«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»
материал по английскому языку

Щелакова Светлана Николаевна

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, в рамках которой результаты образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Среди всех личностных результатов обучения остановимся более подробно на одном - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Эмоционально – ценностное отношение к учению является одним из важнейших показателей личностного развития школьников. Данный результат базируется на субъектности обучающихся в процессе учебной деятельности.

Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании, формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Таким образом, в связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности.

Виды учебных ситуаций:

  • Учебная ситуация целеполагания;
  • Учебная ситуация планирования;
  • Проблемная ситуация и ее решение;
  • Учебная ситуация моделирования;
  • Учебная ситуация наблюдения;
  • Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке;
  • Учебная ситуация рефлексии;
  • Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям.

Таким образом, урок рассматривается как совокупность учебных ситуаций. Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др.

Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Задача учителя:

1.        научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности;

2.        уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к активному действию, создает мотивацию учения, чтобы ребенок захотел на уроке выполнять определенные действия.

Предметное содержание:

  • Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. наряду с предметными достигаются метапредметные результаты;
  • Структура современного урока должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Приемы для создания учебной ситуации:

  • «Привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог;
  • «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
  • «Отсроченная отгадка». Возможность выдвинуть версию;
  • «Неопределенность». Неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  • «Яркое пятно». Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность;
  • «Несоответствие». Порождается противоречием между жизненным опытом, житейским представлением и научными данными;
  • «Конфликт». Столкнуть разные мнения людей, предъявить одновременно противоречивые факты;
  • «Мозговой штурм»;
  • «Птичий базар». Проговаривание вслух, но не хором;
  • «Невыполнимое задание». Невозможность выполнить практическое задание без определенного дополнительного действия/знаний/навыков;
  • «Ромб ассоциаций». Внутри начерченного записывается слово, тема текста, эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов;
  • «Fish-bone». 4 блока: голова - обозначается вопрос или проблема; косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы; косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; хвост - выводы и обобщения по вопросу;
  • «Реставратор». Восполняется текст (схема, таблица, т.д.);
  • продуктивные задания.

Продуктивные задания могут быть и самостоятельным видом деятельности, хотя и относятся к учебным ситуациям. Это такие задания, ход выполнения которых не описывается в учебнике, а имеются лишь подсказки. Задания нацелены не только на предметные, но и на метапредметные результаты. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Учебными ситуациями могут стать, так же, задания:

  • Составить таблицу, схему, кластер;
  • Сформулировать вопросы к тексту;
  • Изучить и зарисовать объект;
  • Создать модель;
  • Лабораторная работа.

Развитие образовательной ситуации предполагает возможность перехода ученика на более высокие смысловые уровни: от предметного к метапредметному. Постепенное включение учебных ситуаций традиционный образовательный процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к изучаемому материалу.

Приложение

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Привлекательная цель

Таблица для описания различных жанров фильмов

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Невыполнимое задание

Просматривание видеоклипов с заполнением таблиц

3. Этап выявления места и причины затруднений

Частичное заполнение таблиц (письмо)

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Самостоятельное получение знаний

Обращаемся к учебнику (работа с учебником, аудирование)

5. Реализация построенного проекта

«Птичий базар» (проговаривание новых слов)

Заканчиваем таблицу (фронтальный, письмо)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа

Просмотр видеофрагмента с заполнением отдельной таблицы (индивидуальная, письмо)

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Конфликт, мозговой штурм

Деление на 2 группы по принципу «Можно/нельзя смотреть детям»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Дискуссия, аргументы «за» и «против», нахождение компромисса (групповая работа, диалог./монолог. высказывания)

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

Обсуждение

Описание фильма с целью угадывания/упражнение из учебника (дифференцированное задание)

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

  •  «Привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

  • «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

  • «Отсроченная отгадка». Возможность выдвинуть версию.

  • «Неопределенность». Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

  • «Яркое пятно». Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

  • «Несоответствие». Порождается противоречием между жизненным опытом, житейским представлением и научными данными.

  • «Конфликт». Столкнуть разные мнения людей, предъявить одновременно противоречивые факты.

  • «Мозговой штурм».

  • «Птичий базар». Проговаривание вслух, но не хором.

  • «Невыполнимое задание». Невозможность выполнить практическое задание без определенных дополнительных действий/знаний/навыков.

  • «Ромб ассоциаций». Внутри начерченного записывается слово, тема текста, эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов.

  • «Fish-bone». 4 блока: голова - обозначается вопрос или проблема; косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы; косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; хвост - выводы и обобщения по вопросу.

  • «Реставратор». Восполняется текст (схема, таблица, т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!

В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...

разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »

Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....

Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"

Статья касается  важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....

Использование новых технологий (мультимедийного оборудования) на уроках английского языка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучен...

Использование технологии проектного метода на уроках английского языка (методический материал)

Приведённый ниже методический материал представляет собой разработку четырёх уроков по творчеству Льюиса Кэрролла, целью которых является разыгрывание учащимися сценки из книги "Приключения Алисы...