Статья по методике английского языка "Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Слыжова Анастасия Алексеенва
Описание игрового метода,классификация игр,примеры игр для использования на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igry_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Слыжова Анастасия Алексеевна, преподаватель английского языка ,ГБУДО ДСООЦ «Лазурный»

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка».

Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

На мой взгляд, использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся, помогает решать важные методические задачи. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания.

Игра - активизирует все познавательные процессы учащихся: развивает внимание, память, мышление, творческие способности .

Игра - всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету.

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся.

Классификация игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1. Грамматические игры

 Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся. 

Предлагаю вашему вниманию игры ,которые наиболее часто применяю на своих уроках.

1."Что ты делаешь?" – Present Continuous.
У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...

2.Хоровод.

Дети становятся в кружок, водящий посередине. Дети водят хоровод и поют песенку:

          One and two,

               I and you,

            One and two,

            Who are you?

Учащийся, напротив которого оказался водящий отвечает на вопрос. Следующий куплет:     

                                One, two, three

                                    He and she.

                                    One, two, three

                                    Who is she?

На этот вопрос отвечает водящий, напротив которого оказался любой из учащихся.

3.Местоимения.

Дети водят хоровод и проговаривают считалочку:

One potato, two potatoes, three potatoes, four;

Five potatoes, six potatoes, seven potatoes more.

Как только считалка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она кончилась: His name is…кто не успел или не правильно назвал her  или his, садится на место.

2. Лексические игры

Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

1. Игра «Snowball» (снежный ком)- конструкция have got(has got)

Данная игра проводится после изучения конструкции

«I have got a ... /She/He has got a ...».

Все участники игры стоят в кругу. Учитель выдает картинки с изображением различных животных.

1-й ученик. I have got a dog.

2-й ученик. She/He has got a dog and I have got a cat.

3-й ученик. She/He has got a dog, she/he has got a cat and I have got a ... .

2. Игра «Family»

Игра проводится в парах. Один рассказывает о своей семье, а второй слушает и по ходу рассказа рисует семейное дерево, а затем показывает свой рисунок рассказчику и уточняет детали при помощи вопросов: «Have you got a ...? What is his/her name?»

Данная игра также помогает формировать навык аудирования с первых уроков английского языка.

3.Игра «Угадай по голосу».

Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Водящий выбирается считалкой. Он выходит на середину класса и встает спиной к остальным. Учитель незаметно для водящего показывает на одного из учащихся. Этот ученик говорит Hello! Водящий по голосу угадывает своего товарища, задавая вопрос: “Are you …?” Возможные ответы: “Yes, I`m … No, I`m …” Приветствовавший ученик сменяет водящего. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.

4. "Съедобное – несъедобное" – активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот  ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "по".

5. Игра "Слушаем команду"
Например, игра может быть направлена на отработку предлогов. В таком случае ее лучше проводить с каким-либо предметом, например, мягкой игрушкой. Учитель называет команду и предлог, а дети показывают: on the chair, under the chair и т.д.

3. Фонетические игры

Их можно применять для того, чтобы тренировать обучающихся в произнесении английских звуков, научить громко и отчетливо читать стихотворения

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.

1.«Найди рифму к словам». ( играем с учителями)

Учитель произносит слово, а дети должны найти к нему рифму. Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться:

doll-ball dog-frog

snake-cake clock-cock

bee-tree see-we

mouse - house toy-boy

(Вариант игры. «A song about my toys»).

1 and 2, and 3, and 4,

We are sitting on the floor;

We are playing with the ball

And a pretty little doll.

( a frog-a dog, a box-a fox, a car-a star).        

2.«Угадай по голосу, кто пришёл к тебе в гости».

 Кто-нибудь из ребят, закрыв глаза, стоит у доски, а другой ученик громко произносит слова приветствия:

Good morning, Petе! How are you?

Тот, кто стоит у доски, должен по голосу догадаться, кто с ним здоровается, должен ответить на приветствие, назвав ученика по имени:

Good morning, Olga!

I am fine, thank you!

3.Стихи и рифмовки используются для практики звуков, ритмов и ударения, иногда для тренировки грамматической и лексической модели или для заучивания отдельных слов.
Рифмовки часто имеют повторяющиеся слова или звуки, естественный ритм, в них есть элемент веселья . Учащиеся отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта.

  1. A black cat sat on a mat аnd rapidly ate a fat rat.
  2. William whistles very well.
  3. Santa`s short suit shrunk

4.Личные местоимения.

( играем с учителями)

Познакомимся, давай,

Вот он Я, иначе – I.

Я мамулечку люблю

ТЫ, мамуля, будешь – YOU.

Он читал свои стихи,

ОН, дружище, будет – HE.

Говорят ей: «Не спеши!»,

По-английски ОНА –SHE.

На столе предмет лежит,

Не живой он, значит,- IT.

Всех скорее собери

Все МЫ вместе будем – WE.

Вас всех вижу я в строю,

Ты и ВЫ, конечно, - YOU.

Позовите их скорей,

По-английски ОНИ – THEY

1.Цвета.

Учить цвета я стала

Цвет по-английски – color.

У меня сомнений нет

Красный цвет – конечно red.

 Облизнувшись, кошка съела

Желток желтый. Желтый – yellow.

 Я тону! Иду ко дну!

Синий цвет – конечно blue.

 Очень черный негр Джек.

Черный по-английски – black.

 Коричневое платье

Купила эта фрау.

Мы знаем очень точно:

Коричневое – brown.

 Ох, не спелый мандарин

Он зеленый – просто green.

 Мышонок серый, убегай быстрей!

Серый по-английски – grey.

 Мышка – mouse, кошка – cat.

Белый – white, а черный – black.

 Розовые розы падают на ринг.

Цвет красивый розовый,

По-английски – pink.

 Уверен, ты запомнишь:

Оранжевый цвет – orange.

Каким образом работать с рифмовками?

Учащимся предлагается прослушать рифмовку и выполнить следующие задания:

  • повторить рифмовку в определенном ритме;
  • выявить знакомые и незнакомые слова;
  • найти звуки, произнести их, написать транскрипцию;
  • повторение и постепенное добавление слов из рифмовки с соответствующим звуком;
  • проговорить рифмовку хором и индивидуально, корректируя ошибки в произношении;
  • проговорить рифмовку самостоятельно;

проиллюстрировать или драматизировать рифмовку. Разученные рифмовки используются на

  • последующих уроках. 

4. Орфографические игры.

  •  Цель данных игр – упражнение в написании английских слов, формирование  навыков сочетания букв в слове .

Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.

1.Игра «Эрудит».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.

Учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово «representanive». Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

Игра «Anagrams».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.

Ten – net; Take – Kate; Tea – eat; Race – care; Mile – lime; Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.

За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.

Игра «Riddles».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.

Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки:
- over the head and under the hat (hair);
- it runs all day but never runs away (clock);
- it moves without legs and flies without wings (cloud);
- it lives in winter and dies in spring (snow).

Заключение.

Итак, можно сказать, что обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.

Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.Без игровых действий  закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения,что нежелательно.Игра,введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку в качестве одного из приемов обучения,должна быть интересной,несложной и оживленной,способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

Таким образом,можно утверждать,что игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние,повышает трудоспособность и заинтересованность учащихся,стимулирует их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка

В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Использование игровых методов на уроках английского языка представляет особый интерес, так как является актуальной темой для преподавания иностранных языков. Актуальность изучения данной темы обусловл...