Главные вкладки
Сценарий урока информатики в 10 классе "Алгоритм как модель деятельности"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Урок усвоения и систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к уроку информатики Алгоритм как модель деятельности | 16.11 КБ |
stsenariy_uroka_informatiki.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку информатики
по теме: Алгоритм как модель деятельности
ФИО (полностью) | Ли Оксана Денировна | |
Должность | Учитель информатики | |
Предмет | информатика | |
Класс | 10, информатика преподается 4 год (с 7 класса), 1 час в неделю, класс общеобразовательный, уровень подготовки - средний | |
Тема и номер урока в теме | Алгоритм как модель деятельности (пятый урок из семи по теме Информационное моделирование). | |
Базовый учебник/ его раздел /количество часов в неделю/год | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., 10-11 класс, Москва, Бином 2022 г. Базовый курс /Глава 3: Информационные модели, п.16/1 час /34ч. в год. |
Задачи урока:
- показать учащимся, что такое алгоритмическая модель
- вспомнить понятия: исполнителя алгоритма, СКИ, программы;
- рассмотреть пример построения алгоритмической модели угадывания числа половинным делением для различных исполнителей;
- научить учащихся использовать различные виды алгоритмов;
- воспитать интерес к предмету.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Используемые методы обучения:
- Практический эксперимент;
- Групповые обсуждения ;
- Мозговой штурм;
- Ролевые игры;
- Обучение с использованием компьютерных обучающих программ:
- Конструктор алгоритмов– программа для построения блок – схем, позволяет проверить работу алгоритма на любой стадии построения,
- Python – среда программирования,
- обучающий ролик «Алгоритм как модель деятельности», разослан учащимся, учащиеся изучают его содержание дома.
Используемая модель: модель смешанного обучения «Перевернутый класс»
Оборудование:
- сигнальные карточки;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- Презентация в формате Power Point,
- раздаточный материал (карточки для выполнения д/з).
На данном уроке дети закрепляют свои знания по предыдущим темам: моделирование, понятие модели, алгоритм, свойства алгоритма, составление алгоритма.
Исходя из задач урока, строится учебная деятельность учащихся.
Предварительный просмотр:
Сценарий урока информатики в 10 классе.
Тема: Алгоритм как модель деятельности.
О.Д. Ли, учитель математики и информатики
МБОУ г. Иркутска СОШ№1
Цели урока: ученик научится формализовывать и систематизировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.
Задачи урока:
- сделать вывод, что такое алгоритмическая модель;
- вспомнить понятия: исполнителя алгоритма, СКИ, программы;
- рассмотреть пример построения алгоритмической модели угадывания числа половинным делением для различных исполнителей;
- научить учащихся использовать различные виды алгоритмов;
- воспитать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- Предметные – Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели. Познакомить учащихся с примером алгоритмической модели, расширить представление учащихся о возможных сферах применения информационных моделей, показать выполнение трассировки алгоритма на конкретном примере.
- метапредметные – учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, систематизировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- личностные – способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Используемые современных образовательных технологий:
- Проблемное обучение (Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Задача на угадывание числа)
- Исследовательские методы в обучении (Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Изучение и анализ предоставляемого материала).
- Обучение в сотрудничестве (Командная, групповая работа)
- Информационнокоммуникационные технологии.
Используемая модель: модель смешанного обучения «Перевернутый класс»
Используемые методы обучения:
- Практический эксперимент;
- Групповые обсуждения ;
- Мозговой штурм;
- Ролевые игры;
- Обучение с использованием компьютерных обучающих программ:
- Конструктор алгоритмов – программа для построения блок – схем, позволяет проверить работу алгоритма на любой стадии построения,
- Python – среда программирования,
- обучающий ролик «Алгоритм как модель деятельности», разослан учащимся, учащиеся изучают его содержание дома.
Структура урока:
- Организационный этап - 1 мин;
- Мотивация к учебной деятельности – 2 мин
- Постановка цели, задач - 2 мин;
- Повторение пройденного – 4 мин;
- Проверка усвоения материала, изученного дистанционно – 9 мин.
- Проверка понимания – 6 мин;
- Закрепление пройденного – 10мин;
- Домашнее задание – 2мин;
- Итоги урока - 2мин;
- Оценка учащихся – 2мин.
Сценарий урока.
- Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель: дома вы в режиме офлайн изучили ролик, высланный мной каждому «Алгоритм как модель деятельности». Давайте сейчас определим, как вы разобрались в этом вопросе, прежде, чем вы сформулируете тему и цели урока, давайте ответим на несколько вопросов, используя сигнальные карточки (цвет: красный, синий, желтый, зеленый):
- Алгоритм – это…
КРАСНЫЙ Правила выполнения каких-либо действий.
ЖЕЛТЫЙ Предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.
ЗЕЛЕНЫЙ набор команд для исполнителя.
2. Какой из объектов может являться исполнителем:
КРАСНЫЙ солнце;
ЖЕЛТЫЙ набор карандашей;
ЗЕЛЕНЫЙ принтер;
СИНИЙ книга.
3. Алгоритм называется линейным, если:
КРАСНЫЙ он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
ЖЕЛТЫЙ ход его действий зависит от выполнения тех или иных условий;
ЗЕЛЕНЫЙ его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий.
4. Замена реального объекта его формальным описанием:
СИНИЙ синтез;
КРАСНЫЙ моделирование;
ЖЕЛТЫЙ формализация;
ЗЕЛЕНЫЙ алгоритмизация.
5. Объект, который используется в качестве заместителя другого объекта с определенной целью называется…
СИНИЙ моделью;
ЖЕЛТЫЙ копией;
КРАСНЫЙ предметом;
ЗЕЛЕГНЫЙ оригиналом.
3. Постановки целей, задач урока.
После выполнения учащиеся отвечают, анализируют допущенные ошибки.
Учитель: О чем сейчас были вопросы?
Учащиеся: Об алгоритме и моделировании.
Учитель: используя два этих понятия, вспомните о чем был ролик к самостоятельному изучению, сформулируйте тему урока.
Наводящие вопросы:
- Что записывается в алгоритме? (последовательность действий)
- А действия – это что…? (деятельность кого-то или чего-то)
- А, значит, мы деятельность представили в виде алгоритма. Вспомните название ролика, и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: «Алгоритм, как модель деятельности».
Учитель: давайте запишем в тетрадях число и тему урока.
Учитель: просмотрев материал, вы должны были заполнить таблицу, которая будет сегодня являться вашим опорным конспектом.
Алгоритм – модель ….. | |
Объект моделирования – …… ………………деятельность | |
Исполнитель - … | |
СКИ -… | Формализованная СКИ |
Формы представления алгоритмов |
Алгоритм – модель деятельности исполнителя | |
Объект моделирования – целенаправленная деятельность | |
Исполнитель - это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. | |
СКИ – система команд исполнителя | Формализованная СКИ –это система команд, которую можно полностью прописать на формализованном языке алгоритмов.. |
|
Учитель: я вижу, вы разобрались, почему алгоритм можно назвать моделью и, что он моделирует, определим необходимый круг задач. Итак, цели сегодняшнего урока:
- Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели.
- Научиться представлять любую деятельностную модель в виде алгоритма графическим образом.
- Вспомнить основные формы представления алгоритма в виде блок-схем.
- Повторение пройденного.
Учитель: Расскажите, пожалуйста, как произошло понятие алгоритм?
Учащиеся: понятие алгоритм происходит от имени арабского учёного Аль-Хорезми, который впервые описал правила выполнения 4-х арифметических операций, его имя в написании на латинском языке напоминает слово «алгоритм».
- Анализ нового материала (ролик «Алгоритм как модель деятельности»).
Учитель: В науке о моделировании среди многих видов информационных моделей называют и алгоритмические модели. Вспомните: что такое информационная модель? Попробуем разобраться, почему алгоритм можно назвать моделью и что он моделирует. При опросе мы вспомнили, что значит понятие алгоритм.
Учащиеся, пользуясь заполненной таблицей проговаривают определение алгоритма.
Учитель: Из определения следует, что поставленная цель достигается через деятельность некоторого исполнителя.
Учитель: В тетради запишите Этапы деятельности от определения цели (постановки задач) до получения результата.
Учащиеся проговаривают этапы деятельности и записывают в тетради
- определение цели;
- планирование работы исполнителя;
- работа исполнителя;
- получение результата.
Учитель: Где же здесь место алгоритму?
Ученик: Алгоритм – это детальный план работы исполнителя, это описание последовательности элементарных действий, которые должен совершить исполнитель
Учитель: Как можно назвать такую модель?
Учащиеся: Алгоритмической.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Учащиеся: Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя.
Учитель: Как вы думаете, для кого проще построить алгоритм: для программно управляемого аппарата, или для человека? (для автомата)
Ученик: Для исполнителя автомат – это строго определённый конечный набор команд, заложенный в него конструкторами.
Учитель: Все верно, поэтому автомат выполняет работу, формально следуя указаниям алгоритма. Для управления автоматом существует свой формализованный язык описания алгоритмов. Такие языки называются языками программирования, а алгоритм – программой. Сделайте соответствующие записи в своем опорном конспекте – таблице.
Учитель: Ответьте, можно ли СКИ человека описать полностью?
Учащиеся: Невозможно (высказывают аргументы)
- Проверка понимания.
Учитель: Обсудим данные проблемы на конкретном примере. И рассмотрим задачу – угадывание целого числа из заданного диапазона методом половинного деления. Задача состоит в том, что из заданного диапазона чисел необходимо угадать задуманное число за наименьшее количество вопросов.
Алгоритм: Угадывание числа
Дано: диапазон чисел от А до В
Надо: угадать число Х, задуманное игроком, используя алгоритм половинного деления.
Начало
1. Задать вопрос: Х менее среднего значения между А и В?
2. Если ответ «да», то принять за значение В целую часть среднего значения
3. Если ответ «нет», то принять значение А ближайшее целое число, большее, чем среднее
4. Если значение А и В равны, то их общее значение и есть искомое число Х
5. Если значение А и В не равны, то вернуться к выполнению пункта 1
Конец
Учитель: Сейчас один из вас загадает число от 1 до 50. А мы попробуем угадать число с помощью заданного алгоритма.
Учащиеся совместно с учителем угадывают число, загаданное одним из учеников.
Учитель: Алгоритм, который мы разобрали ориентирован на исполнителя-человека. Алгоритм получился многословным и нет уверенности, что исполнить «Рома из 5Б» правильно выполнит все пункты.
Учитель: В данном примере использовано словесное описание алгоритма. Вы знаете, что есть ещё и другие способы записи алгоритма, напомните их.
Учащиеся называют способы записи алгоритмов.
Учитель: Вспомним основные правила изображения блок-схем. Вспомним фигуры, используемые в блок-схеме.
Учащиеся называют геометрические фигуры, используемые в блок-схемах.
- Закрепление.
Учитель по результатам опроса, анализа беседы во время урока после просмотра (дома) учащимися учебного ролика «Алгоритм как модель деятельности», делит класс на три группы, по уровню усвоения материала.
Учитель: Каждая группа работает над своим проектом. Вы должны составить алгоритм решения задачи в разных формах записи алгоритмов и определить исполнителя для какого исполнителя был составлен ваш алгоритм:
– в словесной форме.
– в виде блок – схемы.
– в виде компьютерной программы.
Примеры проектов:
- «Найти наименьшее из трех чисел»
- «Найти сумму цифр четырехзначного числа»
- «Решить задачу: в феврале скидка на зимние сапоги в магазине составила 7% от первоначальной стоимости, на зимнюю куртку 5%, на шапку стоимость не поменялась. Сколько заплатили за всю покупку, если купили сапоги, куртку и шапку».
- Можно предложить свою задачу»
Учащиеся выполняют задание, используя компьютер.
После выполнения задания каждая группа показывает, как работает составленный алгоритм.
- Домашнее задание
Учитель: Выполните трассировку составленного алгоритма.
- Итоги урока
Учитель: Перед вами карта вашей самооценки. Заполните ее.
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Входной тест |
|
|
|
2 | Работа на уроке |
|
|
|
3 | Практическая часть | |||
4 | Оцени свой вклад в работу группы | Совместная деятельность | Почти все сделали без меня | Без меня работа бы не получилась |
- Итоги урока
Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы плодотворно работали. Хотелось бы особо отметить…(Выставление оценок). Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"
На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...
Презентация к уроку информатики по теме "Цветовые модели"
В презентации описаны все цветовые модели, используемые в компьютерной графике....
Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...
Урок информатики в 7 классе "Модели и их назначение"
Урок информатики в 7 классе "Модели и их назначение" содержит план урока, презентацию и приложение с заданиями....
Технологическая карта урока информатики. Тема: Алгоритм как модель деятельности.
урок мнформатики для 1 курса спо...
Урок информатики в 11 классе Модели систем
урок-презентация...
Технологическая карта к уроку информатики по теме "Табличные модели", 8 класс
Модель урока - "перевернутый класс"...