Технологическая карта урока "Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Сунцова Елена Витальевна

В материале рассматриваются современные способы оцифровки и обработки текстовой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  по информатике

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика 

Сунцова Елена Витальевна

Место работы

ГБОУ школа №661 Приморского района Санкт-Петербурга

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 23

Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов

Раздел 3. Информационные технологии (13 часов)

              3.1 Текстовые документы (6 часов)

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы

(на уровне учебных действий)

Тема 3.1  Текстовые документы (6 часов)

Среда текстовый редактор Word редактор.

Практическое задание

1 Работа в среде текстового  редактора Word

2.Знакомство с альтернативными возможностями ввода текста

3. Получение практических знаний

Раскрывать смысл изучаемых понятий Выявлять общие черты и различия

в средах :текстовый редактор, переводчик, конвертер  

Анализировать полученный текст.

Применять навыки  работы с камерой, текстом, переводчиком, конвертером файлов.

Тема урока :

Урок 23. Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов

Уровень изучения :

базовый

Тип урока :

 Комбинированный урок: проверки и оценки знаний, активного и осознанного усвоения нового материала, командная работа с применением игровых технологий.

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества;

-  представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;

- наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

- наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ

Метапредметные

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- запоминать и систематизировать информацию.

Предметные

- разбивать задачи на подзадачи;

- владеть инструментами текстового  редактора;

- представлять результаты своей деятельности в виде текстовых файлов .

Ключевые слова: голосовой ввод текста, оптическое распознавание текста, компьютерные словари, программы-переводчики, конвертирование файла.

Краткое описание Урок проводится в кабинете информатике, на индивидуальных компьютерах с предустановленным текстовым редактором Word; используется мультимедиа проектор для показа презентационного материала по изучаемой теме.

Используется учебник Л.Л. Босова «Информатика 7» 2023г.

Сайт www.bosova.ru 

Он –лайн тесты : https://onlinetestpad.com

Уроки : www. lesson.edu.ru 

www.resh.edu.ru

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Постановка задачи: как ввести в память компьютера большой объем текста? Как быстро перевести текст большого объема?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним, основные понятия и ключевые слова по теме «Текстовые документы»

Начинаем игру : «Информационный футбол».

1 команда задает вопросы 2 команде – это было ваше домашнее задание.

Условие получения очков: Правильный ответ +1 балл, Неправильный ответ - +1 балл команде соперника.

Этап 1.3. Целеполагание

Цель нашего урока – изучить современные системы  распознавания текста. Применить полученные знания к  конкретной задаче.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  1. Постановка проблемы : какие существуют способы ввода текста в компьютер?
  2. Систематизация знаний. Учащиеся отвечают на  вопросы в игре «Информационный футбол». По теме : Текстовые документы
  3. Усвоение новых знаний
  4. Практическое задание(выполняется на компьютере). Командная работа.
  5. Работа с «Рабочим листом»
  6. Рефлексия.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Что на уроке было знакомым?

Что узнали впервые?

Что было самым интересным, а что самым сложным?

Как вы считаете, над чем еще надо поработать?

Вернемся к целям нашего урока. Как вы считаете, мы достигли их?

Узнали мы как ввести большой объем текста в компьютер?

Научились мы вводить текст с помощью оптического распознавания текста, переводить текст с помощью он-лайн переводчика?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Постановка проблемного задания: Как ввести текст  большого объема в память компьютера. Как перевести  большой текст.

Практическое задание :

Группа делится на 2 команды.

Каждая команда получает задание в виде текста, напечатанного на листе бумаги.

1. Оформить ответ в файле word виде 2-х колонок: колонка 1 – русский текст, колонка 2- английский текст.

2. Скопировать первую строчку из перевода(английский текст) найти в Интернете мультфильм, соответствующий переводу.

3. Сохранить  полученный результат в файле: result.doc  в свою папку :Рабочий стол> Ответы> 7кл ответы>7а>

Если кто-то выполнит задание вперед, то ему будет предложено задание повышенного уровня сложности:

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Доп. Задание. Сделать перевод текста , напечатанного на листе.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Решить задачу в Рабочем листе : «В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Андрей написал текст (в нём нет лишних пробелов): 
«Обь, Лена, Волга, Москва, Макензи, Амазонка — реки». 
Ученик вычеркнул из списка название одной из рек. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 8 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название реки.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Проверить правильность написания введенного текста.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Задача №3 стр 164

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Оцените итоги урока. Рефлексия : поставьте балл от 1 до 5   Итого баллов

Я активно работал на уроке

МЫ :вместе выполняли задание

ДЕЛО: Я понял материал

МЫ помогали друг другу

ДЕЛО :Я узнал больше, чем знал

ДЕЛО: Я считаю, что все участники группы справились с заданием

ДЕЛО :Я научился новому

Что у меня не получилось:________________________

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Подведение иогов урока на основании полученных «Рабочих листов». Рассмотреть пункт: что не получилось

Этап 5.2. Домашнее задание

  • Параграф №3.5, задача №3 стр 164
  • Пройти тест : https://onlinetestpad.com/ru/test/278870-test-tekstovyj-redaktor-7-klass
  • Прислать фото   баллов теста в группу «7а» в Сферум

  • Задание на доп. Оценку. Взять текст и с помощью телефона  сделать конвертацию в редактируемый вариант и перевести. Фото прислать в группу 7а Сферум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта, тема: "Возможности сети Интернет"

Описание хода урока информатики с применением МРТ....

Технологическая карта урока "Типы экономических систем"

Разработка технологической карты урока по обществознанию...

Технологическая карта по теме "Модели систем", 11 класс

Учебник Г.И. Семакин, 11 класс (профильный уровень)...

Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс

Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс( по Е.А.Быстровой)...

Технологическая карта урока «Методы решения систем уравнений»

Технологическая карта урока«Методы решения систем уравнений»...

Технологическая карта урока информатики 7 класс "Форматирование текста"

В данной разработке даётся описание примерных этапов урока по теме "Работа с информацией"....