"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"
статья по английскому языку (8 класс)

Лебедева Людмила Васильевна

Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе.

Мотивацию учения можно без преувеличения назвать одним из ключевых, «корневых» вопросов современной лингводидактики. Языку нельзя научить, ему можно научиться.

Источники утверждают, что познавательная деятельность сопровождает человека от младенчества до самой зрелости, до полного его становления. Устойчивые осознанные стремления к получению знаний являются самым высоким уровнем познавательной потребности. Это уровень свойственен в основном школьникам в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте обогащение и расширение своих знаний становится привлекательным для учащихся.

«Формировать мотивацию, - пишет А.К. Маркова,- значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.»

Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. Это – сложный и многомерный процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности.

Среди мотивов, движущих школьниками 7-8 классов, психологи выделяют готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками. С учетом данных характеристик мотивационной сферы подростков к настоящему времени разработаны и успешно применяются различные виды и способы организации иноязычной учебной деятельности, мотивирующей подростков. Среди них – проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии, технология поддержки, технология модульного обучения, технология сотрудничества и др.

Технология сотрудничества (ТС) эффективно воздействует на процесс повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников 7-8 классов при условии тщательного отбора и планового включения элементов ТС в учебный процесс – на уроках и во внеурочное время.

Технология сотрудничества имеет целью активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Это – малые группы, пары, тройки, команды и т.д., состоящие из учеников разного уровня обученности. Обучение направлено на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала. Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает учиться своим товарищам, вместе с ними достигая единой цели.

Технология сотрудничества (ТС) – одна из технологий личностно-ориентированного обучения, в основные принципы которой входят:

- взаимозависимость членов группы,

- личная ответственность каждого за свои индивидуальные успехи и успехи группы,

- совместная учебно-познавательная деятельность,

- минимальное участие учителя в работе группы/пары/тройки,

- общая оценка работы группы.

Благоприятная атмосфера в учебной группе, включенность каждого ученика в образовательный процесс, отношения сотрудничества между педагогом и учеником, привлечение школьников к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки – все это способствует воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности. При совместной работе учащихся активно совершенствуются коммуникативные умения, развиваются навыки самостоятельного учения, осуществляется социализация личности.

Группа таких заданий, предназначенных для совершенствования навыков сотрудничества, приведена ниже:

«Basket of Ideas» («Корзина идей»);

«One Minute Meetings» («Краткие встречи»);

«Roundabout» («Карусель»);

«Jigsaw» («Пила»);

«Acronyms» («Круги по воде»);

«Gallery» («Галерея»);

«Running Dictation» («Диктант на бегу»);

«Brainstorming» («Мозговая атака»);

 «Think/Pair/Share» («Думай самостоятельно / в парах / делись с другими»);

«Write/Pair/Share» («Пишем самостоятельно / в парах / делись с другими»);

«Save the Last Word for Me» («Последнее слово моѐ»);

«Group project» («Групповые проекты»).

Приведенные учебные задания могут быть знакомы и привычны для учащихся, тогда следует сделать акцент на умении сотрудничать, больше слушать друг друга, уметь договариваться. Если задания новы, они вызывают дополнительный живой интерес, может быть, даже затруднения, которые необходимо разрешать коллегиально в малой группе. Периодически после крупных групповых заданий и проектов, выполняемых в классе и во внеурочное время, можно использовать Лист самоанализа, с помощью которого каждый учащийся сможет отслеживать и оценивать свою работу в группе, степень вовлеченности в общую работу группы и долю вклада в общий результат. Кроме того, проводимая учителем общая рефлексия после выполнения сложных групповых заданий помогает учащимся вычленять элементы продуктивного сотрудничества, учиться взаимодействовать и оказывать поддержку товарищам.

Таким образом, учитель является организатором самостоятельной познавательной коммуникативной творческой деятельности на уроке. Он лишь помогает учащимся добывать новые знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы и их аргументировать. Учащиеся получают возможность осознать, осмыслить предъявляемый языковой материал, получают достаточную устную практику. Именно при такой форме организации учебного процесса формируются так необходимые на данном этапе навыки работы в команде.

Использование этой технологии делает учебный процесс ярким и радостным, обогащает всех участников образовательных отношений и в конечном итоге повышает мотивацию к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к изучению английского языка в начальной школе

Статья -обмен опытом на районном семинаре « Школьная мотивация педагогов и обучающихся».Повышение мотивации к изучению английского языка в начальной школе на базе материалов для подготовки к Кемб...

Статья ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации в процессе изучения английского языка; рассматриваются приемы повышения внутренней мотивации обучающихся на уроках английского языка.The articl...

Рабочая программа по предпрофильной подготовке элективный учебный предмет «Деловой английский» для изучения английского языка в основной школе

Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Этот курс построен на равноценном обучении уст­ным и письменным формам общения ...

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения....

Технология обучения ИЯ "Jigsaw" с использованием ИКТ на уроке английского языка в основной школе

В данной презентации представлен фрагмент урока, с применением педагогической технологии "Пила-Jigsaw", в котром учащиеся работают с видеоматериалом...

«Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»

Из опыта работы «Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»...