Гигиенические критерии рациональной организации урока.
статья по английскому языку (8 класс) на тему
Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими.
а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета,
- требования к мебели,
- температурный режим помещения,
- уровень шума,
- место и длительность применения ИКТ.
б) Динамическая организация урока:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- поза учащегося на уроках.
в) Психологический подход при проведении урока:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся,
- дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат урока:
- мажорность урока (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к ученикам,
- наличие на уроке эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
- количество используемых на уроке методов, чередование методов,
- плотность урока,
- темп окончания урока,
- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
- умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,
- умение оценивать уровень работоспособности.
е.) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigienicheskie_kriterii_racionalnoy_organizacii_uroka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Так, в приведённой ниже таблице, отражены следующие гигиенические критерии рациональной организации урока:
№ п/п | Факторы урока | Уроки гигиенической рациональности урока |
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4 -7
| 2 - 3 | 1 - 2 |
3 | Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности
| Не более 10 минут | 11 - 15 минут | Более 15 минут |
4
| Частота чередования различных видов учебной деятельности
| Смена не позже через 7 - 10 минут | Смена через 11 - 15 минут | Смена через 15 - 20 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3
| 2
| 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10 - 15 минут | Через 15 - 20 минут | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2 - 3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работ. Поза не контролируется учителем. |
10 | Физкульт - минутки | Две разминки за урок, состоящие из трех легких упражнений, по 3 - 5 повторений каждого | Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продол - жительностью | Отсутствуют |
11 | Психологичес- кий климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции. |
12 | Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) | Не ранее чем через 40 минут | Не ранее чем через 35 - 37 минут | Менее чем через 30 минут |
Для сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока, но и использования в работе с учащимися нетрадиционных форм.
Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.
Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими.
а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
требования к освещенности кабинета,
требования к мебели,
температурный режим помещения,
уровень шума,
место и длительность применения ИКТ.
б) Динамическая организация урока:
физкультминутка,
дыхательная гимнастика,
глазная гимнастика,
поза учащегося на уроках.
в) Психологический подход при проведении урока:
учет индивидуальных особенностей учащихся,
учет темперамента учащихся,
умение работать с различными группами учащихся,
дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат урока:
мажорность урока (эмоциональность),
проявление доверительного подхода к ученикам,
наличие на уроке эмоциональной разрядки,
создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
количество используемых на уроке методов, чередование методов,
плотность урока,
темп окончания урока,
определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,
умение оценивать уровень работоспособности.
е.) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.
постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Работоспособность учащихся выше в классе, где создан благоприятный микроклимат путём постоянного проветривания через фрамуги, окна (даже зимой).
Следует помнить, что формирование хорошей осанки - основная цель при подборе мебели для каждого ребенка ведь учебный процесс связан не только с умственным, но и с физическим напряжением, так как даже сидение за партой вызывает значительное напряжение мышц спины, шеи, живота.. Необходимо постоянно объяснять ребятам, что удобнее и полезнее сидеть прямо.
Хорошо подобранная мебель позволяет ученикам сохранять правильную рабочую позу, при которой нагрузка равномерно распределяется на правую и левую части тела.
Присмотритесь к детям - на одном ли уровне у них лопатки, нет ли отклонений позвоночника в ту или иную сторону. И почаще напоминайте им, как правильно сидеть за партой. Постоянное внимание и контроль за рабочей позой учащихся позволит сохранить им хорошую осанку на всю жизнь. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием.
Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.
http://www.bigpi.ru/schools/ljxm_20071023085954.doc
Как сохранить здоровье при работе с компьютером
Как снизить вредность компьютера
1. Снижение утомляемости глаз: - хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны);
правильное расстояние до дисплея (45-60 см); - чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов.
Естественный свет должен падать сбоку (слева)
-.вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка -до 30 минут(10-15 мин. младшие школьники);
пеpеpыв - не менее 15 минут - ограничение времени игр и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
2. Снижение физического утомления (стесненной позы): - специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников; - специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения: - ограничение времени игр и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения: - установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении;
- умывание холодной водой после работы.
-.понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли.
Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и ,пpи возможности, установить ионизатоp.
5.КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?
Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении ! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками:
1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента.
2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м.
3)изменение яpкости по площади экpана - не более 70 пpоцентов.
4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности не более 500 В/м по всем стандаpтам.
5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности - не более 10/1 В/м (MPR II - 25/2,5).
Примечание : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа - наиболее мягкий -MPR II, сpедний - TCO 92 , наиболее жесткий - TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.
Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы.
Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:
Устаревший монитор 100% Современный монитор 14 дюймов 70% Современный монитор 17 дюймов 60% Современный монитор 15 дюймов (типа View Sonic G655) 40% Цветной ЖК монитор 20% Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор 15%
Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.
Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером: Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств.
При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...
Презентация "Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения"
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умств...
Дистанционное обучение.Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером
В целях предотвращения неблагоприятного влияния вредных факторов трудового процесса на здоровье пользователей персональными компьютерами (далее ПК) необходимо соблюдать ряд рекомендации при орг...
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и у...
Статья "Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся"
Статья (информационный материал), поможет учителю рационально организовать урок....
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Планирование урока...
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения...