Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Мухина Ирина Анатольевна

 

Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.

В состав входит: конспект урока, файл к интерактивной доске Hitachi, тест для проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2.zip760.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Ирина Анатольевна

Учитель информатики

МОУ СОШ №5 г. Апатиты

Мурманской области

Сценарий урока информатики в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски.

Цели урока:

Повторить и закрепить материал по теме линейный алгоритм;

Изучить операторы установки графического режима, построения точки и отрезка для создания графических изображений в среде программирования QBasic;

Получить  умения и навыки  работы в среде программирования QBasic;

Задачи урока:

  1. образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
  2. развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  3. воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним (вторым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания и тест на повторение) –10 мин.
  3. Изучение нового материала – 15 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
  5. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  6. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска,
  2. проектор,
  3. карточки для учеников с заданиями,
  4. файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Линейный  алгоритм». Сегодня мы начинаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.4, учить операторы по тетради.

Демонстрируется слайд1 – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Ребята, давайте проверим домашнее задание.

Для ответов учащихся демонстрируются слайды 2,3,4 – на них записаны задания из домашней работы. На перемене ученику предлагается заполнить слайды на доске для проверки с классом.

Тест.(Приложение 1)

Займите места за компьютерами и в течение 2 – 3 минут ответьте на тест, который лежит на рабочем столе. По окончании работы оценку за тест сообщите учителю.

3. Изучение нового материала

Запишите в рабочих тетрадях «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ»:

1. Установка режима

Для установки режима рисования используется следующий оператор:

SCREEN  12

имя                № режима (от 0 до 13)

оператора

12 - означает, что размеры экрана равны 640*480 точек, и можно использовать 16 цветов.

Этот оператор выполняет дополнительно и очистку экрана, т.е. команду CLS писать необязательно.

Демонстрируется слайд5  с новым оператором.

Единица измерения на экране монитора - точка. Каждый цвет имеет свой номер (см. таблицу "Кодирование цветов" Приложение 2). 

2. Точка

Для вывода точки на экран монитора используется следующий оператор:

PSET  (X1,Y1), C

PSET  - имя оператора, X1 и Y1 - координаты точки, С - цвет точки.

3. Линия

Для вывода линии на экран монитора используется следующий оператор:

LINE (X1,Y1) - (X2,Y2), C

LINE - имя оператора, X1 и Y1 - координаты начала линии,

X2 и Y2 - координаты конца линии, С - цвет линии.

Хочу также обратить ваше внимание, ребята, на некоторое несоответствие в понятиях. В программировании, понятие линия предполагает, что у нее есть начало и конец. Такое представление соответствует в геометрии понятию отрезок.

4. Команда для закрашивания замкнутого контура

PAINT (X,Y),C,СГ

Х и У – координаты точки внутри контура

С – цвет закраски

СГ – цвет границы

После того как определения записаны, на слайдах 6,7,8  появляются рисуноки и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.

Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка.

4. Применение полученных знаний

Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.

   

Демонстрируется слайд 9, на котором изображены задания. Карточки (см. Приложение 2)  для работы лежат на системных блоках.

Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

6. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми  операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.

Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.

Источники:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
  2. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.
  3. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ–Петербург, 2004. – 448 с.:ил.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный учебник  «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova
  2. ADTester - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware).  http://www.adtester.org/tester/

Приложение 1

Тест создан в программе ADTester. http://www.adtester.org/tester/

Для работы с программой  выполните следующие действия:

  1. Установите программу ADTester
  2. Запустите Admin.exe и введите необходимые классы и фамилии учеников, которым будет предложен тест. При необходимости задайте пароли каждому пользователю.
  3. Запустите tester.exe, выберите открыть сторонний файл.
  4. В списке файлов  укажите test1, нажмите кнопку - открыть.
  5. Выберите класс и пользователя. Если вам сообщили пароль, то его нужно ввести в соответствующее поле и нажать кнопку Ок.

Вопросы № 2, 3, 4 предполагают один вариант ответа, в вопросах № 2 и 5 – сопоставление.

  1. Пронумеруй в правильном порядке.
  1. Ученик идет домой.
  2. Ученик занимается на уроке.
  3. Ученик идет в школу.
  4. 3
  5. 2
  6. 1
  1. Алгоритм - это:
  1. действия для решения задач
  2. последовательность действий для решения задач
  3. последовательность четко определенных действий  для решения задачи за конечное число шагов
  1. Выбери строку, в которой перечислены все правильные ответы. Для задания алгоритма можно использовать следующие способы:
  1. словесный, числовой, графический, звуковой
  2. словесный, графический, табличный
  3. текстовый, табличный, числовой
  4. звуковой, текстовый, числовой
  1. Определите способ задания алгоритма:

ШАГ ВПЕРЕД, ПОВЕРНУТЬ НАПРАВО, ВПЕРЕД, ПОВЕРНУТЬ НАЛЕВО

  1. Графический
  2. Словесный
  3. блок-схема
  4. таблица
  1. Найди название блока  соответствующее его виду:

  1. начало, конец
  2. ввод, вывод
  3. условие
  4. действие
  5. овал
  6. параллелограмм
  7. ромб
  8. прямоугольник

Ключ

Номер вопроса

Номер ответа

1[1]

3,2,1

2

3

3

2

4

2

5[2]

1,2,3,4


 Приложение 2

Таблица "Кодирования цветов"

Номер

Цвет

Номер

Цвет

0

Черный

8

Серый

1

Голубой

9

Светло – голубой

2

Зеленый

10

Светло – зеленый

3

Бирюзовый

11

Светло –  бирюзовый

4

Красный

12

Светло –  красный

5

Малиновый

13

Светло –  малиновый

6

Коричневый

14

Желтый

7

Белый

15

Ярко –белый


Приложение 3

Карточка  

Используя операторы языка программирования Basic:

1. Выведите голубую точку в центре экрана.

2. Выведите светло-зеленую точку, расположенную на 3/4 ширины и 2/3 высоты экрана.

3. Выведите 16 точек разного цвета, равномерно расположенных вдоль горизонтальной линии, проходящей через центр экрана.

4. Нарисуйте сине-красный крест на весь экран.

5. Нарисуйте зеленый ромб на весь экран и закрасьте ромб желтым цветом.


[1] Программа сама перемешивает вопросы и соответствующие им ответы.

[2]Программа сама перемешивает вопросы и соответствующие им ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...

Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...

разработка урока по английскому языку в 7 классе по теме "Школа" с презентацией для интерактивной доски Clasus и

Урок рассчитан для учащихся 7 класса, учебник Кауфман.. В ходе урока решаются  задачи по совершенст­вованию навыков и умений устной речи, а именно, совершенствованию у школьников речевых ум...

Конспект урока по УМК Spotlight (Английский в фокусе) 5 класс по теме “My family” (с использованием интерактивной доски Promethean)

Учебник Spotlight 5 (5 класс)Module 4a “My family” стр. 56-57Урок с использованием электронной доски Promethean  и презентации на ней в формате flipchart....

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....

Самостоятельная работа к уроку информатики 10 класс на тема "Алгоритмы, блок - схемы"

Самостоятельная работа разработана к уроку "Алгоритмы". Цели данной работы провести контроль знаний и уровень усвоения знаний учениками....