Технологическая карта урока "Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс)

Наталья Валерьевна Беспалова

Урок 14. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Цели урока:

предметные —— формирование навыков перевода десятичных чисел в в систему счисления с основанием q;

метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи: 

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q;

3) рассмотрение правила перевода конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 14. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Цели урока:

предметные —— формирование навыков перевода десятичных чисел в в систему счисления с основанием q;

метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q;

3) рассмотрение правила перевода конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q;

4) знакомство со способами решения заданий из КИМ ЕГЭ – 2020.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2

Индукция

– Хочу предложить часовому заводу идею производства новых часов. Как вы думаете – примут ли мою идею?

– Можете ли вы определить время?

– Как вы определили который час?

– Что необычного в этих часах?

– Сравните эти часы с обычными, чем они отличаются?

– Как вы думаете, какое время определяет число 1111?

– Как вы думаете, что нужно знать для правильного перевода таких чисел?

– Вы хотите узнать, как переводить такие числа в привычную для нас десятичную систему счисления?

– затрудняются ответить;

– 2 часа;

– По расположению стрелок;

– Числа, указывающие время;

–Используются другие числа, цифры не римской системы счисления, но в нашей системе время так не записывается. Значит, это другая система счисления;

– затрудняются ответить;

– Правила счета. Как эти числа соотносятся с привычными нам числами;

– Да;

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; анализ нужной информации.

3

Самоконструкция

Работа в парах:

Найди сведения о правилах перевода чисел в систему счисления с основанием q

– Работа с учебником п. 11, стр. 110 – 113

– составление алгоритма перевода чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q

Коммуникативные УУД:

– развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации.

4

Социоконструкция

Выполни задание в группах

– Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

Группа 1:

Переведите десятичные числа в указанные системы счисления.

а) 10010 = X2 (11001002)

б) 18710 = X8 (2738)

в) 257210 = X16 (A0C16)

г) 145810 = X5 (213135)

д) 5310 = X3 (12223)

Группа 2:

Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления, используя таблицу степеней двойки:

210

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

1024

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

а) 9710 = X2 (1100 0012)

б) 32810 = X2 (1010010002)

в) 109010 = X2 (100010000102)

Группа 3:

Переведите десятичные дроби в систему счисления с указанным основанием (с точностью до трех знаков после запятой):

а) 0,62510 = X2 (0,1012)

б) 0,24510 = X8 (0,1758)

в) 0,46010 = X16 (0,75С16)

Коммуникативные УУД:

– развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

Личностные УУД:

формирование математического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

5

Социализация + Афиширование

Выступление по одному ученику из группы с презентацией способа решения поставленной задачи

Представляют результаты работы групп.
– Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.

– Взаимная оценка групп (результат работы групп сверяют со слайдом)

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

– умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6

Разрыв

- Выполни самостоятельно по предыдущему алгоритму. Проверь себя.

– Осознают возникшие познавательные противоречия.
– Работают с источниками информации.
– Закрепляют и применяют полученные знания.

– Осознают возникшие познавательные противоречия.
– Работают с источниками информации.
– Закрепляют и применяют полученные знания.

Решение задания 10 ЕГЭ (в. 13 стр. 120)

Личностные УУД:

- формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков решения задач

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике

7

Формулирование темы и целей урока

– Сформулируйте тему урока

– Задачи урока?

– Перевод чисел из одной системы счисления в другую;

– Узнать алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q;

– Научиться применять правила перевода для решения задач ЕГЭ.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение анализировать решение поставленной задачи, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка.

8

Домашнее задание

п. 11, самостоятельно разобрать «быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления, выполнить задания 10, 11, 12, 14 стр. 119

– записывают домашнее задание

9

Рефлексия

Ответь на вопросы поставь себе оценку за работу на уроке

Я сам не смог справиться с затруднением;

У меня не было затруднений;

Я только слушал предложения других;

Я выдвигал идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Тема урока: " Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую "

Тема урока:   " Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую "...