Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.
В состав входит: конспект урока, файл к интерактивной доске Hitachi, тест для проверки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.zip | 760.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухина Ирина Анатольевна
Учитель информатики
МОУ СОШ №5 г. Апатиты
Мурманской области
Сценарий урока информатики в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски.
Цели урока:
Повторить и закрепить материал по теме линейный алгоритм;
Изучить операторы установки графического режима, построения точки и отрезка для создания графических изображений в среде программирования QBasic;
Получить умения и навыки работы в среде программирования QBasic;
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
- развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.
Место урока в учебном плане.
Данный урок является одним (вторым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.
Дидактические основания урока:
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером
План урока
- Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
- Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания и тест на повторение) –10 мин.
- Изучение нового материала – 15 мин.
- Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
- Подведение итогов урока.– 2 мин.
- Рефлексия.
Оборудование:
- Интерактивная доска,
- проектор,
- карточки для учеников с заданиями,
- файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Линейный алгоритм». Сегодня мы начинаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.4, учить операторы по тетради.
Демонстрируется слайд1 – на нем записана тема урока.
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Ребята, давайте проверим домашнее задание.
Для ответов учащихся демонстрируются слайды 2,3,4 – на них записаны задания из домашней работы. На перемене ученику предлагается заполнить слайды на доске для проверки с классом.
Тест.(Приложение 1)
Займите места за компьютерами и в течение 2 – 3 минут ответьте на тест, который лежит на рабочем столе. По окончании работы оценку за тест сообщите учителю.
3. Изучение нового материала
Запишите в рабочих тетрадях «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ»:
1. Установка режима
Для установки режима рисования используется следующий оператор:
SCREEN 12
имя № режима (от 0 до 13)
оператора
12 - означает, что размеры экрана равны 640*480 точек, и можно использовать 16 цветов.
Этот оператор выполняет дополнительно и очистку экрана, т.е. команду CLS писать необязательно.
Демонстрируется слайд5 с новым оператором.
Единица измерения на экране монитора - точка. Каждый цвет имеет свой номер (см. таблицу "Кодирование цветов" Приложение 2).
2. Точка
Для вывода точки на экран монитора используется следующий оператор:
PSET (X1,Y1), C
PSET - имя оператора, X1 и Y1 - координаты точки, С - цвет точки.
3. Линия
Для вывода линии на экран монитора используется следующий оператор:
LINE (X1,Y1) - (X2,Y2), C
LINE - имя оператора, X1 и Y1 - координаты начала линии,
X2 и Y2 - координаты конца линии, С - цвет линии.
Хочу также обратить ваше внимание, ребята, на некоторое несоответствие в понятиях. В программировании, понятие линия предполагает, что у нее есть начало и конец. Такое представление соответствует в геометрии понятию отрезок.
4. Команда для закрашивания замкнутого контура
PAINT (X,Y),C,СГ
Х и У – координаты точки внутри контура
С – цвет закраски
СГ – цвет границы
После того как определения записаны, на слайдах 6,7,8 появляются рисуноки и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.
Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка.
4. Применение полученных знаний
Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.
Демонстрируется слайд 9, на котором изображены задания. Карточки (см. Приложение 2) для работы лежат на системных блоках.
Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.
6. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.
Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.
Источники:
- Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
- Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.
- Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ–Петербург, 2004. – 448 с.:ил.
Интернет-ресурсы:
- Электронный учебник «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova
- ADTester - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). http://www.adtester.org/tester/
Приложение 1
Тест создан в программе ADTester. http://www.adtester.org/tester/
Для работы с программой выполните следующие действия:
- Установите программу ADTester
- Запустите Admin.exe и введите необходимые классы и фамилии учеников, которым будет предложен тест. При необходимости задайте пароли каждому пользователю.
- Запустите tester.exe, выберите открыть сторонний файл.
- В списке файлов укажите test1, нажмите кнопку - открыть.
- Выберите класс и пользователя. Если вам сообщили пароль, то его нужно ввести в соответствующее поле и нажать кнопку Ок.
Вопросы № 2, 3, 4 предполагают один вариант ответа, в вопросах № 2 и 5 – сопоставление.
- Пронумеруй в правильном порядке.
- Ученик идет домой.
- Ученик занимается на уроке.
- Ученик идет в школу.
- 3
- 2
- 1
- Алгоритм - это:
- действия для решения задач
- последовательность действий для решения задач
- последовательность четко определенных действий для решения задачи за конечное число шагов
- Выбери строку, в которой перечислены все правильные ответы. Для задания алгоритма можно использовать следующие способы:
- словесный, числовой, графический, звуковой
- словесный, графический, табличный
- текстовый, табличный, числовой
- звуковой, текстовый, числовой
- Определите способ задания алгоритма:
ШАГ ВПЕРЕД, ПОВЕРНУТЬ НАПРАВО, ВПЕРЕД, ПОВЕРНУТЬ НАЛЕВО
- Графический
- Словесный
- блок-схема
- таблица
- Найди название блока соответствующее его виду:
- начало, конец
- ввод, вывод
- условие
- действие
- овал
- параллелограмм
- ромб
- прямоугольник
Ключ
Номер вопроса | Номер ответа |
1[1] | 3,2,1 |
2 | 3 |
3 | 2 |
4 | 2 |
5[2] | 1,2,3,4 |
Приложение 2
Таблица "Кодирования цветов"
Номер | Цвет | Номер | Цвет |
0 | Черный | 8 | Серый |
1 | Голубой | 9 | Светло – голубой |
2 | Зеленый | 10 | Светло – зеленый |
3 | Бирюзовый | 11 | Светло – бирюзовый |
4 | Красный | 12 | Светло – красный |
5 | Малиновый | 13 | Светло – малиновый |
6 | Коричневый | 14 | Желтый |
7 | Белый | 15 | Ярко –белый |
Приложение 3
Карточка
Используя операторы языка программирования Basic:
1. Выведите голубую точку в центре экрана.
2. Выведите светло-зеленую точку, расположенную на 3/4 ширины и 2/3 высоты экрана.
3. Выведите 16 точек разного цвета, равномерно расположенных вдоль горизонтальной линии, проходящей через центр экрана.
4. Нарисуйте сине-красный крест на весь экран.
5. Нарисуйте зеленый ромб на весь экран и закрасьте ромб желтым цветом.
[1] Программа сама перемешивает вопросы и соответствующие им ответы.
[2]Программа сама перемешивает вопросы и соответствующие им ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)
Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться понимать, чувствовать и воспринимать...
Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...
Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...
разработка урока по английскому языку в 7 классе по теме "Школа" с презентацией для интерактивной доски Clasus и
Урок рассчитан для учащихся 7 класса, учебник Кауфман.. В ходе урока решаются задачи по совершенствованию навыков и умений устной речи, а именно, совершенствованию у школьников речевых ум...
Конспект урока по УМК Spotlight (Английский в фокусе) 5 класс по теме “My family” (с использованием интерактивной доски Promethean)
Учебник Spotlight 5 (5 класс)Module 4a “My family” стр. 56-57Урок с использованием электронной доски Promethean и презентации на ней в формате flipchart....
Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"
Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....
Самостоятельная работа к уроку информатики 10 класс на тема "Алгоритмы, блок - схемы"
Самостоятельная работа разработана к уроку "Алгоритмы". Цели данной работы провести контроль знаний и уровень усвоения знаний учениками....