Система повышения уровня познавательной активности учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему
В статье представлено обобщение опыта работы учителя английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
angliyskiy_yazyk_prochno_voshyol_v_nashu_zhizn.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы.
Система повышения уровня знаний и познавательной активности учащихся.
Никифорова С. В.
Учитель английского языка
Английский язык прочно вошёл в нашу жизнь. Изучение языка другого народа очень нужное и важное дело. Но поддерживать у школьников интерес, а следовательно и изучить язык на уровне общения, работать ежедневно и работать очень упорно, чтобы достичь успехов, - дело нелегкое.
Как сделать так, чтобы изучение языка было успешным? Чтобы у учеников появилось желание изучать этот язык? Этот вопрос волнует многих учителей, преподающих английский язык, в том числе и меня. Конечно, многое зависит от профессиональных навыков учителя, от умения построить и вести урок, от умения правильно выбрать методы и приёмы работы, чтобы ученик сумел почувствовать своё продвижение в изучение английского языка. Так как чаще всего ученики теряют интерес к изучению английского языка, если не имеют возможности использовать полученные знания по предмету, если не чувствуют востребованность своих знаний.
Опыт работы в школе показал, что только система, а не эпизодические действия со стороны учителя, способны привести к хорошему результату.
В данной работе мне бы хотелось обобщить свой скромный опыт работы по использованию системы деятельности учителя по повышению уровня познавательной и творческой активности учащихся.
В течение нескольких лет я работала над следующими методическими темами «Организация внеклассной работы по английскому языку», «Применение метода проектов в изучении английского языка», «Способы повышения уровня мотивации к изучению английского языка у учащихся начальных классов».
Работа над этими темами позволила мне сделать вывод о том, что только комплекс мероприятий и различных действий могут привести к желаемому результату. Под системой я подразумеваю следующие компоненты педагогической деятельности: систематически проводимая внеклассная работа по предмету, использование инновационных технологий, индивидуальные занятия, раннее изучение английского языка, знание своего предмета и желание работать со стороны учителя, кабинет английского языка (См. схему № 1).
В своей статье я хочу подробнее остановиться на каждом из этих компонентов.
Способов повышения интереса к изучаемому языку много, но одним из эффективных способов, на мой взгляд, является использование инновационных технологий. (См. схему № 2)
В своей работе я использую технологию проектно- ориентированного обучения, элементы информационной технологии, игровую технологию, здоровьесберегающую технологию.
Технология проектно – ориентированного обучения была разработана Т. Копферман и Р. Зигле. В основе этой технологии лежит метод проектов, проектная деятельность способна по мнению современных российских психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова сделать учебный процесс для школьников личностно значимым, в котором он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои способности, фантазию, активность.
Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Метод проектов способствует развитию социально- коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, повышает творческую компетентность самого учителя.
Группы учащихся формируются с учётом психологической совместимости, при этом в каждой группе бсть сильныб ученив, сЀедний и слабуй. Группа вЋбирает кдно зАдАнаб, одму ЂеЬу, но при ьЂом пЀоисходит распреаелееие Ѐолей. Каждый ученик полЃцает ЁамосЂоятекьную рабЮтЂ, учаЁЂок рабмты в проекте. В прдцессе вынолнениЏ проектной работы ученики понимают, что от успеха, работы каждого учемика зависит успбф всего проекта, поэтому каждый участнИк стремиЂся активно включиться в ооиск иЬформации.
Работая над проектом, ученики учатсч работать в «команде», ответственно относиться к въполнению заданий, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Работа над проекЂом сочетается с согданием прочной языковой базы у обучаемЋх.
Освоение проекЂной деятельности идёт постепенно, в младших классах ученики выполняют макро проекты, составляют альбомы, коллажи, рисуют открытки, настенные плакаты. В средн8х классах я работаю по учебно-меЂодическому комплексу В.П. Кузовлёва и проекты на данном этапе уже имеют более развёрнутый и углублённый характер. характер В даеным УМКа после изучения каждой темы предусмотрена организация данного вида деятельности и у учеников есть возможность заранее начать подготовку к тому или иному проекту. Конечно, нельзя сказать, что все проекты, выполняемые учениками, особенно, в первый год обучения, были интересными и успешными, но опыт работы приходит постепенно и с каждым проектом работа в данном направление улучшается.
Метод проектов направлен на то, чтобы развивать активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике.
В проекте всё идет от фантазии, воображения и, если всем ученикам класса предложить одну и ту же тему проектной работы, то всё равно конечный результат будет разным, проектные работы будут непохожими друг на друга.
Реализация проекта - уникальная возможность социализации ученика, где могут проявить себя абсолютно все ученики.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом ( выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. , умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать собеседника; отстаивать свою точку зрения, подкреплять аргументами, умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, причём совсем необязательно, чтобы она предваряла работу над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Если учитель решил использовать при изучении английского языка метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений, По мере возможности нужно спланировать всю серию уроков данного раздела.
На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений.
Выполнение проекта можно условно разделить на несколько этапов:
- определение темы, проблем, выбор рабочих групп;
- планирование: анализ проблем, выдвижение гипотез;
- знакомство с программной лексикой и грамматикой;
- овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
- ознакомление с аутентичным материалом;
- поиск дополнительной информации;
- распределение заданий по проектной работе, самостоятельная работа учащихся над мини – проектом;
- контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений;
- повторная работа в мини группах;
- оформление проектов в виде коллажа, плаката или альбома;
- презентация и защита проектных работ;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов работы;
- организация выставки наиболее удачных работ.
В течение учебного года ученики работали над многими проектами. Наиболее удачные из них: «Защита окружающей среды», «Экологические проблемы нашей местности». «Мой досуг», «Добро пожаловать в Казань».
В конце учебного года мы проводим выставку лучших проектных работ. Эта выставка даёт возможность ученикам других классов познакомиться с другими проектными работами, так как для учеников в этом возрасте очень важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников.
Приведу пример работы в 7 классе над проектом «Мy free time».
В начале нового раздела я объясняю ученикам над каким проектом мы будем работать, тем самым я нацеливаю их на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих своих проектах. Во время изучения данного раздела ученики не только знакомились с новыми лексическими единицами, но и подбирали нужный для себя материал. Ученики были разделены на две группы, что внесло в их работу дух соперничества.
Второй этап – это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Её можно проводить различными формами: в виде речевой зарядки, в виде интервью, в виде опроса и выявления в процентном соотношение, чем любят заниматься ученики в свободное время, проблемы проведения досуга. Конечно, основная поисковая работа велась во внеурочное время, ну на каждом уроке обязательно отводилось 7-10 минут для работы над проектом. На переменах и после уроков ученики подходят к учителю для решения языковых трудностей. Также на этом этапе идёт обучение закрепление коммуникативных речевых штампов, фразы согласия и несогласия.
Третий этап- это презентация и обсуждение проектных работ. Каждая группа защищает перед классом свой проект (5-9 минут), а после презентации была проведена общая дискуссия.
Ребята заранее готовят свои вопросы, высказывают свои мнения о проектной работе другой группы. Проектные работы были оформлены в виде стенгазеты, красочного альбома с рисунками и фотографиями.
Конечно же, метод проектов имеет определённые трудности как для учеников, так и для учителя, но, на мой взгляд, он оправдывает использование его на уроках английского языка
Подготовительным этапом к выполнению проектных работ может быть использование на уроках ролевых игр. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Ролевая игра – это игровая деятельность для учеников, в процессе которой они выступают в определённых ролях. А с позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогической речи. Ученик входит в ситуацию и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать ряду требований. Именно поэтому распределение ролей является очень важным моментом в работе учителя. Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности, потребности, интересы и склонности, языковую подготовку, статус ученика в классе. Можно использовать индивидуальную, парную, групповую работу. Ролевую игру я использую на всех этапах обучения. Она может быть построена на основе данного диалога, в тоже время можно предложить только тему и конкретную ситуацию, а ученики сами придумывают содержание. Ещё одним видом ролевых игр, которые я использую в своей работе, являются игры на основе прочитанного текста. После прочтения текста я предлагаю выбрать персонаж, который им понравился, ученики выступают в роли репортёров, а ученик , исполняющий роль этого персонажа, может придумать свои варианты ответов при ответах на эти вопросы. Также можно использовать и другой вид работы: ученики получают листки с определённой лексикой, их задача - используя эту лексику, разыграть ситуацию, причём тему и роли ученики выбирают сами. При этом если потребуется, учитель помогает ученикам в выборе ситуации и распределение ролей.
Использование ролевых игр повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся на всех этапах обучения.
При изучении английского языка необходимо постоянно тренировать полученные навыки и умения. Я стараюсь на уроках английского языка использовать игры и викторины, соревнования и конкурсы. Они очень оживляют урок и повышают уровень усвоения материала. В конце прохождения определённой темы уместно провести урок – соревнование.
На таких уроках идёт активизация приобретённых ранее знаний, формирует более высокий уровень коммуникативных возможностей, а это в свою очередь ведёт к более успешному участию и выполнению проектных работ, а следовательно и к успешному овладению английским языком.
И государство, и общество признали тот факт, что изучение английского языка со второго класса полезно всем детям.
Психологи утверждают, что чем раньше ребёнок начинает обучаться иностранному языку, тем более лёгким и более прочным оказывается его усвоение.
Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей и определяет развитие мышления, памяти, восприятия, внимания.
При этом игра сохраняет своё значение, дети не теряют интереса к игре и продолжают играть до 10-12 лет. Возможность использовать приёмы игры на уроке позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психологические процессы. Поэтому опора на игру – это важнейший способ включения в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер. При организации игры многое зависит от учителя, от его эмоциональности, умения создать доброжелательную обстановку. В основе все учебно-методических комплектов уже заложена игровая форма деятельности. Форм и видов игр очень много и я хочу привести несколько, эти игры направлены на развитие памяти, мышления, внимания и закрепления лексики в форме игры.
Игра «Кукла». Ученикам предлагается нарисовать куклу, но только те её части, которые он может назвать на английском языке. Побеждает тот ученик, который сможет нарисовать все части тела куклы.
Игра «Дом». Ученики находятся «в лесу». Им нужно вернутся «домой». За каждую правильно названую букву алфавита, они могут сделать шаг вперёд.
Игра «Цвета» Учитель называет какой- то один цвет, ученики должны найти и показать этот цвет.
Игра «Учитель». На 3-4 минуты учителем в классе становится один из учеников и проводит заранее подготовленную физкультминутку или разучивает песню.
Игра «Добавь слово»».
Цель: активизация речевого материала, развитие навыков устной речи, памяти, мышления.
Первый ученик сообщает какую- то информацию, полученную от учителя. Количество информации нарастает и последнему ученику достаётся самый большой его объём.
Игра «Кто больше напишет слов?
Речевая задача: закрепить написание слов по определённой теме.
Участвуют две команды. Ученики обеих команд по очереди бегут к доске и пишут слова по заданной теме. Побеждает команда, написавшая большее количество слов без ошибки. (Журнал « Иностранные языки в школе» №8, 2005 год.) Ученики с удовольствием принимают участие в ролевых играх, так как более стеснительные и застенчивые дети могут остаться в стороне, а ролевая игра предполагает, что ученик выступает за другого человека или персонажа и это помогает ученикам быть более раскрепощёнными.
Однако нельзя весь учебный процесс превращать в игру, учитель должен уметь определять место игры в учебном процессе и вовремя проводить грань между игрой и усвоением программного материала.
В своей работе я стараюсь уделять внимание и состоянию здоровья своих учеников, ведь не секрет, что в последнее время уровень заболеваний среди учеников очень высокий.
Одной из форм разрядки на уроке является физкультминутка, т. е разрядка с использованием различного рода движений.
Физкультминутка может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором.
Как правило, младшие школьники очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью, они не могут сконцентрироваться на выполнение однообразных, утомительных заданий, они обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственней интерес, поэтому, планируя урок, я стараюсь продумать частую смену видов деятельности. Они плохо воспринимают длительные монологические объяснения учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы.
Учитель должен следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к дальнейшему продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности (обычно он наступает через 10-15 минут). При первых признаках снижения работоспособности провожу подвижную игру, физкультминутку, или предлагаю спеть песню.
В начальной школе песни и рифмовки играют важную роль, так как позволяют ребёнку овладеть лексикой, грамматическими структурами без особых усилий. Однако необходимо подчеркнуть, что знание той или иной песни- рифмовки не означает владение самой структурой. После заучивания учитель должен провести дополнительную работу для того, чтобы активизировать воспроизведение в памяти и употребление в речи. Для меня большим подспорьем в работе является книга « Сборник песен в начальной школе».
В тоже время они очень быстро устают, у них ограниченная работоспособность и потребность в двигательной активности. Их отличает любознательность и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения я стараюсь использовать яркие картинки, необычные ситуации и оригинальные сюжеты со сказочными персонажами и героями любимых детских мультфильмов.
При организации обучения вообще и контроля в частности важно создать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей. А учитель, должен уметь находить такую ситуация, чтобы ученик даже с низким уровнем активности имел возможность отличиться, важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд.
Дети очень чувствительны к оценке их учителей. Младшие школьники всё ещё не в состоянии отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Слова « Ты сделал это плохо» они понимают так «Ты плохой» - и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе. На уроках как можно реже использую слова «Не сделал, не смог не выучил», а заменяю их на более нейтральные: « Постарайся ещё раз», «Попробуй, у тебя получится», «Я в тебя верю».
Учёт психологических особенностей младших школьников и их дальнейшее развитие является важнейшим условием успешности изучения и обучения английскому языку.
Работая над проблемой «Игры в обучении английскому языку» я ознакомилась с методической литературой по данной теме, разработала свои игры и применяю их на уроках.
Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность, воображение, творческие способности играющих. А если ученик при этом будет говорить по-английски, то здесь, по-моему, таятся богатые обучающие возможности. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания- всё это даёт возможность ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и это благотворно сказывается на результатах обучения.
Приведу несколько наиболее простых игр, которые можно использовать на начальном этапе обучения.
Игра «Силач»
Цель: закрепить лексику по теме.
Один ученик идёт к доске, а остальные ученики по очереди говорят ему слова и предложения на английском или русском языке, а «силач» должен сказать перевод этого слова. Если он сумеет это сделать ,то он «поднял этот груз», а если нет, то он садится на своё место и к доске идёт другой ученик. Побеждает тот, кто сумеет перевести больше слов.
Игра « Угадай-ка»
Цель: закрепление лексики, умения строить вопросы..
Учитель приносит с собой мешочек с игрушками. Ученики задают общие вопросы, они должны угадать, что находится в мешке.
Игра «Поле чудес»
Цель: закрепление алфавита и лексики.
Учитель объявляет тему игры. Ученики называют буквы и пытаются угадать слово. За каждую неверно названную букву, команда получает штрафное очко. Ученики должны назвать слово прежде чем сумма штрафных баллов превысит допустимую норму.
Разнообразные игры можно и нужно использовать на всех этапах обучения. Игры можно применять на всех этапах урока. Игру можно использовать, если вы почувствовали, что ученики устали и хотят немного отдохнуть. Игра в конце урока тоже очень полезна, они будут с нетерпением ожидать следующий урок английского языка.
В своей практике для введение грамматического материала я использую «грамматические сказки». Они очень просты по своей структуре. Ученики начальных классов форму сказок воспринимают лучше и эта форма подачи материала позволяет сделать усвоение материала более прочным.
Например при изучении темы «Времена глагола» я рассказываю ученикам сказку о том, как поссорились братья- близнецы. А при изучении темы «Степени сравнения прилагательных» использую сказку о ленивых словах, которые проспали бал в королевстве. Сказок много – они помогают ученикам не только усвоить материал, ну и отвлечься и отдохнуть на уроке.
Один из эффективных способов повышения уровня знаний и познавательной активности в условиях модернизации образования является применение на уроках компьютера. В условиях выполнения проектных работ, умение пользоваться компьютером и находить нужную информацию является одним из самых важнейших условий успешного выполнения проектной работы.
В школе имеется оборудованный компьютерный класс с подключением к Интернету. Ученикам очень нравится уроки английского языка, проводимые в компьютерном классе.
В своей работе я использую интерактивные учебники серии “Talk to Me” для учащихся 2- 4 классов и для учащихся старших классов, они помогают стимулировать интерес учеников к изучению английского языка, улучшить произношение, навыки аудирования. Очень интерес в этом плане диск «Профессор Хиггинс. Английский без акцента»
Для подготовки к олимпиадам и сдаче ЕГЭ по английскому языку я использую материалы из сайта www study. ru и www EFL и другие, на этих сайтах есть возможность пройти он-лайн тестирование и определить свой уровень знаний.
Неоценимую помощь оказывают и материалы из сети Интернет. Наиболее интересными и полезными для себя считаю следующие сайты: «Сообщество учителей английского языка», «Учителя английского языка», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», кстати, на этот сайт можно отправить и свои разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Интернет представляет нам большие возможности, поэтому в настоящее время я стараюсь научиться сама и научить учеников использовать эту возможность с пользой для себя.
На уроках английского языка мы создаём презентации проектных работ, самопрезентации.
Радость познания - вот что даёт использование компьютера на уроках английского языка, но всё же самое важное на уроке - слово учителя. Лишь учитель своим профессионализмом сможет создать психологически комфортную обстановку. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только ученик и учитель.
Систематически проводимая внеклассная работа по английскому языку, позволяет, на мой взгляд, повысить уровень знаний учеников. (См. схему № 3)
Работа, проводимая учителем вне учебного времени, должна быть направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков, навыков аудирования и т. д., а главное, вся работа учителя английского языка вне класса должна разбудить интерес учеников к углублённому изучению языка, использованию английского языка в повседневной речи. В задачу учителя входит показать школьникам важность знания английского языка, вызвать у них чувство радости, удовольствия от того, что они понимают, могут сказать и написать, что эти возможности увеличиваются от занятия к занятию. Именно во внеклассной работе ученики получают практику в применении английского языка.
Содержание и методика проведения массовой внеклассной работы должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Учитель английского языка может предоставить каждому ученику возможность проявить свои способности. Проведение массовых мероприятий в интересной форме создаёт благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств каждого ученика. Ученики учатся общаться друг с другом, вести себя более раскованно, овладевают навыками актёрского мастерства, умением перевоплощаться. Участие во внеклассной работе учит учеников более ответственно относится к данным поручениям, формировать в себе лидерские качества, развивать ассоциативное мышление, память, навыки общения в коллективе, творческий потенциал учащихся, учит учеников более уверенно смотреть в будущее.
Творческий характер заданий, конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению грамматических структур, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает возможности для индивидуальной работы ученика. Учитывая всё вышесказанное я разработала систему внеклассных мероприятий, которые, на мой взгляд, представляют интерес для учеников младших классов.
1. «Весёлый английский» Проведение различных форм игр, викторин. Очень важно создать атмосферу праздника. Настроение праздника, языковая атмосфера создаются при помощи музыки и песен на английском языке, красочным оформлением актового зала.
2. «Our theatre» Ученики занимаются постановкой пьес на английском языке. Пьесы должны быть лёгкими и основаны на доступном языковом материале (переведённые русские сказки, адаптированные пьесы и сказки на английском языке).
3. «Welcome! Welcome New Year Day» Новогодний праздник очень любят все дети, они с удовольствием выучат новогодние стихи и песни на английском языке для Деда Мороза, на праздник можно «пригласить» Санта Клауса.
4. «Mother’s Day» На этот праздник можно пригласить мам и бабушек и провести игру- конкурс или инсценировать сказку на английском языке, выучить песни, стихи и пожелания.
5. Вечер английского языка. Вечер можно провести в форме соревнования двух команд и обязательно нужно пригласить родителей учащихся.
6. »We like to sing» Ученики разучивают песни на английском языке, проводят репетиции, выбирают ведущего, который будет объявлять выступающих.
7. «Animals» Учащиеся разгадывают загадки о животных, рисуют своих любимых животных и рассказывают о них, поют песни, играют в различные игры и показывают инсценировки сказок о животных.
8. «Хочу всё знать.» Путешествие в Англию. Ученики знакомятся со стра-новедческим материалом (достопримечательности Лондона, театры, эмблемы государств, дома, мультфильмы и кинематограф в Великобритании, английский этикет, писатели, сказки и т. д.).
9. « My birthday». Ученики разучивают песню «Happy birthday», готовят самодельные подарки, учатся их дарит и поздравлять друг друга, затем можно инсценировать день рождение на английском языке.
10. «Мы юные репортёры» Ученики выпускают настенную газету на английском языке. Это может быть маленькие статьи о Лондоне, о символике Англии, о своей школе, о праздниках, кроссворды, вопросы. Желательно, чтобы эти статьи были отпечатаны на компьютере.
11. «Мы юные писатели» Можно попробовать вместе сочинить сказку, сделать выставку рисунков к этой сказке и выбрать самые удачные и красивые иллюстрации, а затем инсценировать её.
12. “ABC HOLIDAY” (The ABC party). Праздник, проведение которого завершает изучение букв английского алфавита. Работая с детьми, учитель готовит их к участию в мероприятии, совершенствуя их произношение, правописание, знание букв английского алфавита, разучивая песни и стихи, обучая держаться на сцене.
Очень важна атмосфера праздника в этот день. Зал следует оформить воздушными шарами и красочными плакатами, рисунками учеников. На праздник нужно обязательно пригласить родителей учеников.
Мероприятие можно провести в форме театрализованного представления, в котором примут участие сказочные персонажи.
13. «Как много мы узнали». Итоговое мероприятие в конце года. На него можно пригласить родителей, старшеклассников, учителей. Ученики рассказывают стихи, поют песни, разгадывают загадки. Важно, чтобы они увидели, как много они узнали и как много они умеют.
Наиболее распространённой формой проведения внеклассной работы по английскому языку в начальной школе является Клуб любителей английского языка. Организуя его, учитель рассчитывает на то, что его будут посещать дети, которые действительно интересуются английским языком и хотят дополнительно его изучать.
На первом занятие нужно вместе с учениками мы придумываем церемонию вступления в члены кружка или клуба, эмблему клуба и песню- гимн.
Одно из наиболее удачных форм внеклассных занятий, по праву, можно считать проведение кружковой работы. Тематика занятий может быть различной, желательно на первом занятие кружка обсудить вместе с детьми, чем бы они хотели заниматься, что бы хотели узнать. Можно провести анкетирование среди учащихся начальной школы.
В прошлом учебном году в нашей школе был организован кружок “Happy English”, занятия кружка посещали ученики 3-5 класса. В конце учебного года было проведено итоговое мероприятие “Learning English is fun”.
Вопросы анкеты.
1. Нравится ли вам изучать английский язык?
2. Хотел бы ты и дальше изучать английский язык?
3. Хотел бы ты участвовать в работе кружка (клуба) английского языка?
4. Придумай, пожалуйста, название этого кружка (клуба).
5.Каких гостей ты бы пригласил в наш клуб английского языка?
6. О чём вы хотели бы узнать, чем хотите заниматься на занятиях клуба?
Особое место в системе обучения иностранного языка занимает неделя английского языка. Планируя проведение Недели английского языка, учитель должен учитывать возможности своей школы, уровень знаний и умений учеников по английскому языку. План проведения недели английского языка я составляю в конце первой четверти, чтобы ученики имели возможность подготовиться. План недели обсуждается с учениками, в классах провожу анкетирование с целью выяснения, какие мероприятия ученики хотели бы провести, в каких из них хотели бы принять участия, какие конкурсы провести, и в какой форме. Подготовка к неделе английского языка начинается за месяц, полтора до самой недели, очень важно, чтобы ученики заинтересовались самой идей проведения данного мероприятия. Лучше всего провести неделю в форме соревнования, т. к. в учениках сильно развито стремление быть первыми и стремление побеждать. Только тщательно подготовленная и проведённая неделя даёт положительный результат.
Неделя английского языка направлена на формирование познавательных интересов учеников, расширение знаний и умений по предмету и демонстрацию достижений по английскому языку.
Во время проведения недели, у меня была группа учеников «добровольные помощники», ребята, которые на самом деле интересуются английским языком. Эти ученики помогали мне в составление плана проведения недели, в выпуске стенгазет, в разучивание стихов и песен с учениками начальных классов и т. д.
Я хочу поделиться опытом проведения недели английского языка в нашей школе.
С целью заинтересовать учеников и повысить их активность было решено провести неделю в форме соревнования учащихся. За неделю до проведения недели английского языка был объявлен конкурс «Самый активный класс» и «Знаток английского языка». По плану недели было намечено проведение одного общешкольного мероприятия каждый день. Результаты участия классов и отдельных учеников фиксировались в балльной системе в таблице «Результаты недели английского языка». Каждый класс и ученик могут наглядно видеть, какое место занимает их класс и кто лидирует в конкурсе «Знаток английского языка». Малый контингент учеников (56 учеников) позволяет контролировать участие каждого ученика.
Предлагаю план проведения недели.
Понедельник – открытие недели на общешкольной линейки. Повторное ознакомление с программой проведения недели. Кроссворды и ребусы для учеников.
Вторник – общешкольный классный час «Познакомьтесь: Великобритания.
Среда игра - «Слабое звено».
Четверг – конкурс на лучшую детскую газету на английском языке. Конкурс на лучшую обложку для учебника английского языка.
Пятница – вечер английского языка. Фестиваль английской песни.
Суббота – Подведение итогов недели. Торжественное награждение победителей недели.
Далее предлагаю краткие образцы сценариев проведения каждого дня Недели.
Понедельник: MR KNOW - ALL - DAY.
Особенно важно, чтобы ученики почувствовали атмосферу английского языка. Для этого на переменах и до начала уроков в школе звучат магнитофонные записи песен на английском языке, ребусы, кроссворды и викторины должны быть красочно оформлены, каждый класс развешивает в своём классе символику англоговорящих стран, у входа в школу красочно оформляется приглашение поучаствовать в недели английского языка.
В течение учебного дня ученики стараются найти ответы на развешенные головоломки, викторины и ребусы. В конце учебного дня ученики сдают ответы учителю английского языка, при выведение результатов подсчитывается количество правильных ответов и количество учеников класса, которые участвовали в конкурсе.
Вторник: Общешкольный классный час «Познакомьтесь: Великобритания»
Мероприятие проводится в актовом зале. Участвуют ученики 6- 11 класса. Мероприятие состоит из двух частей: выступление учителя и вопросы к аудитории. Для проведения данного мероприятия учителю потребуется много наглядности: карты стран, изучаемого языка, плакаты с символикой этих стран и достопримечательностями и т. д. В своём выступление учитель в увлекательной форме рассказывает о системе образования, традициях и обычаях, истории Лондона, достопримечательностях Великобритании и т. д. Во второй части учитель задаёт вопросы по содержанию своего выступления, ученик, который правильно и первым отвечает на вопрос учителя получает «бонус» (если ученик отвечает на английском языке, то он получает два «бонуса». По количеству «бонусов» определяется победитель мероприятия и класс- победитель. Вот некоторые вопросы на которые должны ответить ученики:
- Расскажите о системе оценок в английских школах.
- Назовите архитектора, который представил проект восстановления Лондона.
- В каком возрасте и по каким предметам сдают экзамены английские школьники?
- Когда Лондон официально стал столицей государства?
- Что такое “public school” и чем они отличаются от других школ?
Среда: Игра «Слабое звено».
В мероприятие участвуют самые активные участники недели английского языка, если участников много, то проводится отборочный тур. Ученики по очереди отвечают на вопросы ведущего. Первый тур длится две минуты. Каждый последующей тур на 15 минут короче. После каждого тура участники игры решают, (пишут имя этого игрока на листочке) кто должен покинуть игру.
Игра построена на основе телевизионной игры «Слабое звено».
Четверг: Конкурс «Детская английская газета».
В конкурсе участвуют ученики 6- 11 класса. Их цель – выпустить газету на английском языке для учеников 2 - 5 классов. Ученики самостоятельно придумывают рубрики для своей газеты, подбирают материал и придумывают оформление. Ученики сами определяют победителя т.е лучшую стенгазету на английском языке. В дальнейшем каждую из этих газет мы читаем, разгадываем кроссворды и отвечаем на вопросы во время занятий кружка английского языка.
Пятница: Вечер английского языка. Фестиваль английской песни.
Отдельно хочу остановиться на вечере английского языка. Мероприятие проводилось вечером, в нём приняли участие учащиеся 2-11 классов, родители и учителя.
Вечер включает в себя два этапа: фестиваль английской песни (конкурс на лучшее исполнение английской песни) и соревнование двух команд. В вечере английского языка приняли участие все учащиеся школы. Очень важен подготовительный этап к мероприятию. Ученики в течение двух недель разучивали песни (каждый класс должен исполнить одну песню), готовили инсценировки сказок.
Суббота: Подведение итогов недели английского языка.
В последний день недели учитель английского языка и ученики вместе подводят итоги недели, определяется класс победитель и самые активные ученики, а также ученик, который получает диплом «Знаток английского языка». В качестве подарков можно использовать книги на английском языке.
В прошлом году мы попробовали провести интегрированную предметную неделю «Английский язык плюс татарский язык»
Хочу предложить план проведения данной недели.
Понедельник.
Открытие недели. «А знаешь ли ты?»
В день открытия недели, совместно с учителем татарского языка, было проведено мероприятие «А знаешь ли ты?» Суть этого мероприятия в следующем: группа учеников готовят вопросы на татарском и английском языке и записывают их на листочках. При ходе в здание школы устанавливается пропускной пункт, каждый ученик вытягивает для себя один вопрос или задание на английском языке и один вопрос на татарском языке, если ученик правильно отвечает на оба вопроса, он получает сладкий приз. Вопросы и задания подбираются лёгкие, чтобы на них могли ответить все ученики. На переменах звучит татарская и английская музыка и песни. Инициативная группа проводит игры на английском и татарском языке.
Вторник.
Интегрированная стенгазета. Конкурс вопросов (первый тур олимпиады). Страноведческий материал, заметки и рисунки.
Среда.
Презентация и защита проектных работ. «Welcome to Kazan”
Четверг.
Выставка творческих работ учащихся (рисунки, проекты, кроссворды и ребусы). Второй тур олимпиады по английскому языку.
Пятница.
Брейн- ринг.
В пятницу были проведены интеллектуальные игры: «Брейн -ринг» по английскому языку и «Звёздный час» по татарскому языку. В интеллектуальной игре приняли участие ученики 8-9 класса.
Суббота. Подведение итогов. Мини- олимпиада (последний тур).
В субботу были подведены итоги недели и проведён последний тур мини – олимпиады. По её результатам определены победители недели английского и татарского языка. Думаю, что проведённые мероприятия надолго останутся в памяти моих учеников.
Большое место во внеклассной работе можно и нужно уделить интеллектуальным играм. Интеллектуальные игры способствуют развитию лексической компетенции учеников, умению логически мыслить, расширению социокультурной компетенции учащихся, умению использовать самостоятельно приобретённые знания, активизируют умственно- речевую деятельность, расширяют кругозор учеников, развивают интерес к предмету и интеллектуальные способности учеников, а также воспитывают уважительное отношение к культуре и истории страны, изучаемого языка.
Проведение интеллектуальных игр требует от учеников и учителя большой предварительной подготовки. Обязательно нужно учитывать уровень знаний своих учеников и не нагружать их сложным материалом, иначе они потеряют интерес к подобным мероприятиям, планирую мероприятие нужно учитывать интересы своих учеников и предоставлять им свободу действий. Варианты проведения интеллектуальных игр различны, хочу привести некоторые, которые я использовала или планирую использовать в своей работе.
Многие мероприятия можно проводить по аналогии с телевизионными передачами. В данной методической брошюре хочу привести некоторые формы проведённых интеллектуальных игр:
1. “Who Wants to Be a Millionaire?”
В качестве образца используется сценарий игры « Кто хочет стать миллионером?». Мероприятие можно провести по определённой теме, например по теме «Известные люди Великобритании» или «История и достопримечательности Англии».
Правила игры такие же как и в телевизионной передачи. Для отборочного тура подбираются вопросы на сообразительность. Для выбора ученикам предоставляется четыре варианта ответа, ученик может обратиться за помощью к аудитории, к другу и помощь учителя.
2.«Умники и умницы».
Игра состоит из трёх основных раундов( в каждом раунде определяется победитель раунда) и финального раунда (определяется победитель игры). Один из раундов можно полностью посвятить переводу пословиц, вопросы для других раундов учитель подбирает самостоятельно в зависимости от уровня подготовки учеников.
3. Игра «Слабое звено»
В игре принимают участие шесть учеников. Первый раунд длится 2 минуты, а каждый последующий раунд на 15 секунд короче. В каждом раунде выбывает один игрок, кого команда посчитает самым «слабым». Победитель играет в супер игру.
4. Викторина
Викторина можно провести как в письменной, так и в устной форме. Это может быть коллективная игра и индивидуальная. Вопросы викторины могут быть посвящены одной отдельно взятой теме и в тоже время викторина может быть проведена в конце учебного года и касаться всего изученного за год материала.
5. Страноведческая мини- викторина.
Правила её проведения такие же как и в викторине, отличие в том, что вопросы полностью касаются страноведения и на обдумывание отводится 15-20 секунд.
6. Брейн – ринг
Правила игры очень просты: участвуют 4-5 команд, сначала играют две команды, проигравшая команда выбывает из игры и команда – победитель играет с другой командой. На обсуждение вопроса даётся одна минута.
7. Звёздный час
В игре принимают участие 6-7 учеников. Выполняя задания различных туров, участники игры за правильные ответы получают звёздочки.
8. Аукцион «Австралия».
Правила игры: игра проводится между двумя командами по 5-6 человек. Каждая команда выбирает название команды и капитана и готовит приветствие.
9. Интеллектуальная игра «Бумеранг».
Игра проводится в форме соревнования между двумя командами.
10. Игра «Счастливый случай» на тему «Великобритания»
Правила игры такие же как и в телепередаче «Счастливый случай». Ученики заранее должны знать тему игры и подготовится, используя дополнительный материал. Тему игры можно выбрать любую, исходя из интересов учеников и уровня их знаний. В игре участвуют две команды, которые выбирают капитана и готовят вопросы для другой команды, а также представление своей команды в оригинальной форме. Жюри оценивает работу учеников. Игра состоит из четырёх геймов.
Очень большую роль в изучении английского языка играет кабинет английского языка. Вот уже 3 года я, со своими учениками, веду работу по оформлению кабинета английского языка.
В кабинете собрана необходимая справочная литература по предмету, имеются аудиокассеты по УМКа Кузовлева и Биболетовой.М. З. , в классе оформлены стенды.
Имеется так же богатый дидактический и методический материал (карточки, конверты по темам, лексические карты, карточки, тестовые задания.). Все материалы эстетично оформлены, систематизированы и классифицированы по различным папкам.
Работая в таком кабинете, учащиеся могут получить информацию о различных сторонах общества, найти материал, соответствующий их личностным интересам, в частности в области культуры, политики, науки, экономики, спорта, а так же получить любопытные сведения и факты страноведческого характера из журналов и газет, использовать этот материал при подготовки проектных работ.
Возможности кабинета и богатая творческая лаборатория делают процесс овладения английским языком интересным, продуктивным и творческим.
Начиная данную работу над обобщением опыта своей деятельности, в качестве предполагаемого результата я выделила следующие:
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время;
- повышение уровня мотивации к изучаемому предмету;
- формирование устойчивого интереса к английскому языку;
- рост качества знаний учащихся;
- расширение возможностей учащихся в процессе самостоятельного поиска информации для дальнейшего изучения предмета;
Конечно, пока рано судить и делать выводы о результативности данной системы, так как для этого должно пройти определённое время. Как и любая система работы, она требует большой доработки и изменений. Могу выделить следующие результаты данной системы и пути распространения данного опыта:
1. Повысился уровень знаний учеников.
2. По результатам анкетирования английский язык является одним из самых популярных предметов в школе.
3. Ученики имеют возможность заниматься английским языком дополнительно, используя возможности сети Интернет и возможности кабинета английского языка.
4. Дипломант Всероссийского конкурса Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008 -2009 уч. год.
5. Разработки внеклассных мероприятий были представлены в методической брошюре «Система организации внеклассной работы».
6. Методическая брошюра «Система организации внеклассной работы» заняла первое место в конкурсе методических разработок среди учителей английского языка на августовской конференции учителей Мамадышского района.
7. Участие в работе районного методического объединения учителей иностранного языка. Выступления с докладами и работа в рамках круглого стола по теме «Актуальные проблемы образования»
8. Открытый урок по теме «Использование проектной технологии при обучении английскому языку» для учителей английского языка районного методического объединения.
9. Участие в составе творческой группы учителей английского языка в разработке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся
Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...
Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка
В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...
Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
Урок путешествие...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...
Технология развития критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках английского языка.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у...
Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».
Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...