школы, для достижения лучших результатов обучения. Учителям школ представляются все условия для реализации исследования на практике.

Существуют УМК, которые учитель может подобрать для учеников, в зависимости от уровня подготовки и принципа преемственности учеников и собственных предпочтений преподавателя.

МБОУСОШ №61 работает по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О.А. Денисенко и др. В учебниках данной серии реализуется личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный подходы к обучению английскому языку.

Одним из основных принципов по УМК «Enjoy English» является соблюдение деятельностного характера обучения английскому языку. На уроках иностранного языка необходимо равновесие между деятельностью на непроизвольной основе  и произвольной. Запоминание на непроизвольной основе осуществляется с помощью проектной деятельности и ролевой игры.

Подробнее рассмотрим проектную деятельность.

Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имеет ограничения и определенные цели. (По материалам Интернет-энциклопедии «Википедия».)

Проект на уроке английского языка.

Проект – это комплекс действий, организованный учителем и направленный на самостоятельное выполнение учеником, в последствии завершающийся созданием творческой работы.

Проект является интересным для школьников и удобным для учителя методом работы на уроках английского языка. Педагог реализует на практике запланированные ранее ту или иную формы работы (индивидуальную, групповую, парную, коллективную), что способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером и быть частью команды.

Следующий, не менее важный принцип, - это социокультурная  направленность и учет опыта учащихся в родном языке, а так же развитие когнитивных способностей учеников. Школьники, используя метод проектов, осуществляют познавательную активность по отношению к явлениям английского языка и русского. Они сравнивают языки на разных уровнях: языковом, социокультурном и речевом.

Работая над проектом, ученик осознает роль английского языка как средства межкультурного общения, что приводит к лучшему усвоению знаний. Дети исследуют энциклопедии, газетные статьи, рекламу, теоретический материал, опубликованный в учебнике с целью обнаружения необходимой информации. Всё это помогает учащимся в освоении сложных грамматических законов английского языка и применения их на практике, а так же способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

А что такое проектная методика?

Метод проектов возник в начале XX века в США (называли его проблемным методом). Разработали его Дж. Дьюри и У. Килпатрик. В России так же велась работа над исследованием этого метода под руководством Шацкого. Основывался он на следующих шагах:

  1. учитель  подсказывает источники, но не дает готовые знания или координирует направление мысли учеников для поиска информации;
  2. затрагивает определенные проблемы, предусматривает для учеников поиск их решения;
  3. показывает практическое применение знаний.

Иными словами, данный метод представляет собой соединение академических и прагматических знаний (от теории к практике).

В основе метода проектов лежит самостоятельность учеников, развитие познавательных навыков, развитие критического мышления и умения обрабатывать полученную информацию.

Отличительной особенностью проекта является ограниченность его во времени. Метод проектов предполагает использование межпредметных связей, т.е. интегрирование знаний, умений и навыков из различных областей науки. Наличие результата - это особенность этого метода (теоретическая проблема должна иметь конкретное решение, а практическая – готовый результат).

Современному учителю английского языка необходимо использовать проектную методику, так как она является технологией XXI века и умение применять её на практике – показатель высокой квалификации преподавателя.

Педагог может использовать различные виды проектов:

  1. проекты игр (игры, народные танцы, инсценировку произведений);
  2. экскурсионные проекты (осуществление прогулок с целью обнаружения проблемы и пути выхода из неё);
  3. конструктивные (создание макета);
  4. повествовательные (рассказы в разных формах – письменной, устной, вокальной).

Существуют различные виды презентаций проектов. Презентация (от лат. praesento) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (по материалам Интернет-энциклопедии «Википедия»):

  1. деловая игра;
  2. экскурсия;
  3. доклад;
  4. драматизация;
  5. реклама;
  6. диалог;
  7. телепередача;
  8. научная конференция;
  9. спектакль;
  10. пресс-конференция.

Необходимо также знать, что проекты могут быть межпредметными («Environmental problems», «Travelling»), монопроектами («The English»);

по продолжительности: краткосрочными, мини-проектами, долгосрочными.

Важно отметить тот факт, что при выполнении проекта следует помнить: проект уникален сам по себе. Учитель должен сообщить ученикам, что копирование работ, которые были разработаны другими учащимися или опубликованные в сети Интернет не допускается.

При организации работы учителю необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

  1.  выбор тематики проекта;
  2. вовлечение в работу всех учащихся;
  3.  ориентирование  на межпредметные связи и привлечение различных источников информации.

Проектная методика, в курсе английского языка, может использоваться практически в ходе изучения любой темы (в рамках программного материала). Используя ее - мы достигаем сразу несколько целей обучения:

  1.  расширение словарного запаса;
  2.  закрепление грамматического и лексического материала;
  3.  привитие  эстетического вкуса учеников.

Многообразие средств выражения мыслей и чувств учеников приводит к индивидуальной творческой деятельности, воспитывает у детей трудолюбие и ответственность.

При выполнении проекта, на мой взгляд, необходимо придерживаться следующего:

  1. Формулировка цели (на начальном этапе выдвигается глобальная тема, в ходе работы постепенно детализируется);
  2. Получение и анализ информации (материал из учебника или дополнительной литературы);
  3. Систематизация данных по проблеме исследования;
  4. Выдвижение гипотезы (отражение своей точки зрения по данному вопросу);
  5. Сравнение гипотез (использование парной и групповой форм работы);
  6. Проведение исследования (реальные факты, проведение опроса, иллюстрация);
  7. Оформление проекта (составление макета, выбор текста, подбор картинок, фотографий, создание мультимедийной презентации используя программы Power Point или Fedora Project);
  8. . Презентация (представление проектов каждой творческой группой);
  9. Вывод (подведение итогов работы).

   Количество шагов может варьироваться в зависимости от сложности проекта

Схема выполнения проекта

Рассмотрим подробнее мини-проекты, выполненные учащимися 10 А класса (Mini-project: «Stories from the past» ).

  1. Подготовка к проекту. Знакомство с лексикой:

Ученикам предлагалось ознакомиться с лексикой, которая поможет в разработке проекта.

Vocabulary

I’d like to say a few words about …

First, …

I feel …

I realised …

It’s interesting …

It gives me …

It’s a bit like …

I’m lucky …

It’s really …

It gives me a feeling …

Then … when

  1. Цель: исследование истории семьи.

Детям сообщалась цель исследования.

  1. Получение и анализ информации.

На этом этапе ученики проводили опрос членов семьи, по необходимости производили соответствующие записи.

  1. Систематизация данных по проблеме исследования.

Учащиеся составляли список вопросов, которые хотят включить в проект.

  1. Выдвижение гипотезы.

Ученики собрали достаточно информации, чтобы выразить свою точку зрения. К примеру, «I realised that my grandfather was an amazing person…»

  1. Сравнение гипотез.

Учащимся предлалось соотнести получившиеся гипотезы. Например, «My mother is a very strict, but my grandmother was… . I think, that my grandmother is … than her mother, because she… .»

  1. Оформление проекта.

Ученики выбирали способ представления работы: мультимедийная презентация в программах Power Point / Fedora Project или при помощи плаката (лист формата А2).

  1. Презентация.

Ученики выступали перед полным классом. На каждое выступление было выделено по 5 минут.

  1. Вывод

Учащимся был предложен общий вывод, «We must find out as much as we could about the family, because it adds to your identity.»

 

XXI век – это эпоха развития нанотехнологий. Стране требуется высококвалифицированные работники. Современная школа берет на себя ответственность за подготовку компетентных сотрудников. Проектная методика помогает учителям в реализации поставленных перед школой целей и задач.

Если рассматривать это с глобальной точки зрения, то ученик, получивший небольшой исследовательский опыт в составлении проектов на уроках английского языка, будет способен внести свой вклад в развитие научного прогресса, т.е. создаст какой-либо новый продукт, используя знания полученные на уроке.

Список используемой литературы:

1.http://stmsx.mylivepage.ru/wiki/1908_%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9A%D0%9E%D0%9F%D0%98%D0%9B%D0%9A%D0%90/617_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%C2%BB.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

4.Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2011. – 216 с.

5. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 112с.

 6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

 7. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"

Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

Что такое проект? —В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имее...

Формирование исследовательских умений учащихся по физике средствами домашнего эксперимента

В современных условиях школа должна не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и создавать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих сп...