(1)Я – учитель английского языка Излучинской первой школы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Якимов Андрей Григорьевич, представлю свой опыт работы по теме «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций».
(2)Слова Каменского стали моим педагогическим кредо: «...главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей»
(3) ФГОС
(4) В2009 году познакомившись с ФГОС темой самообразования определил для себя «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций»
(5) Основной целью обучения на основе учебных ситуаций является Формирование познавательных и творческих способностей учащихся, которые позволяют быть компетентными в различных сферах иноязычной культуры.
для реализации данной цели решаются следующие (6)Задачи:
Стимулировать деятельность учащихся на уроке английского языка в разных учебных ситуациях
Воспитывать культуру умственного труда в процессе изучения языка и формирования собственной позиции
Формировать у учащихся умение самостоятельно решать различные коммуникативные задачи
(7)Технология создает условия, которые, провоцируют детское действие:
• Игры и эксперименты(со звуками, буквами, словами, грамматическими структурами, текстами)
• работа с учебными моделями(слова, устные высказывания)
• Наблюдения, обсуждения, описания и анализ (слова и конструкции, особенности их построения и употребления, порядок действий)
• Группировка, упорядочивание, классификация, сравнение
• Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты)
• Ежедневное чтение (вслух и «про себя») и письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы)
(8) Способы реализации технологии:
• Образцы деятельности
• Различные методические или дидактические средства
• Последовательность выполняемых действий
• Особенности организации урока или иной единицы учебного процесса
(9)Алгоритм технологи. Дети с помощью учителя:
• Обнаруживают предмет своего действия,
• Исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
• Преобразуют его, предлагают свое описание, и т.д.,
• Частично запоминают.
Отбор и использование учебных ситуаций позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов следующих технологий: технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, интерактивной технологии, игровой технологии.
(10) Перечислю основные характеристики урока английского языка с использованием учебных ситуаций:
- урок проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъёме, что даёт выход творческой энергии его участников;
- царит атмосфера сотрудничества и сотворчества;
-мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приёмами: используются метод проектов, творческие задания, подразумевающие самостоятельную работу (творческие сочинения, эссе, письма), ролевые игры;
- на уроке для учащихся создаются возможности проявить себя в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая);
- учитель и учащиеся заботятся об этике взаимоотношений, осваивают нравственные нормы, возникает желание продолжить общение и совместную учебную деятельность.
(11) Я внедряю в свою практику такие методические приемы, которые обеспечивают необходимое речевое взаимодействие школьников на английском языке.
(12)Интервью.
Задача: опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения.
Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений.
Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т.к., если в группе, например, пятнадцать учащихся, каждый из них четырнадцать раз формулирует свой вопрос и дает четырнадцать ответов на обращенные к нему вопросы.
(13)Групповые решения.
Этот прием имеет чаще всего такую форму: класс делится на несколько групп школьников, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора. «Вы плывете на лодке. Вдруг через отверстие в дне начинает литься вода. Что делать? У вас есть топорик, термос, весла». Suddenly, through the hole in the bottom of the waterbegins to flow. What should I do? Do you have a hatchet, a thermos, the oars. "
Банк информации.
Каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.
Одной из форм такой работы является обмен информацией об актуальных событиях. Каждый ученик получает на карточке краткую информацию о тех или иных событиях в нашей стране и за рубежом. Его задача – за ограниченное количество времени расспросить об этих событиях как можно большее число одноклассников, а также сообщить каждому свою информацию. После этого слово предоставляется ученику, который сумел собрать наибольшее количество сообщений.
(14)Другая форма этого приема организуется с помощью текста, разделенного на небольшие фрагменты. Каждый ученик получает один фрагмент (на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. Приведу в качестве примера следующие карточки:
1. Тауэрский мост – это один из мостов через реку Темзу. Можно сказать, что это самый знаменитый мост. Он был построен в 1894 году.
2. Тауэрский мост состоит из двух частей. Каждая весит тысячу тонн. Мост может подниматься, чтобы пропустить корабли вверх по реке.
И т.д.
После того, как учащиеся завершат обмен информацией, я предлагаю ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы может только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения.
(15) Дискуссионная игра
В 10-11 классах я использую дискуссионная игру, организованную с помощью ролевых карточек. Например, при обсуждении проблемы, «Каким должен быть современный молодой человек?» учащимся раздаются следующие карточки:
1. Ты считаешь, что современный молодой человек должен заниматься спортом. Согласись с тем, что современный молодой человек должен увлекаться популярной музыкой. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек должен регулярно посещать дискотеку.
2. Ты считаешь, что современный молодой человек должен много читать. Согласись с тем, что современный молодой человек должен много путешествовать. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек –должен увлекаться современной музыкой.
В соответствии с ролевой карточкой каждый ученик имеет возможность открыть дискуссию, т.е. высказать свое первое мнение («Ты считаешь…»), затем, внимательно слушая одноклассников, вступить в открываемую ими дискуссию («Согласись…», «Возрази…»). Такое «запрограммированное» общение постепенно переходит в естественное, в ходе которого каждый высказывает собственные мысли и мнения.
Я считаю, что использование учебных ситуаций на уроках английского языка способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
(16)Продукты моей инновационной деятельности:
Разработан и апробирован комплекс заданий для вовлечения учащихся в учебные ситуации;
Разработаны рекомендации по организации обучения на уроках английского языка на основе учебных ситуаций.
Для непрерывного повышения своей педагогической квалификации я участвую в конкурсах профессионального мастерства.
(17)В 2005 году - лауреат районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм».
(18)В 2011 году – диплом победителя школьного этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года 2011»,
(19)В 2009 году – почетная грамота «За высокое профессиональное мастерство в педагогической деятельности».
(20)Сертификат участника методической конференции «Инновации в преподавании английского языка»
(21)Свои «профессиональные часы» я завел чуть более 8 лет назад и всё это время стараюсь создавать условия для того, чтобы мои ученики искали своё место в жизни и доказывали себе, что они могут сделать всё, за что берутся.