Урок информатики в 7 классе "Модели и их назначение"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Урок информатики в 7 классе "Модели и их назначение" содержит план урока, презентацию и приложение с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модели и их назначение | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Модели объектов и их назначение»
Цели урока:
Обучающая: дать представление о модели, научить устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Развивающая: рассмотреть разнообразные примеры, которые можно использовать в иллюстративных целях; формирование умений наблюдать, кратко отвечать какие свойства и характеристики оригинала рассматриваются его моделью; развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитывающая: воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике.
Оборудование:
- Компьютеры
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Рабочая тетрадь по информатике. Автор Босова Л.Л
- Игрушки-модели, поделки-модели
- Карточки с заданиями
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала
- Формулирование понятия модель, виды моделей, моделирование
- Работа с учебником.
- Работа в Рабочей тетради. Автор Босова Л.Л. 7 класс
- Закрепление изученной темы
- Физкультминутка
- Создание моделей на компьютере в растровом графическом редакторе, вставка моделей в презентацию, их краткое описание.
- Подведение итогов. Выводы.
- Домашнее задание.
- Рефлексия
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, но какую, в процессе работы, вы назовете сами.
- В начале нашего урока предлагаю вытянуть правую руку и положить ее на плечо к соседу, повернуться и улыбнуться. Надеюсь, что урок наш пройдет на позитивной волне.
- Передайте карточки с домашним заданием на проверку.
2. Повторение пройденного материала
- Начинаем урок с повторения Правил поведения в компьютерном классе (Приложение 1).
Индивидуальный опрос (по цепочке).
Раздать карточки с индивидуальным заданием двум обучающимся (Приложение 2). Когда они закончат работать с карточками – дать возможность оценить их работу однокласснику по парте.
Фронтальный опрос повторения пройденного материала с остальными детьми.
- Для повторения пройденного материала я вам давала карточки с заданием на дом, сдайте их, пожалуйста. Теперь ответьте на вопросы:
1) С какой темой мы знакомились на прошлых уроках?
2) Что такое объект?
3) Приведите примеры объектов.
3. Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование
- Обратите внимание на стол, где лежат предметы. Ответьте на такие вопросы:
– Что вы видите?
– Что они заменяют?
– Для чего человек создал эти предметы?
– Да, действительно, это модели. Догадались ли вы какая сегодня тема урока?
(Слайд 1)
– «Модели объектов и их назначение».
– Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить: Что такое модель? Иметь представление о моделях, их разнообразии, выяснить свойства моделей.
Приведите свои примеры.
Вывод. Истоки моделирования обнаруживаются в далеком прошлом человечества, наскальные рисунки охоты на животных можно рассматривать как модель удачной охоты.
Архитектор готовится построить здание, но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает макет этого здания, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель. Для того чтобы объяснить внутреннее строение человека или животного учитель демонстрирует модель или плакат, на котором наглядно можно продемонстрировать строение внутренних органов. Это модель.
На стене висят картины, изображающие пейзаж природы. Это модель.
Глобус – это модель земного шара. Манекен в магазине – модель человека.
В роли модели могут выступать самые разнообразные объекты, в том числе условные и мысленные (изображения, описания, схемы, карты, математические формулы, компьютерные программы и т.д.)
Перечислять примеры моделей можно сколь угодно долго.
А для чего же создают модели? (Солнечная система. Модель атома. Модель двигателя внутреннего сгорания. Геологическая модель. Модель атомного взрыва. Модель самолета.)
(Слайд 2)
(Слайд 3)
(Слайд 4)
- Теперь необходимо ввести понятие модели.
Вводится понятие модели. (Определение ученики записывают в тетрадь стр.38 №2).
(Слайд 5)
«Модель – это упрощенное представление о реальном объекте».
4. Формирование понятия «Моделирование»
(Слайд 6)
Обратите внимание на модель машины и на то, есть ли руль у модели и поворачивается ли он? (Ответ: нет). Действительно наличие руля и поворачивается он или нет – не главные свойства с точки зрения создателя данной модели. Т.е. это упрощенный предмет модели, причем можно использовать разные модели одного и того же объекта.
Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.
Определение записывается в тетрадь (Определение ученики записывают в тетрадь стр.38 №2).
(Слайд 7)
5. Работа с учебником
– Для того чтобы отразить в модели признаки оригинала существуют два способа.
- Откройте учебники стр.42-43.
(Слайд 8)
Записать определение натурной и информационной модели в рабочей тетради (стр. 38 №2)
(Слайд 9)
(Слайд 10)
6. Закрепление изученной темы.
- Чтобы закрепить новую тему, необходимо выполнить задание в рабочей тетради на стр.40 №5.
(Слайд 11)
Проверка выполненного задания
- Определите какие из следующих моделей называются информационными, а какие натурными.
- Сравним ваши результаты с изображением правильных ответов на слайде.
- Поставьте себе оценку: 5- нет ошибок
4 – только две ошибки
3 – четыре ошибки
2 – более четырех ошибок
7. Физкультминутка.
- Встаньте со своих мест и сделайте шаг в сторону от своих парт, возьмитесь за руки, выполняйте движения руками (вверх-вниз) и представьте, что мы создали импровизированный круг, посмотрите на экран мультимедиа проектора и повторяйте:
(Слайд 12)
Встанем мы в широкий круг.
Слева - друг и справа – друг.
В нашем классе пусть всегда светит искорка добра.
Не обижу, не солгу, помогу и подскажу, зло подальше отведу,
А добро везде найду!
Все получится у нас.
Мы ребята – просто класс!
- Садитесь на место. Молодцы!
8. Практическая работа на компьютере. Работа в графическом редакторе (Gimp, Paint), создание презентации модели.
Создание модели и краткое описание модели.
Инструмент моделирования: графический редактор (Gimp, Paint), приложение для создания презентаций (Open office orgImpress, Microsoft office PowerPoint), текстовой редактор Open office org.Writer, Microsoft office Word
Вспомним Технику безопасности при работе за компьютером.
Фронтальный опрос.
Деление на две группы по 4 человека.
1 группа получает задание (карточки1 с заданием) и садится выполнять его за компьютером.
- Внимание на экран! При заполнении карточки вам поможет эта таблица, которая отражает свойства и действия модели.
(Слайд 13)
Практическая работа для обучающихся 1 группы (Приложение 3).
2 группа ребят получили опережающее задание покажут и расскажут нам о своих моделях. Затем будут работать по карточке (10 мин)
Кто быстрее выполнит работу :
- Вариант предложить помочь однокласснику закончить создание модели на компьютере
- Дать карточку описание Одноклассника по форме (Приложение 4).
Обучающиеся показывают свои работы, рассказывают, с помощью каких редакторов моделировали объекты.
- Итак, работа выполнена!
– Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка (У Тамары и Димы)– это модели Земли. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Мы получили разные результаты (Разные цели) .
В основе каждой модели лежит конкретная цель.
От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.
Кто быстрее выполнит работу – дать карточку описание Одноклассника по форме (Приложение 4)
9. Подведем итоги. Сделаем выводы.
- Сегодня мы с вами познакомились с понятиями модель и моделирование, рассмотрели разные способы классификации моделей.
- Ответьте на вопросы:
(Слайд 14)
10. Запишите Д/з 2.1 РТ №6,7 (стр. 40) в дневники. Поставить оценки и поощрить памятными карточками.
11. Рефлексия.
(Слайд 15)
Оригинал | Модель | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (15 мин) |
Телефон | Телефон- игрушка | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: название свойства действие | Создать модель в графическом редакторе. Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу Дополнительное задание: открыть текстовой редактор и напечатать параметры моделирования |
Оригинал | Модель | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (15 мин) |
Самолет | Игрушка -вертолет | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: название свойства действие | Создать модель в графическом редакторе. Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу Дополнительное задание: открыть текстовой редактор и напечатать параметры моделирования |
Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: название свойства действие | Создать модель в графическом редакторе. Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу Дополнительное задание: открыть текстовой редактор и напечатать параметры моделирования | ||
Оригинал | Модель (карта) | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (15 мин) |
Озеро Байкал | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная Название: Общие свойства: Действие: | Создать модель в графическом редакторе. Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу Дополнительное задание: открыть текстовой редактор и напечатать параметры моделирования |
Оригинал | Модель (радиоуправляемая игрушка) | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (15 мин) |
Вертолет | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: Название: Свойства: Действие: | Создать модель в графическом редакторе. Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу Дополнительное задание: открыть текстовой редактор и напечатать параметры моделирования |
Карточки с индивидуальным заданием.
Практическая работа для обучающихся с опережающим заданием – 2 группа (карточки2):
Оригинал | Модель (фото Земли со спутника) | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (12 мин) |
Земной шар (Земля) | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: Название: Свойства: Действие: | Кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу; Достроить модель и создать модель Солнечной системы; Рассказать о модели; Создать презентацию, состоящую из 2-х слайдов (включить в презентацию свою заготовку и напечатать параметры моделирования) |
Оригинал | Модель | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание (10 мин) |
Земной шар (Земля) | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: Название: Свойства: Действие: | Заполнить пустые ячейки в таблице (кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу); Рассказать о модели; Создать презентацию, состоящую из 2-х слайдов (включить в презентацию свою заготовку и напечатать параметры моделирования) |
Оригинал | Модель | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание |
Моя комната | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: Название: Свойства: Действие: | Заполнить пустые ячейки в таблице (кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу); Рассказать о модели; Создать презентацию, состоящую из 2-х слайдов (включить в презентацию свою заготовку и напечатать параметры моделирования) |
Оригинал | Модель | Схожие свойства, какая это модель (натурная или информационная) | Задание |
Моя комната | Какая это модель подчеркнуть: натурная или информационная параметры моделирования: Название: Свойства: Действие: | Заполнить пустые ячейки в таблице (кратко описать какие свойства оригинала рассматривает данная модель и записать в таблицу); Рассказать о модели; Создать презентацию, состоящую из 2-х слайдов (включить в презентацию свою заготовку и напечатать параметры моделирования) |
Приложение 2. Задание по теме «Объекты и системы»
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
|
Тест по теме «Объекты и системы»
1.Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется…»
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
2.Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
3.Укажите общие имена объектов:
- машина
- береза
- Москва
- Байкал
4.Укажите единичные имена объектов:
- мебель
- клён
- Юпитер
- Волга
Тест по теме «Объекты и системы»
1.Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется…»
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
2.Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
а. понятием б. объектом в. предметом г. системой
3.Укажите общие имена объектов:
- машина
- береза
- Москва
- Байкал
4.Укажите единичные имена объектов:
- мебель
- клён
- Юпитер
- Волга
Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
| Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
|
Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
| Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
|
Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
| Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
|
Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
| Приложение 4 Объект моделирования: одноклассник Параметры моделирования:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса по теме "« Назначение и устройство швейной машины»
Эта разработка основана на применении активных и интерактивных методов обучения, поэтому я не ставила цель подробное изложение учебного материала по изучаемой теме. Уверенна, что эта сторона подготовк...
Открытый урок технологии в 7 коррекционом классе "Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ – 6 (ТВ – 7М)"
О проведенном открытом комбинированном уроке в 7 классе ЗПР, где учащиеся были ознакомлены с назначением и устройством токарно- винторезного станка ТВ – 6 (ТВ – 7М), продемонстрированы...
Методическая разработка урока "Информационная система: функции и основное назначение"
Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптим...
Урок литературы по теме: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение.
Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим...
Урок технологии по теме "УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА. ПРИЁМЫ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ." 7 класс
Цель: ознакомить с устройствами и приемами работы на настольном сверлильном станке....
Урок НПИ "Хантыйская сумка – тучан, её назначение и отличительные особенности"
Я часто бываю в Центре культуры малочисленных народов Севера. Знакомясь с его экспонатами, моё внимание привлекли хантыйские женские сумки - тутчаны. Я решила узнат...
Конспект урока в 10 классе по теме Назначение и состав вооружённых сил России
Цели: Рассмотреть назначение и состав вооружённых сил РФ. Пробудить интерес к организационной структуре ВС....