Педагогические технологии. Активные формы обучения.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Активные методы обучения - это дискусси, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить учащихся в активное контролируемое обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии.

Активные формы обучения.

Учитель географии

Лукошкина Ольга Юрьевна.

Главная задача школы – не только знакомство ученика с основами науки, но и воспитание гражданина, который овладев «знаниями – умениями – навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями.

  Какими качествами, какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? Это вопрос общечеловеческий. Более конкретно это выражается в попытках описать идеальный тип человека современности и ближайшего будущего:

- Предприимчивый;

- творческий;

- самостоятельный;

- ответственный;

- коммуникабельный;

- способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах;

- готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде.

  Для того чтобы не отставать от требований времени, учителю необходимо стать Homo Ludens – Человеком играющим, тогда он сможет внедрить в процесс обучения активные его формы. Активные формы обучения позволяют создавать на уроках психологически комфортную среду, как для ученика, так и для учителя, обеспечивать последнему творческую свободу.

  Применение активных форм обучения на уроках географии и во внеклассной деятельности позволяет учителям не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития учеников, изменять их мотивацию, но и приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и других проблем.

Активные методы обучения – это дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить обучающих в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

С.В.Алексеев и другие)

Виды активности.

Физическая активность обучающихся

 отвечает учебным целям изменения в физическом окружении и в пространственной среде, меняет образ действий, партнёров по игровому взаимодействию. Например, участников игры:

- меняют рабочее место;

- пересаживаются;

- делают презентацию у доски;

 - работают в малой группе;

- говорят;

- жестикулируют;

- пишут;

- слушают;

- созидают;

- делают рисунки, лепят;

- иногда вскакивают с места;

- выполняют те или иные действия для релаксации и т.д.

Социальная активность

Интерактивных игр проявляется в том, что ученики инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом. Приёмы и техники обмена информацией, способы общения с организатором игры, экспертами.

  Например:

- осуществляют выбор стратегии взаимодействия;

- задают разнообразные вопросы: на уточнение. На развитие, на понимание;

- проверяю, что они поняли и формулируют ответы;

- отвечают на вопросы;

- обмениваются мнениями, репликами, комментариями;

- участвуют в дискуссии в разных ролях;

- осуществляют рефлексию.

Познавательная активность

 участников интерактивной игры проявляются в инициировании отвечающей учебным целям постановки вопросов, определении способов диагностики и анализов материала игры, изложении или презентации новых результатов, оказании влияния на содержание самой технологии обучения и развития.

Например:

- формулируют проблему и ёё установку;

- определяют приоритеты, проблемы, трудности и «тупики»;

- корректируют материалы, вносят поправки, дополнения;

- разрабатывают, создают программу или проект и обосновывают его.

Возможные трудности

 при использовании активных форм обучения.

- Недостаток ответной реакции от группы или её отдельных участников;

- постоянные вопросы и уточнения;

- поиск единственно правильного решения;

- затянувшиеся споры;

- межличностный конфликт между участниками;

- конфликт интересов в изучаемой сфере;

- долгие монологи отдельных участников;

- сложные для интересного представления темы;

- слишком много упражнений и недостаточно размышлений;

- отсутствие постоянного интереса;

- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;

- проблемы (недостаток-избыток) со временем;

- несоответствующие помещения для занятий;

- наличие усталости от работы.

Рекомендации

При использовании активных форм обучения.

В процессе образования необходимо создать комплекс условий. способствующих активному включению всех учащихся в образовательную деятельность. Для этого необходимо строгое соблюдение определённых позиций:

 - создание атмосферы сотрудничества;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- уважение и учёт индивидуальных мнений;

- опора на групповой опыт;

- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;

- свободный выбор личных решений;

- обязательная активность обучаемых;

- согласование действий при решении проблем;

- постановка обучаемого в позицию исследователя;

- получение знаний через прямой опыт учащихся;

- использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.

Преимущества групповой работы.

Одним из преимущества активных форм обучения является использование групповой формы работы. Эта форма работы имеет следующие преимущества:

- большинство людей обладает высоким творческим потенциалом, который в больших коллективах используется недостаточно;

- у каждого человека есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею.

Люди, как правило, поддерживают то, что создают сами:

- для решения большинства задач необходима работа всей группы;

- какой бы пёстрой ни была бы группа. Она сделает больше. Чем один человек;

- не обязательно быть специалистом или знать все ответы, чтобы найти решение;

- улучшает творческое мышление, учит самооценке и взаимоуважению; не даёт возможность спрятаться. Задействованы все;

- вклад и участие каждого члена группы повышает производительность группы в целом.

Учебный «Мозговой штурм».

«Мозговой штурм» (от англ. Brainstorming) – старейшая и популярная техника. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель.

Дидактические ценности «мозгового штурма»:

- это активная форма работы, хорошее дополнение к репродуктивным формам урока;

- тренировка умения кратко и чётко выражать свои мысли;

- ученики учатся слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддерживать слабых учеников, обратив внимание на его идею;

- «мозговой штурм» вызывает большой интерес учеников.

Технология проведения «мозгового штурма».

Обычно «мозговой штурм» проводится в группах, включающих 5-8 человек. До проведения «мозгового штурма»:

  1. Класс делится на группы.
  2. Группы перед «штурмом» инструктируют. Основное правило на первом этапе – никакой критики!

В каждой группе выбирается ведущий. Он следит за выполнением правил «штурма». Группа выбирает также и секретаря, чтобы тот фиксировал возникающие идеи.  В группе также можно выбрать и «хранителя времени» (ученик, который следит за временем работы группы).

    3. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия поставленной задачи.

Учитель определяет время на проведение этапов «штурма» (поиск идей – около 15-20 минут, представление и оценка идей – 30 – 40 минут).

Этапы проведения «мозгового штурма».

Учитель представляет тему и объясняет ученикам правила, ели они им ещё не знакомы. Учитель контролирует соблюдение правил и этапов проведения штурма, соблюдение временных рамок.

  Первый этап. Создание банка идей.

Главная цель – придумать наработать как можно больше решений. В том числе и тех, которые на первый взгляд кажутся совсем неподходящими, нереальными невыполнимыми.

  Второй этап. Анализ идей.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идеи найти что-то полезное, рациональное, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап. Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 -5 самых интересных решений и определяет. Кто из участников группы будет презентировать их классу.

Четыре основных правила:

  1. Критика запрещена. Ни одна идей не может быть оценена, пока не высказаны все предложения.
  2. Безрассудные идеи поощряются. Основание: легче упрощать идеи, чем их разрабатывать.
  3. Придумывайте как можно больше идей. Количество иногда предпочтительнее качества.
  4.  Прихватывайте и развивайте идеи других, комбинируйте различные предложения.

Примечание:

  • «мозговой штурм» позволяет генерировать множество идей в течение относительно короткого времени;
  • «мозговой штурм» пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений;
  • этапы «штурма» могут быть разбиты небольшими пременками (паузами);
  • «мозговой штурм» по времени может продолжаться и более одного урока.  

Деловые игры.

Деловые игры – это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

Технология проведения деловой игры.

Состоит из этапов:

  • этап подготовки;
  • этап проведения;
  • этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Этап подготовки.  Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят:

  1. учебная цель занятия;
  2. описание изучаемой проблемы;
  3. обоснование поставленной задачи;
  4. план деловой игры;
  5.  общее описание процедуры деловой игры;
  6. содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру. Ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости школьники обращаются за консультацией. Допускаются дополнительные консультации между участника игры. Действуют запреты на отказ от полученной по жребию роли, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности. На нарушение регламента, на  нарушения этики поведения.

Этапы проведения деловой игры.

С момента начала игры никто не имеет вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

  В группе выбираются: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагностик, аналитик (в зависимости от содержания деловой игры).

  Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, тренер, манипулятор.

  Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

  Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, программист.

  Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценка результатов игры.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятий.

Преимущества деловых игр.

  • повышается интерес к учебным занятиям;
  • растёт познавательность в процессе обучения;
  • изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
  • растёт самооценка учащихся;
  • развивается инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.

Имитационная деловая игра

 «Водные ресурсы области

 и рациональное использование водных ресурсов».

8 класс.

Идею игры можно использовать при разработке уроков по региональному компоненту.

Постановка проблемы.

Качество жизни человека определяется, в числе прочих, такими категориями. Как пища, тепло и холод, чистые воздух и вода, электрическая энергия. При этом роль воды как жизнеобеспечивающего фактора не ограничивается только хозяйственно-питьевым использованием. Можно смело сказать, что вода участвует во всех производственных циклах, а значит, прямо или косвенно влияет на все категории, определяющие качество жизни.

 Вопрос: Какая бывает вода? (Ассоциации)

Ответы учащихся.

Все ответы учащихся записываются на доске.

Подготовка к «мозговому штурму».

Вода – важнейший и самый распространённый минерал на Земле. Гидросфера включает Мировой океан, моря, реки, озёра, болота,  пруды, водохранилища, полярные льды, горные ледники почвенную влагу и атмосферные пары. Водные ресурсы слагаются из статистических (вековых) запасов и возобновляемых ресурсов.

  Вопросы:

- Кому нужна вода?

- Кто в городе заинтересован в качестве воды?

Ответы учащихся.

Все названные ответы записываются на доске. Группируем названные роли по сходным признакам. Определяем названия групп, которые отдельно записываются на доске.

Работа в группе.

Объединяем учащихся в группы. Каждая группа получает роль и во время групповой работы должна ответить на вопрос:

- Как ваша группа может повлиять на качество воды?

- Предложите мероприятие по улучшению качества воды, водоснабжения в городе.

Возможные группы:

  • потребители – предприятия;
  • потребители – население;
  • власть;
  • журналисты;
  • поставщик – водоканал;
  • контролирующие органы, СЭС;
  • здравоохранение;

Работа в группе – не что иное, как «мозговой штурм».

Следующий этап:

выступление групп;

обсуждение результатов;

вопросы группам.

Подведение итогов урока.

Путешествие капли.

Зачитывается отрывок из работы десятиклассницы, опубликованный в журнале «Биология в школе»

«Упала капля на мою ладонь, поднесла я её к глазам. Посмотрела сквозь неё на солнце и так много увидела! Увидела, как капля, сливалась с множеством таких же капелек, стала ручьём.

  Течёт ручей по долинам,  по холмам. Множество людей, зверей. Растений пьют из ручья воду. Течёт ручей, течёт и постепенно сливается с другими ручьями, и вот он уже становится рекой.

  Течёт дальше река, по её берегам строят люди свои дома, и вот река уже течёт по большому городу. Но чем дальше она течёт. Тем более мутной становится. Огромные заводы берут её чистую воду, а обратно возвращают грязную, мутную. И чем больше город, тем больше заводов, тем грязнее становится вода в реке. И люди уже не приходят к её берегам, не пьют воду, а вместо этого они водопроводы, по которым бежит вода в их дома, но в их домах вода становится ещё грязнее.

Изменяется река до неузнаваемости, из светлой и прозрачной становится мутной и грязной. Сливаясь с такими  же реками образует море …

Всё это увидела я в капле воды, а потом, приглядевшись, увидела я человека, одного человека из огромного города: он пил воду. Увидела я, что почти весь он состоит из воды, но уже не той чистой и светлой, которая была в начале, а из грязной и мутной, какой её сделали люди. И страшно мне стало от этого, и захотела я, чтобы весь мир узнал об этом, и поняли бы люди, как важна для них чистая вода».

 

Заключительный этап – рефлексия.

Деловая игра «компетентность».

Автор: А.Гин (приводится по книге А. Гина «Приёмы педагогической техники», 1999).

Участники игры:

  • конкуренты – две команды учащихся;
  • наниматели – группа учеников, определяющих победителя.

Победителя как бы нанимают на работу;

  • арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры:

  1. учитель знакомит класс со схемой игры.
  2. Формируются команды, определяется состав команд.

Во время игры:

  1. учитель задаёт тему.
  2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме.

Пояснение:

Тип заданий заранее регламентируется учителем.

Например, команды должны приготовить друг для друга: по 2 репродуктивных вопроса; по 1 творческому вопросу; по 2 задачи.

  1. Команды поочерёдно дают друг задания и выполняют их. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на вопрос. Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.
  2. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу, кто – нет.
  3. Пока наниматели совещаются, учитель обращает внимание на ошибки. Делает выводы.

Примечание. Игроков в каждой группе от 4 до 6. Команды могут использовать дополнительную литературу. Можно сформировать большее количество команд и задавать вопросы по кругу.

 

Игровые технологии

в практике преподавания географии.

Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствия, указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

  В настоящее время игровые методики приобрели большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьников с разным уровнем подготовки проявить себя, возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса. Основной мотив игры – не результат, а процесс, что усиливает её развивающее значение, связанное с взаимодействием в ролевых играх, поиском правильного решения.

  Игра имеет большое значение в приобретении и формировании учебных умений и навыков. На основе игры у школьника формируется ряд психологических новообразований (воображение, сознание и т.д.). Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Ребята успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения – активность учащихся, а также сопутствующий – общение.

 

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка. ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  2. творческий, значительно импровизированный. Очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Логическую или временную последовательность её развития.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  1. Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков.
  2. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях.
  3. Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся.
  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения.
  5. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые методики приобрели большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Игровые способы обучения оправдывают своё назначение, если они используются не разрозненно, а в определённой системе.

Игры по правилам (настольные игры) больше подходят для начального этапа изучения темы, помогая усвоению и закреплению более простого содержания, и занимают сравнительно небольшое время в конце урока или на этапе проверки домашнего задания.

Система игр по правилам.

Систему игр по правилам можно представить в следующем виде:

  • игры на усвоение номенклатуры, цифровых величин, определение силуэтов, понятий «Что такое? Кто такой?»
  • кроссворды и путешествия по географической карте;
  • ответы на вопросы географических викторин, кроссвордов.

Решение кроссворда популярно, но оно не способствует отработке умений делать содержательные выводы и обобщения логического характера.

  Повышенной занимательностью отличается игра «Найди ошибки в тексте».

  Наиболее распространены творческие игры. Они отличаются гибкостью, свободой, легко изменяются в процессе игры. Не занимают много времени. Сюда относятся игры – состязания: КВН, викторины, олимпиады, турниры, ролевые игры, игры – путешествия. Уроки – путешествия связаны с изучением нового материала, Они стимулируют активность учащихся, обеспечивают общение, развивают воображение.

Игровое проектирование.

Это один из распространённых способов интенсивного обучения. Его цель – процесс создания или совершенствования объектов.

  Для осуществления этой технологии участников занятия  разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Тему для разработки проекта учащиеся выбирают с помощью учителя.

  Игровое проектирование может включать проекты разного типа.

Типы учебных проектов.

 

1.Информационный проект.

 Этот проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

  • объект сбора информации;
  • Возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются поиском);
  • формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомиться только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции и т.п.).

Основой общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию.

2. Исследовательский проект.

Этот вид проекта предполагает чёткое определение предмета и методов исследования. В полном объёме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило продолжительные во времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

Перед учеником могут быть поставлены задачи:

  • провести переговоры по наличию проблемы, трудной для решения;
  • изучить проблемную ситуацию;
  • разработать анкеты или вопросы для исследования мнений по данной проблеме;
  • провести анкетирование;
  • на основе собственного материала выработать конкретные практические предложения по решению проблемы.

Для осуществления исследовательской деятельности, анализа практической проблемы и разработки проекта по её решению можно взять реальные ситуации или проблемы из области географии или экологии и т. д.

3. Поисковый проект.

Обучаемым даётся описание ситуации и несколько альтернативных вариантов её решения. Необходимо выполнить следующие задачи:

  • внимательно изучить каждый вариант решения ситуации;
  • выделить и записать достоинства каждого варианта решения ситуации;
  • выделит и записать недостатки;
  • взвесить достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;
  • подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.

Ситуации с вариантами решений учащиеся получают от учителя.

 

4.Практико- ориентированный проект.

  Предполагает реальный результат работы. но в отличии от многих других носит прикладной характер (например оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

  К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

  - проекты изучения уже существующих и возможных последствий хозяйственной деятельности человека;

 -  проекты освоения территорий;

 - проекты по созданию новых объектов, например городов и посёлков;

  - проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды;

5.Творческий (креативный) проект. Обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего. Например: «Какой мы видим свою страну в 3000г.?» и т.д. Проект должен представлять собой не фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к настоящей реальности, позволяет лучше и глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.

  Формы проведения занятий по игровому проектированию могут быть различными, но в их основе должны лежать три момента, организующих познавательную и поисковую деятельность:

1.чёткий механизм определения функционально-ролевых интересов участников занятия;

2. алгоритм разработки проекта, предложенный обучаемым;

3. механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта. Например, публичная презентация, внедрение проекта на практике и т.д.

Достоинства и недостатки игрового проектирования        представлены следующим образом.

Достоинства

игрового проектирования

Недостатки

игрового проектирования

  1. Развивает навыки совместной деятельности, обучает сотрудничеству.
  2. Сплачивает обучающихся, развивая чувство коллективной ответственности.
  3. Позволяет обучаемым развить аналитический, прогностический, исследовательский и креативный потенциал.
  4. Развивает презентационные умения и навыки, коммуникативную и интерактивную компетентность учащихся.
  5. Приобретает практический опыт по решению проблем.
  1. Иногда во время совместной работы участники не находят общего языка или имеют разные подходы к разработке проекта.
  2. Некоторые обучаемые предпочитают коллективной ответственности индивидуальную, и тогда притязают на свой собственный проект.
  3. Разработка над проектом требует много времени, поэтому группы не всегда укладываются в отведённое для этой деятельности время и тогда задание может оказаться незавершённым, что снижает мотивацию и приводит к разочарованиям.
  4. Представители групп, делегированные для презентации проекта, не всегда могут донести его преимущества из-за неразвитой коммуникативной культуры и слабых презентационных умений, поэтому бывают разочарованы итоговым результатом, не соответствующим их ожиданиям.

Урок проект, или проект на уроке.

У учебного проектирования масса привлекательных сторон, одна из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. В процессе создания учебного проекта учащиеся приобретают новое знание, которое в некоторых случаях может быть получено, опираясь и на базовые знания, умения, навыки.

 Проектирование на уроке состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки:
  • обсуждение темы, её общего сюжета;
  • определение состава группы;
  • обсуждение правил ролевого поведения;
  • разбор заданий для групп.
  1. Этап домашней подготовки.

Учащиеся ищут дополнительный материал для своих групп.

  1. Непосредственно урок.

Учащиеся в начале урока сразу же рассаживаются по группам. На уроке:

  • вводное слово учителя (идея, условия, критерии оценивания, специальные задания и т.д.);
  • групповая работа (учащиеся обобщают и оформляют заранее подобранный материал, готовят выступления от групп);
  • выступления групп.
  1. Рефлексия и оценивание.

На уроке заполняются рефлексивные карты, карты оценивания, самооценивания.

 

 

Примеры использования

 игровых технологий.

Игра «Видимо – невидимо».

В игровой форме может проводиться любая словарная или терминологическая работа при изучении нового материала или при закреплении изученного материала или при закреплении уже изученного.

  Ученики объединяются в несколько команд по 5- 6 человек. Когда команды займут свои места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперёк» написано 15 – 20 терминов. По истечении заранее оговорённого времени (40 секунд, 1 или 2 минуты) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.

  Затем команды обмениваются своими записями для проверки. Желательно заранее договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

  Листочки возвращаются прежней команде – теперь уже для проверки проверяющих. Исходный плакат учитель опять вывешивает на доску для сверки и выяснения возникающих недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

  Плакаты для задания «Видимо-Невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Темы могут быть заданы учителем или определяться по жребию.

  На уроках географии можно вывешивать (изготавливать) плакаты с терминами, понятиями, с именами и фамилиями путешественников, с датами, географическими названиями, статистическим материалом.

Игра «Напиши письмо человеку».

Каждый из учителей понимает важность воспитательного процесса, который несёт в себе каждый школьный предмет.

  Один из важнейших чувств, присущих ребёнку, является эмпатия (сопереживание), которая является основой такого драгоценного качества, как доброта. Только добрый человек или ребёнок может сопереживать, сочувствовать, помогать окружающим.

 

Тема: «Животный мир Московской области» или редкие исчезающие животные».

 Цель: развитие эмпатии, сопереживания, воображения, позволяющих взглянуть на взаимоотношения человека и животных с точки зрения животного.

 Школьникам предлагается написать письмо от лица любого животного человеку и высказать то, что могли бы сказать эти животные людям. Задание может выполняться как на уроке, так и дома, тогда оно может быть оформлено специальным образом, и на уроке ученики представляют «плоды» своего домашнего труда.

  Все письма зачитываются. Оформляется наглядный материал.

Предлагаю вашему вниманию пример отрывка из сочинения ученицы (Лузина Вероника).

«Человек! Если ты ещё можешь назвать себя человеком, то будь им! Зима эта выдалась особо лютой. Пищу найти было тяжело, да и выжили немногие из нас. Мы не любим одиночества, охотимся стаями, поэтому нам необходимы подобные нам.

  Вы называете нас волками. Многие наши поколения побывали под градом ваших пуль, были гонимы собаками. Многие попадали в капканы.

  Вы убиваете, разоряете и жжёте леса. Мы не можем вам противостоять! Остановитесь, пока ещё можно исправить ваши ошибки. Ведь может стать слишком поздно …

  И, пожалуйста, не убивайте нашу потенциальную пищу – оленей и лосей. Ведь мы, хищники, должны питаться мясом. Это естественный отбор, не вмешивайтесь!

Не ставьте капканов. Наши отпрыски могут угодить в эту ужасную вещь! Ведь вы плодитесь, питаетесь, живёте. Мы тоже хотим, дайте нам жить!

Вам только кажется, что нас много. Вас больше, по сравнению с вами нас единиц.

Все те, кого вы называете волками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»

Описание  использования ролевых игр в методике обучения школьной географии ....

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средство эффективной образовательной деятельности

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий....

Информационные педагогические технологии и формы обучения – средства эффективной образовательной деятельности.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информаци...

Педагогическая технология- Активные методы обучения

Педагогическая технология- Активные методы обучения...

«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»- обобщение педагогического опыта

Это материал предлагает активные формы обучения  используемые учителем ,для повышения эффективности обученияна уроках физики....