Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Урок путешествие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-Путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
(Составитель: Шаньгина И.Л.)
Если хочешь научить меня чему
то,
Позволь мне идти медленно...
Дай мне приглядеться...
Потрогать и подержать в руках
Послушать...
Понюхать...
И может быть попробовать на вкус...
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. получать и применять полученные знания для их решения;
- обладает критическим и творческим мышлением;
- умеет грамотно работать с информацией;
- коммуникабельна, контактна в обществе.
Повышение практической значимости предмета требует нового подхода к его освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения. Как известно, цель обучения иностранного языка в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение практическому овладению иностранным языком. Но вместе с этим нужно формировать у учащихся умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Сегодня требования времени таковы, что нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Обучая иностранному языку, мы должны понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и что сегодня школа призвана воспитывать личность, способную к творчеству в условиях постоянно меняющегося мира. Перед учителем встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Развитие творческих способностей — одна из самых важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка есть талант. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты человека можно развивать различными способами:
- Обеспечение благоприятной атмосферы;
- Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
- необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
- наличие высокой материально-технической базы школы;
- процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
- использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
- использование внеклассной работы.
Что же такое творчество в рамках учебного процесса?
Большинство психологов считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать великое историческое произведение, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Творческая деятельность имеет такие процессуальные черты, как:
- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- видение структуры объекта;
- учет альтернатив при решении задач;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.
Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.
В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Творчество – это способ положительной мотивации обучения.
Существуют внешняя и внутренняя мотивация к изучению английского языка и важно выстроить их стимулирующее воздействие на процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка. Или дать задания детям сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах или на вывесках магазинов, офисов в своем городе и т.д.
Чтобы собрать такую информацию, учащимся необходимо проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Выполняя такие задания, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации.
Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления нужно:
1) создавать внешние и внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность (по принципам хороших, захватывающих игр) через:
а) создание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках;
б) понимание возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях;
в) осознание зависимости своих «выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно рисковать;
2) учителю находиться в позиции не «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора и ведущего игры-урока, консультанта;
3) предоставлять учащимся самостоятельность в их действиях, создавать условия, при которых они не должны рассчитывать на помощь учителя. Такие уроки перемежаются с уроками-консультациями. У детей, кроме того, имеются дополнительные информационные материалы, облегчающие выполнение задачи;
4) всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.
Одной из форм развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка является урок-путешествие. Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Что дает урок-путешествие? Учитель должен coздать условия для активизации в речи обучающихся изученного лексического и грамматического материала, в процессе проведения таких уроков обучающиеся учатся связанно строить монологическое высказывание по конкретной теме; знакомиться с культурой различных стран, развиваются творческие способности учеников, навыки самостоятельной работы при подборке дополнительного материала к урокам, развиваются языковые, коммуникативные и социокультурные компетенции. Воспитательным аспектом таких уроков является формирования умения работать в коллективе, развитие навыков культуры поведения, демонстрация значения изучения иностранного языка для жизни.
Формами организации познавательной деятельности учащихся во время проведения уроков-путешествий являются коллективная, индивидуальная. Методы, применяемые на уроке: коммуникативный, игровой, метод исследования, ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка
Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....
Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...
Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета".
выступление на семинаре...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...