Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

 

В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высокую мыслительную активность учащихся, развитие их творческой инициативы, некоторые пути повышения коммуникативной направленности урока.
         С 2007 года я работаю по УМК под редакцией Афанасьевой О.В.. Большинство упражнений учебника познавательны, так как строятся на интересных для учащихся фактах культуры и не только чему-то обучают, но и развивают и воспитывают учащихся.

         Дети могут рассказать о себе, своей семье, друзьях, домашних животных. Это создает прекрасную мотивацию для изучения английского языка и языкового материала. Отбор тематики осуществляется исходя из его воспитательной значимости. Материал ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, учителям, сверстниками, природе. Таким образом, дети учатся понимать друг друга. Обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию,  говорению. В качестве материала для чтения предлагаются тесты разных жанров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_statya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

«Способы стимулирования познавательной активности  учащихся

на уроках английского языка»

Содержание

  1. Введение.
  2. Формирование грамматических навыков учащихся.
  3. Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка.
  4. Формирование коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроках в виде проектов.
  5. Некоторые способы и приемы  развития речи на уроках.
  6. Осуществление разноуровнего обучения.
  7. Используемая литература

        В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высокую мыслительную активность учащихся, развитие их творческой инициативы, некоторые пути повышения коммуникативной направленности урока.
        С 2007 года я работаю по УМК под редакцией Афанасьевой О.В.. Большинство упражнений учебника познавательны, так как строятся на интересных для учащихся фактах культуры и не только чему-то обучают, но и развивают и воспитывают учащихся.

        Дети могут рассказать о себе, своей семье, друзьях, домашних животных. Это создает прекрасную мотивацию для изучения английского языка и языкового материала. Отбор тематики осуществляется исходя из его воспитательной значимости. Материал ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, учителям, сверстниками, природе. Таким образом, дети учатся понимать друг друга. Обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию,  говорению. В качестве материала для чтения предлагаются тесты разных жанров.

Формирование грамматических навыков учащихся.

        В период обучения учащиеся должны овладеть большим запасом лексики, грамматических структур. На уроках идет большая работа, направленная на формирование грамматических навыков. В процессе этой работы я уделяю большое внимание коммуникативной направленности всего комплекса упражнений.

        Задачи, которые стоят перед нами, учителями, сегодня, заставляют пересмотреть некоторые вопросы организации урока, его содержания, форм и мотивов обучения.

        Планируя уроки, я стараюсь учитывать уровень развития и обученности учащихся. Готовясь к урокам, анализирую итоги предыдущих уроков, выбираю приемы работы, разрабатываю систему упражнений, подбираю наглядное пособие, имеющееся в кабинете, раздаточный материал. Начало урока является переключение учащихся на общение на иностранном языке. Обычно в начале урока провожу фонетическую или речевую зарядку. Во время фонетической зарядки использую стихотворения, которые способствуют быстрому запоминанию лексики речевых образцов, грамматических структур. Регулярное применение речевой зарядки позволяют прочно усвоить лексику, закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры, речевые опоры, тренировочных упражнений.

        В качестве тренировочных упражнений предлагаю следующие типы заданий:

- Перевод простых по лексическому составу предложений с английского на русский и обратный перевод, с русского на английский. Этими упражнениями добиваемся понимания и автоматического владения грамматическими стереотипами коммуникаций.

- Составление предложений на родном языке, которые требуют иных грамматических конструкций на изучаемом языке. Ученик должен понять, что определенные схемы родного языка нельзя переносить на другой язык. Знать препятствия к коммуникации не менее важно, чем научиться искать легкие пути к ним.

- Составление собственных предложений на английском языке. Задание позволяет выразить мысль на иностранном языке, используя при этом необходимую грамматику.

- Составление собственных предложений на английском языке с заданным временным грамматическим значением. Например, постройте предложение, где действие – процесс, протекающий в данный момент, или процесс, который протекал в прошлом и прервался другим действием.

- Составление ситуаций на родном языке, где одно из предложений соответствует изучаемому правилу, и перевод его на английский язык другими участниками. Последовательность заданий изменяется в зависимости от поставленных задач, а также от успешности их выполнения.

        Одним из самых трудных мест при изучении грамматики является времена английского глагола. Изучение времен начинается  с употребления Present Progressive, затем Present Simple, Present Perfect, Past Simple, Past Progressive, Future Simple. Для закрепления видовременных форм используются игровые ситуации и тестовые задания. В игре, например, «Зашифрованные вопросы» в скобках указывается ответ и правильно сформулированный вопрос:

  1. Did, last week, he, where, go? (Moscow)
  2. Shall, buy, what, we? (A house)
  3. She, or, is, he, making, in the room, now, the bed? (He)
  4. Does, get up, when, he, in the morning? (6 o’clock)
  5. They, written, in, what, have, the classroom, already? (A letter)

Разыгрываются речевые ситуации.

  1. Скажи, используя Present Simple
  1. что ты обычно делаешь по утрам
  2. что делаешь часто
  3. чего не делаешь никогда
  1. расскажи
  1. о  посещении кафе
  2. визите в парикмахерскую (Present Progressive)
  1. составьте диалог (расспросите все ли необходимое сделал ваш друг перед отъездом) используя Present Perfect
  2. дайте советы другу вести здоровый образ жизни, используя Present Simple

Такие виды работы позволяют  стимулировать познавательную активность учащихся на уроке и способствовать формированию коммуникативных умений и навыков в соответствии с современными требованиями к уроку иностранного языка.

Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка.

        В  моей работе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

        Итоговые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить  учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.

        Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  1. создание психологической готовности детей к речевому общению
  2. обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала
  3. тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровые уроки способствуют расширению лексического запаса школьников, углублению их знаний по грамматике, развитию навыков говорения.

Виды игровых уроков разнообразны: викторины с использованием страноведческого материала, урок – соревнование по теме «Праздники». Для активизации лексики по темам «Лондон», «Путешествие» проводится урок – игра «Клуб путешественников».

При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинкам.

Кроссворд может использоваться не только как индивидуальная деятельность ребенка, но и как коллективная.

Например, игра «Half a cross word: Adjectives to describe people».

Класс делится на две группы (А и В). Составляется кроссворд с использованием слов по теме, затем все слова кроссворда делятся поровну. Делятся 2 пустых бланка один из них заполняется одной частью слова, другой - второй, так, чтобы они дополняли друг друга. Один бланк дается группе А, другой – группе В. Для заполнения кроссворда необходимо участие обеих групп: группа А поясняет группе В значение тех слов, которые имеются в ее бланке, затем группы меняются.

Использование такого игрового метода как составление истории по картинкам также используется для  изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или личного опыта.

В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.

  1. Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных  признаков предмета или явления;
  2. Учатся объяснять свою точку зрения, пытаясь отстаивать ее;
  3. Учатся слушать оппонента.

В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащиеся

  1. Развивают умение фантазировать, слушать других, контактировать с ними;
  2. Учатся подключать весь свой жизненный опыт;
  3. Синтезируют умения и навыки в едином акте действия;
  4. Учатся постигать особенности мышления англоязычных людей.

Ролевая игра помогает активизировать деятельность школьников, формировать умение самостоятельно выражать свои мысли. Когда учащиеся уже овладели необходимым  материалом по теме, проводится ролевая игра. В 8 классе, например, по теме «My country at a glance» класс делится на две группы – английские школьники и школьники  из России. В ходе беседы «британцы» рассказывают то, что они знают  из газет и журналов о России, задают вопросы. Русские школьники выражают свое отношение, при этом используются фразы диалога, которые отрабатываются заранее.

                I don’t think so …                That’s right                        It’s a pity…

Ролевая игра используется и в 7 классе, например, по теме «Экология», в 6 классе  по теме «Покупки». Активное участие в ней положительно влияет на формирование познавательных интересов учащихся, содействует таких навыков, как самостоятельность и инициативность.
        В учебниках данного УМК много предлагается проблемных ситуаций. Для овладения коммуникативными умениями необходимо использовать способности к воображению, фантазии, которые отражают индивидуальность личности ученика. Поэтому ситуации для развития этих умений отбираются таким образом, чтобы дать учащимся возможность реализовать их способности. Например, 7 класс, «Какие черты характера вы цените в своих одноклассниках?», «Как вы думаете, вы в ответе за свою планету? Почему?». 11 класс – «Убедите своих друзей, что 21 век – век кинематографа».

Формирование коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроках в виде проектов.

        Работа над проектом – совместная творческая деятельность, где каждый ученик решает какую-то определенную проблему. Участие ребят в данной работе развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность и  другие качества личности. При работе над проектом ученики отстаивают и аргументируют свои позиции.

Темы проектов разнообразны:

  1. Влияние географического положения на жизнь людей – 10 класс
  2. Город будущего – 7 класс
  3. Что бы вы одели на первое свидание – 10 класс и другие.

Некоторые способы и приемы  развития речи на уроках.

        Мне хотелось бы описать и другие приемы и организационные формы работы по формированию у учащихся умений и навыков в устной речи.

        В учебниках содержатся специальные упражнения, в которых в одном случае учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают свое отношение  к той или иной проблеме английских школьников. В другом – рассказывают способности к догадке, самостоятельно обобщать, формулировать грамматические правила, умение сравнивать, анализировать.

        С этой целью на уроках стараюсь использовать различные виды работ, учебный материал, который освоен учащимися ранее, продумываю возможные ситуации для развития монологической речи, думаю о том, как совершенствовать речевые навыки учащихся в аудировании, чтении.

         При работе над аудированием использую также и другие виды работы: исправление утверждений, ответы на вопросы, заранее записанные на доске, понимание по ключевым словам, рассказ на родном языке, завершение текста (на догадку), рассказ от другого лица, в другом времени.

        Одним из важных средств развития речи учащихся является речевая зарядка, которая проводится в начале урока. Регулярное проведение речевой зарядки позволяет прочно усвоить лексику, закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры, речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены учащимися.

  1. What date is it today?
  2. It’s Monday.
  3. What day was it yesterday?
  4. It was Sunday.
  5. Did you have lessons yesterday?
  6. No, we didn’t.  

Знание степеней сравнения прилагательных позволяет включить их в речевую зарядку.

  1. Is the day cooler today?
  2. Yes, it is. It is cooler today.
  3. Was it warmer yesterday?
  4. Yes, it was.

При изменении погоды можно спросить Do you like the weather today? What do you usually do in bad weather?

На первом уроке недели можно спросить How did spend Sunday?

        При работе над закреплением модельных глаголов, неправильных глаголов провожу различного вида упражнения, которые учащиеся выполняют очень активно и с большим интересом.

  1. make up sentences using the verbs in Present Simple – 6 класс
  2. завершить предложения по наглядности
  3. учащимися раздаются карточки с глаголами в Present Simple. Учащиеся между  собой составляют микродиологи.

Употребление форм неправильных глаголов всегда вызывает затруднение у учащихся, при отсутствии постоянной тренировки ученики испытывают затруднения в выборе той или иной формы глагола. Типичной является такая ситуация – делая сообщение, учащиеся замолкают как раз тогда, когда нужно употребить ту или иную форму глагола. Тренировка по  закреплению проводится с помощью упражнений:

  1. произношу глагол на английском языке, показываю карточку с этим глаголом, прошу учеников перевести и назвать все формы, а затем класс хорошо повторяет их.
  2. называю глагол на русском языке.
  3. закрыв одну из форм глагола, показываю другую и  прошу назвать неопределенную форму глагола.
  4. отыскать глагол в прошедшем времени.
  5. Учащиеся подтверждают, что говорит учитель, или опровергает. Ученики повторяют за учителем.

При закреплении грамматических структур и лексики даются такие небольшие устные упражнения:

  1. Замена антонимом

This man is taller (shorter)

  1. Замена местоимений

A boy sees a friend (He…his)

  1. Микродиалог

Do you have a (картинка)

  1. Даны исходные фразы, дополнить их постоянными элементами

I get up at 7 o’clock (every day)

I’m writing (now)

  1. Дополнительные предложения элементами наращивания

He (reads) (an interesting) (book)

  1. Составление по ответу различные виды вопросов
  2. Завершить предложение развернутым высказыванием.

Yesterday (I played tennis)

  1. Изменение предложения: утвержденное в отрицательное, утвердительное в вопросительное и наоборот
  2. Из одной временной группы в другую
  3. Исправление неправильных утверждений по картинке.

Осуществление разноуровнего обучения.

        Осуществление разноуровнего обучения происходит внутри каждого класса. Дифференцированный подход предполагает разные по трудности и сложности задания для достижения одних и тех  же целей обучения. Формы дифференцированного обучения разнообразны – использование разных вариантов однотипных заданий, применение заданий разной степени сложности, чтение текстов разной трудности.

        Так, например, в 6  классе при прохождении темы «Квартира» сильные ученики уже описывают квартиру, задают или отвечают на вопросы. Слабые работают с карточкой, где задания очень простые. Если ученик справляется с карточкой хорошо, ему предлагается задание более сложного типа, например, ответить на вопросы, сказать несколько простых предложений для описания комнаты.

        При обучении чтению выбор материала осуществляется с учетом возможностей учащихся. Слабым ученикам предлагаются более короткие тексты. Иногда один текст делится на двоих, троих. При работе над текстами часто используется и групповая работа: один – читает, другой – выделяет новые слова, третий (сильный ученик) – переводит сложные предложения, вызывающие трудности для понимания.

        Успешно осуществляется овладение грамматическим материалом с помощью раздаточного материала. Дифференцирование заданий позволяет учащемуся с низким уровнем обученности осваивать грамматические структуры на доступном им уровне.

        Для усвоения учащимися конкретного программного материала на некоторых уроках даются корректирующие упражнения. Эти упражнения выполняются в основном учащимися с низким уровнем владения навыками и умениями аудированию.

        Например, заполните пропуски в предложениях на доске (варианты слов по теме прилагаются). Такие упражнения обеспечивают коррекцию лексических навыков. Или, прослушайте предложения и назовите слова, которые имеются в одном, но пропущены в другом (задание способствует развитию внимания).

                Your aunt may on a visit to you.

                Your aunt or uncle may come on a visit to you.

        Считаю, что основная задача дифференцированного подхода – удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальных качеств.

        Описанные мною приемы работы и разнообразные лексико-грамматические упражнения помогают сформировать у учащихся навыки устной речи, стимулируют их самостоятельность, развивают языковые, интеллектуальные и познавательные способности учащихся.

Литература

1.Каплан С.Д.  «Я делаю уроки», Минск, 1998г.;

2. Кузовлев В.П., Лана Н.М. Английский язык. Книга для учителя. Москва «Просвещение», 2001г.;

3. Щукина  Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» М., «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения уровня познавательной активности учащихся на уроках английского языка.

В статье представлено обобщение опыта работы учителя английского языка....

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Использование игровых методов на уроках английского языка представляет особый интерес, так как является актуальной темой для преподавания иностранных языков. Актуальность изучения данной темы обусловл...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...