сообщение "Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения"
статья по информатике и икт

Светлана Владимировна Игнацевич

Сообщение для выступления на педагогическом совете, методическом совете школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирюсинска

Сообщение

Тема: «Технология сотрудничества как педагогическая

стратегия активного обучения»

Подготовила сообщение:

Игнацевич С.В.

учитель информатики

2021г.

В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны – «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

#1043;уманно-личностный подход к ребенку.

#1044;идактический активизирующий и развивающий комплекс.

#1050;онцепция воспитания.

#1055;едагогизация окружающей среды.

Анализ всех преимуществ сотрудничества показывает, что оно положительно влияет и на деятельность самого учителя, который получает значимое для него положительное подкрепление.

Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им одно общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества.

1 вариант: «Обучение в команде».

В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание групповым целям и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы или команды в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же группы при работе над темой (проблемой или вопросом), подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно считать индивидуально-групповую и командно-игровую работу.

В первом случае ученики делятся на группы по 4 человека. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает учащимся в группах закрепить его, постараться разобраться в нем, понять все детали. Задание выполняется либо по частям (каждый член группы выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждый учащийся выполняет одно из заданий: начинать может либо сильный учащийся, либо слабый). При этом выполнение каждого задания комментируется учащимся и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель обязательно дифференцирует задания для сильных и слабых учащихся по сложности и объему. Но каждый учащийся оценивается персонально, и его отметка не влияет на результаты группы.

Таким образом, удается экономить значительное время на занятии, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с содержанием прочитанного текста. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым членом группы, у педагога освобождается время для индивидуальной работы с отдельными группами или учащимися, нуждающимися в его помощи.

При командно-игровой деятельности педагог так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу с целью формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются турнирные столы по три учащихся (равные по уровню обученности) за каждым столом. Даются задания, дифференцированные по сложности и объему. Победитель каждой команды приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от уровня подготовленности учащихся.

2 вариант «Пила».

Учащиеся объединяются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

3 вариант «Учимся вместе».

Класс разбивается на разнородные по уровню обученности подгруппы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных подгрупп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Учитель также непременно отслеживает не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как ее адаптации к информационному веку.

Совместная деятельность учеников на уроках – это способ построения познавательного процесса, во время которого ученики будут развивать качества и умения, которые пригодятся им в повседневной жизни за пределами школы.

К преимуществам метода совместного обучения относится обмен знаниями, объединение полезных навыков, интеграция различных точек зрения, развитие навыков мышления высокого уровня, что в итоге дает более творческие результаты. Такая технология позволяет создавать условия для активной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (т.е. использовать системно-деятельностный подход), а значит, способствует лучшему усвоению материала учащимися.

Учитель приобретает новую важную роль для учебного процесса – роль организатора самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»

Описание  использования ролевых игр в методике обучения школьной географии ....

Педагогические технологии. Активные формы обучения.

Активные методы обучения - это дискусси, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить учащихся в активное контролируемое обучение....

Педагогическая технология- Активные методы обучения

Педагогическая технология- Активные методы обучения...

Стратегия активного обучения

Современное образование в Российской Федерации девять лет назад перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена совершенно новая идеология. Перед образов...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...