Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"
материал на тему
Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.39 КБ |
prilozhenie_k_seminaru.docx | 27.79 КБ |
o_proekte.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Всякое знание остаётся мёртвым, если
в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению.
Н. А. Умов
Сегодня в свете реализации Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и ФГОС на учителя возложена огромная ответственность воспитания «Ученика 21 века». Какими же качествами должен обладать современный ученик?
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Поэтому учитель сегодня выбирает такие методики, приемы и технологии, которые помогали бы воспитать все эти качества в наших учащихся.
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Продукт проектной деятельности:
- письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании
др.);
- художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..
Учебно-исследовательская деятельность воспитанников – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.
Особенности проектной и исследовательской деятельности
Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами
обучающихся.
личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей
социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.
Общение и сотрудничество. Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители), умениями переходить от одного вида общения к другому приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
4. Формирование УУД (универсальных учебных действий)
Общие характеристики
- Практически значимые цели и задачи.
- Структура ПД и УИД включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов.
- Компетентность в выбранной сфере , творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация.
Специфические черты различия ПД и УИД
Проектная деятельность:
Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Учебно-исследовательская деятельность:
Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Технология- предмет ,где чаще всего использовалась проектная деятельность, но с введением ФГОС начального образования, затем основного данную технологию должны будут использовать все учителя предметники.
Наши педагоги начальной школы уже 4-й год работают по ФГОСам и выполняют такие проекты. (выступление учителя нач. кл. Емелиной В.П.)
Программа по технологии предусматривает выполнение школьниками творческих проектов и заданий.
Пример выполнения творческого проекта:
(выполненные дизайн папки)
Последовательность работы над проектом
|
Деятельность по проектированию и исследованию выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным. Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Поэтому учитель-наставник, консультант и помощник, должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности, должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. Проект решения
- Активизировать работу школьных методических объединений по организации проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
- Использовать проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения;
- Внести в рабочие программы и КТП по предметам проектные формы работы.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Практический блок (часть 2)
Блок 3. Практический (мастер-класс)
Педагоги разделяются на группы, в каждой группе назначается организатор.
Цель совместной деятельности педагогов – создание проектного урока. Проблемная ситуация для всех групп предлагается одна:
Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.
Гололедица- это лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями, которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные нам для ходьбы тропинки, покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.
Организатор проводит мастер-класс внутри своей группы. Коллектив педагогов работает над сжатым конспектом урока, используя опорный лист организатора мастер-класса и итоговую таблицу отчета творческих групп (см. Приложение 2, 3), создает продукт своего урока. Мастер-класс завершается защитой конспекта урока и продукта проектной деятельности.
Приложение
№ 1
По ведущей деятельности |
| ||||||
По сфере применения результатов |
| ||||||
По используемым технологиям |
| ||||||
По способам объединения результатов |
| ||||||
По организационным формам |
| ||||||
По видам презентации |
| ||||||
По составу участников |
|
Опорный лист для организаторов мастер-класса
Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.
Гололедица- это лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями, которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные нам для ходьбы тропинки, покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.
Алгоритм разработки проектного урока
(для ведущего мастер-класс)
- Выбрать класс (год обучения) и тему урока.
- Доказать значимость проблемы для обучающихся.
- Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат).
- Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата).
- Создать продукт.
- Презентовать продукт.
- Рефлексия
№3
Отчетная таблица творческих групп
Участники мастер-класса | 1. 2. 3. 4. | 5. 6. 7. 8. |
Тема проектного урока | ||
Цель урока | ||
Планируемый результат (продукт) | ||
Учебная литература | 1. 2. 3. | |
Формы работы | ||
Планирование действий по достижению цели | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | |
Форма презентация продукта | ||
Рефлексия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздел «Районы России». Создание эмблемы / герба района. 13.04.12
Представить образ территории через создание слайд-проекта Обобщить и систематизировать знания о районе Показать возможность использования компьютера как инструмент практической и учебной деятельности человека Способствовать развитию творческого потенциала учащихся Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения Уметь лаконично и чётко излагать свои мысли, уметь слушать и уважать мнение других 13.04.12
актуальность соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями четкость изложения материала, лаконичность, наглядность оригинальность раскрытия темы Значимость материала для других 13.04.12
13.04.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"
Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся...
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...
Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...