Статья "Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся"
по теме
Статья (информационный материал), поможет учителю рационально организовать урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnaya_organizatsiya_uroka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся
Плотников А.Н. учитель первой квалификационной категории
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся.
Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:
- соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
- методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей:
- подготовительной (5—10 минут),
- основной (25— 30 минут),
- заключительной (3—5 минут);
- обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.
Реализация ниже перечисленных принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
Рассмотрим первый принцип: принцип гигиенически правильной организации урока, который дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.
Факторы урока | Уровни рациональности урока | ||||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | |||
1 | Санитарно-гигиенические условия урока:
| Соответствуют нормам СанПИНа | Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов. | Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам | |
2 | Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% | |
3 | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 | |
Частота чередования различных видов деятельности | Смена не позже чем через 7-10 минут | Через 11-15 минут | Через 15-20 минут | ||
Количество видов преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 | ||
Наличие физкультминуток | На 20-35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких с повторением каждого. | 1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью | отсутствуют | ||
8 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции. | |
9 | Наступление утомления учащихся | Не ранее 40 минут | Не ранее 35-37 минут | До 35 минут | |
10 | Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения | Демократический | Демократический с проблемами организации сотрудничества | Авторитарный попустительский |
При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся.
Сравнительная таблица работоспособности на уроке
Этапы урока | Без ТСО | С ТСО |
3—5 минут | 5 мин | |
период самой высокой работоспособности | 5—10 минут | 25–35 мин |
период компенсаторной перестройки | 2—3 минуты | 5 - 15 мин |
период средней работоспособности | 5—10 минут | |
период непродуктивной работы. | от 17 до 30 минут | - |
Таким образом, использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой – технические средства обучения (ТСО) увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подаче ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Использование компьютеров в старших классах приводит к большей утомляемости, в основе которой лежит несколько причин:
1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации и
- хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия.
Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием:
а) видеофрагментов или работа с ПК длительностью свыше 25–35 мин (в зависимости от предмета);
б) преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора;
Плотников А.Н., МОСШ №3 г. Белоярский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса
Данная презентация поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....
Мультимедийный урок как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете...
Общая характеристика режима дня и учебной нагрузки учащихся 10-х классов.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.В основе рационального режима — закономерности д...
"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"
Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...
«Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий, как важнейшего фактора гражданско-патриотического воспитания учащихся»
Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Ф...