Стратегия активного обучения
статья
Современное образование в Российской Федерации девять лет назад перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена совершенно новая идеология. Перед образовательной организацией поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. В связи с этим проблема эффективности обучения как никогда актуальна в современной школе. Изменилась позиция учителя как по отношению к ученику, так и к самому себе. Учитель стал не столько носителем предметных знаний, сколько помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Изменился характер воздействия на ученика. Позиция учителя стала более активной. Поменялась и позиция ученика, для которого главным стала не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации. Для достижения этой задачи в своей работе применяю "Стратегию активного обучения". Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного ее внедрения? Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_aktivnogo_obucheniya.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия активного обучения
Современное образование в Российской Федерации девять лет назад перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена совершенно новая идеология. Перед образовательной организацией поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. В связи с этим проблема эффективности обучения как никогда актуальна в современной школе. Изменилась позиция учителя как по отношению к ученику, так и к самому себе. Учитель стал не столько носителем предметных знаний, сколько помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Изменился характер воздействия на ученика. Позиция учителя стала более активной. Поменялась и позиция ученика, для которого главным стала не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации.
Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного внедрения «Стратегии активного обучения»? Это:
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- исследовательские методы;
- технология коллективного обучения;
- проектные методы;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества;
- информационно-коммуникационные технологии.
Хочу немного остановиться на некоторых из них. Широко использую в своей работе проблемное обучение.
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
- Сопоставительный анализ (например, видеофрагмента фильма С.Бондарчука «Война и мир» с текстом романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», видеофрагмента фильма В.Бортко и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
- Урок-исследование:
- Урок теоретического исследования.
Предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы (например, «Образ Катерины Кабановой в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович)).
- Урок практического исследования.
Объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты (например, «Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов”»; текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни: 1. Базарова; 2. Павла Петровича Кирсанова; 3. Николая Петровича; 4. Аркадия»).
- Урок творческого исследования.
Например, один из уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Образы - двойники Раскольникова» (для анализа предлагаю выбрать персонаж самим учащимся). Даю рекомендации по логике развития исследования:
- составить цитатную характеристику героя;
- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;
- предложить своё понимание смысла их противопоставления.
4. Урок проектного исследования.
На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно взаимодействуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту). Например, урок проектного исследования обобщающего характера «Современные проблемы на страницах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”».
Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.
Часто использую технологию коллективного обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, малых группах, когда каждый учит каждого.
Вид общения | Организационная форма обучения | Способ обучения | |
1. Общение в паре (два человека) | Индивидуально-парная (один учит другого) | Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения | |
2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания) | Коллективная (каждый учит каждого) | Коллективный способ обучения; включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную |
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя.
Парную работу использую в трёх видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара: выбираются четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Чаще всего использую технологию взаимообмена заданиями: теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить или повторить в самостоятельной работе (прием “самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Примеры технологии коллективного обучения:
- взаимные диктанты со сменой партнёра;
- работа по вопросникам;
- организация работы сводной группы;
- работа учащихся с текстом.
Информационно-коммуникационные технологии. Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Интерактивные технологии используются мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, контроле, во внеурочной деятельности.
- Создание презентаций как для объяснения нового материала учителем, так и учащимися. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
- Тестирование при закреплении изученного материала с анализом допущенных ошибок:
- Контроль знаний:
- Диктанты с грамматическим заданием:
V. Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
VI. Просмотр видеолекций, авторитетнейших профессионалов в литературоведении и языкознании, художественных фильмов, заочные экскурсии по литературным местам России и мира и т.д.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
В завершении хочется сказать, что обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности на каждом этапе урока. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Классификация | Приемы | Предполагаемый результат |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния | цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом, карточки с изображением лица показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения. | Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. |
Рефлексия деятельности | лестница успеха, наряди дерево, дерево достижений, солнышко, интеллект- карта. | Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося. |
Рефлексия содержания учебного материала
| незаконченное предложение (я не знал… - теперь я знаю…). выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, дерево цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.
| Рост уровня осознания содержания пройденного материала. Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, что усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний. Рост активности каждого учащегося.
|
Рефлексия как способ обратной связи | тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. | Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся. Возможность нового взгляда учащихся на проблему. Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся. |
Таким образом, я стараюсь воспитывать аналитические навыки (поиск слов, анализ лексики), что отвечает главной задаче, которая ставится перед образовательной организацией в данное время: научить учиться, заложить основы, чтобы ребенок мог заниматься самообразованием в информационный век.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активного обучения АКС
В данной статье речь идет о методах активного обучения...
Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...
Социально-эмоциональные стратегии в обучении английскому языку
Реферат на тему как научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями на материале уроков английского языка и не только....
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка
Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Оно даёт возможность овладевать звуковой с...
Выступление "Использование компьютерных игр-стратегий в обучении истории в 5-9 классах"
Выступление "Использование компьютерных игр-стратегий в обучении истории в 5-9 классах" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...