Методическая разработка "Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции учащихся"
презентация по истории по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: показать роль проектных технологий в развитии исследовательской компетенции школьников. Задачи: изучить опыт педагогов по теме; раскрыть сущность исследовательской компетенции; определить содержание проективной методики как образовательной технологии; классифицировать виды школьных проектов; описать опыт применения метода проектов.
Актуальность: В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проективная технология позволяет это сделать достаточно успешно.
Новизна работы состоит в том, что предпринята попытка с помощью проективной технологии осуществить компетентностный подход на уроках истории Практическая полезность: для учителей истории и обществознания для учителей активно применяющих метод проектов для успешной организации работы учащихся над проектом
Исследовательская компетенция предполагает: Способность ставить и решать исследовательские задачи. Осуществление поиска, переработки, систематизации и обобщения информации. Создание значимых продуктов исследовательской деятельности. Готовность и способность эффективно строить научное общение.
Метод проектов позволяет эффективно сформировать исследовательскую компетенцию.
Из истории метода проектов. Идея обучения методов проектов возникла в начале XX в. в трудах американских учёных Е.Пархерста, У.Килпатрика и Дж.Дьюи. В нашей стране метод проектов пыталась использовать набольшая группа сотрудников во главе с русским педагогом С.Т.Шацким, но в 1931 г. метод проектов был осуждён и вплоть до недавнего времени им никто не занимался. Дж.Дьюи
Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно – познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности».
«Три кита» проектной технологии Самостоятельность Деятельность Результативность
Цели проектного обучения. Способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества. Развивать исследовательские умения.
Этапы работы над проектом. По Е.С.Полат: Подготовка. Планирование. Исследование. Формулирование результатов или выводов. Защита проекта. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. По Н.Ю.Пахомовой: Погружение в проект. Организация деятельности. Осуществление деятельности. Презентация проекта.
Классификация проектов. Критерии Виды проектов По содержанию Монопредметные. Межпредметные. Надпредметные. По методу, доминирующему в проекте. Творческие. Исследовательские. Игровые. Информационные. Практико-ориентированные. По характеру координирования. Проекты с явной координацией. Проекты со скрытой координацией.
По включённости проектов в учебные планы. Текущие. Итоговые . По характеру контактов. Внутренние. Международные. По продолжительности выполнения. Мини-проекты. Средней продолжительности. Долгосрочные. По количеству участников. Коллективные. Индивидуальные. Групповые.
Метод проектов в преподавании истории с целью формирования исследовательской компетенции учащихся. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках учебного материала практически по любой теме. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
Правила для учителя. Поскольку проектная работа даёт возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Проектные работы являются открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить дополнительный материал. Большинство проектов могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Темы проектов для учащихся 5 – 6 классов. «Предметы старины в моём доме». «Герб моей семьи». «Моя родословная». «По следам первобытного человека». «Герои Эллады». «Рим: от расцвета до заката». «По страницам истории средних веков». «Путешествие по русским княжествам».
Темы проектов для учащихся 7 – 8 классов. «Рабовладение в США в XIX веке и крепостная система в Российской империи». «Личность Бориса Годунова». «Золотой век» русской культуры» «Великие реформаторы России». «Герои и злодеи в истории России».
Темы проектов для учащихся 9 – 11 классов. « Культура первой половины XX века: деградация или расцвет». «Православные святыни мира». Презентации учебников истории и обществознания. «История моей семьи в истории моей страны». «Загадки истории».
Степень эффективности уроков с применением метода проектов. Класс Эмоциональное восприятие (%) Качество знаний (%) 5 «А» 75% 100% 5 «Б» 71% 100% 5 «В» 56% 100% 9 «В» 85% 100% 10 «А» 67% 100% 10 «В» 45% 100%
Сформированность показателей учебной деятельности (метод проектов) (%). 1 – продуктивность 2 – исследовательская компетенция 3 – креативность 4 - успешность
Оценка метода проектов. Плюсы: решает проблему мотивации; реализует принципы личностно-ориентированного обучения; эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции; тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Минусы: трудно совместить с классно-урочной системой; не выработаны критерии оценок; большая эмоциональная нагрузка как на ученика, так и на учителя; неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности.
Выводы: Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Метод проектов как способ формирования ключевых компетенций
Метод проектов помогает сделать уроки не только интересными, но и повысить качество образования...
Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)
Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....
Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"
Методический семинар...
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, ...
Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности
В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...
«Использование технологии веб-квест, как один из способов формирования исследовательской компетенции у школьников»
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом ра...