Технологическая карта урока с презентацией по теме «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды»
план-конспект занятия по информатике и икт (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды» для студентов СПО гуманитарных направлений, также разработка может быть интересна учителям старших классов.
Цель изучения данной темы: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания.
В данной разработке представлены интерактивные задания (презентация), выстроен возможный диалог со студентами для воспроизведения полученных знаний в основной школе, включены задания из ЕГЭ по файловой системе, а также предлагается студентам самостоятельно по образцу составить задание на соотнесение типа файла и его названия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka.docx | 23.2 КБ |
po.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды» для студентов СПО гуманитарных направлений, также разработка может быть интересна учителям старших классов.
Цель изучения данной темы: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания.
В данной разработке представлены интерактивные задания (презентация), выстроен возможный диалог со студентами для воспроизведения полученных знаний в основной школе, включены задания из ЕГЭ по файловой системе, а также предлагается студентам самостоятельно по образцу составить задание на соотнесение типа файла и его названия.
Предмет: информатика
Тема: Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды.
Тип урока: изучение нового материала на основе изученного в курсе основной школы.
Цель: систематизировать и обобщить изученный в основной школе материал по данной теме, получить новые знания о видах программного обеспечения и его назначении.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: учащиеся научатся классифицировать программное обеспечение, определять тип файла, решать задачи по файловой системе, узнают функции и структуру операционной системы.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, понимание неразрывности математики и окружающего мира.
Познавательные УУД: умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; умение высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение выполнять учебную задачу; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; рефлексия учебной деятельности.
Личностные УУД: формирование внутренней мотивации, самооценки; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов; личная ответственность; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать.
Ресурсы: проектор, ноутбук, доска.
Этап | Действие учителя | Действие учащихся |
Актуализация знаний | Приветствие. Проверка готовности. Просит занять места за компьютерами. «Зайдите в папку, полный адрес которой указан на слайде. Вы видите несколько файлов. Какие операции вы можете делать с файлами, не открывая их? Обратите внимание на адреса данных файлов, они схожи? Теперь скопируйте один из файлов себе в папку: Лена- первый, Коля-второй и т.д. Как изменился адрес файла? Какой файл вы скопировали: текстовый, графический и т.д. Как вы определили тип файла? Необходимо ли вам открывать для этого файл? Удалите файл. Куда он переместился? Можно ли его восстановить? Восстановите. А теперь выделите файл и нажмите shift+del. Есть ли теперь файл в корзине? Хорошо. Мы с вами сейчас заходили в разные папки, копировали, удаляли файлы, а что за программа нам это все позволяла делать?» | Приветствие. Занимают свои места за компьютером. Заходят в указанную папку. Отвечают: копировать, удалять, переименовать, вырезать, создать ярлык. Отвечают: адреса одинаковые, так как файлы находятся в одной папке, различны только имена файлов. Копируют файл. Отвечают: изменилось расположение файла, поэтому изменился адрес, папка Файлы в адресе изменилась на их собственную. Определяют тип файла, кто-то открывает файл, чтобы определить. Отвечают: определить тип файла помогают буквы после точки. Удаляют файл. Отвечают: в корзину, можно восстановить. Восстанавливают. Удаляют с шифтом. Восстановить нельзя. Отвечают: операционная система. |
Объяснение нового материала | Просит занять места за партами. «Отлично! Вот мы и выяснили нашу тему урока. Давайте запишем определение операционной системы (на слайде). Как вы думаете, какие наши цели на сегодня (появляются на слайде).» «Уже те ответы, которые вы дали мне, работая с компьютером, дают нам возможность выделить функции ОС. Что мы с вами делали? Вот и первая функция ОС - работа с файлами.» «Что нужно сделать, чтобы открыть файл? Что запускает программу для чтения файла? Вторая функция – управление процессами» (Поясняет. Программу, выполняемую на компьютере в текущий момент, принято называть процессом. Даже когда мы просто ищем информацию в сети Интернет, компьютер производит незаметные для нас операции по контролю за состоянием устройств, по защите от вирусов и т. д. ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятной машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Современные ОС, планируя работы и распределяя ресурсы, обеспечивают возможность параллельной обработки нескольких процессов. Это свойство ОС называется многозадачностью.) «Что включено в минимальную конфигурацию компьютера, кроме системного блока? Соответственно, ОС должна еще работать и с устройствами.» «Ну и конечно ОС обеспечивает пользователю удобство работы, обеспечивает диалог с пользователем (все функции появляются на слайде и записываются учениками в тетрадь).» «Теперь мы можем понять структуру ОС. Что такое структура? За организацию хранения информации и обеспечения доступа к ней отвечает подсистема ОС, называемая файловой системой. Ядро – центральная часть операционной системы, обеспечивающая приложениям координированный доступ к ресурсам компьютера, т.е. управляет всеми программами, дает им доступ к памяти, периферийным устройствам и т.д. Драйверы – программы, управляющие устройствами. Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером. | Возвращаются за парты. Пишут определение. Целеполагание. Отвечают: работали с файлами (появляется на слайде). Отвечают: нужно несколько раз щелкнуть на файл, он откроется, необходима программа для чтения файла, эту программу запускает ОС. Отвечают: в мин. Конфигурацию входит мышь, монитор, клавиатура, сист.блок. Записывают все функции в тетрадь. Отвечают: это элементы из которых состоит что-то и их взаимосвязь. Записывают в тетрадь. |
Закрепление нового материала | «Когда мы рассматривали основные функции, выполняемые ОС современного компьютера, то сказали о файловой системе. Давайте разберем подробнее эту функцию. Из курса основной школы вам известно, что файл — это поименованная совокупность данных определённого размера, размещаемая на внешних устройствах (носителях информации) и рассматриваемая в процессе обработки как единое целое. Файл характеризуется набором параметров (имя, размер, дата создания, дата последней модификации) и атрибутами, используемыми операционной системой для его обработки (архивный, системный, скрытый, только для чтения). Размер файла выражается в байтах. На каждом компьютерном носителе информации может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками. Каталог (папка) — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь (адрес каталога) — набор символов, показывающий расположение файла в файловой системе. Полное имя файла — запись пути к файлу, завершаемая именем файла. Сначала записывают диск, затем все папки, в которых он находится, разделяя их символом «\» и после записывают файл. Попробуем с вами решить задачи на определение полного имени файла. Задача на слайде. | Слушают учителя. Записывают определения файла и каталога, пример полного имени файла. Решают задачи. |
Объяснение нового материала | «Когда мы работаем с компьютером, мы используем только ОС? А какие еще программы вы знаете? Отлично! Как много вы знаете! Вся совокупность этих программ называется программным обеспечением. Давайте рассмотрим классификацию ПО (на слайде).» | Отвечают: нет. Приводят примеры программ. Записывают определение ПО, определения видов ПО. |
Закрепление нового материала | Предлагает задание на узнавание различных программ, их функций, классификацию ПО. Утилита – вспомогательная программа для выполнения специальных задач, связанных с работой оборудования, либо ОС. Предлагает вспомнить типы файлов. Задания на слайде. | Находят ярлык знакомой программы, вспоминают ее функцию, определяют вид ПО. Вспоминают типы файлов. Соотносят тип файла с его названием (смотрят на расширение). Записывают таблицу в тетрадь. |
Подведение итогов | Спрашивает, что мы сегодня узнали, какие навыки приобрели. Итоги появляются на слайде. | Отвечают. |
Домашнее задание | Объясняет, домашнее задание представлено на слайде. | Записывают. |
Список литературы
- Поляков К.Ю., Еремин Е.А., Информатика 10 класс,1-2 часть, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019.
- Петрунина Е.Б. Лекции по информатике: Учеб-метод. пособие. – Спб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014.
- Сдам ГИА: решу ЕГЭ [Электронный ресурс] URL: https://inf-ege.sdamgia.ru.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Операционная система — комплекс программ, обеспечивающих согласованное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.
Цели Узнать функции ОС; Узнать структуру ОС; Научиться определять полный адрес файла и его тип.
Функции ОС Работа с файлами; Управление процессами; Управление устройствами; Обеспечение диалога с пользователем.
Структура ОС Файловая система; Ядро; Драйвера; Пользовательский интерфейс.
Основные понятия файловой системы Файл — это поименованная совокупность данных определённого размера, размещаемая на внешних устройствах (носителях информации) и рассматриваемая в процессе обработки как единое целое. Каталог (папка) — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Пример полного имени файла : C:\Users\ YOU \ Desktop \информатика\ПО. pptx
Задача В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало D:\SCHOOL\PHISICS\10_CLASS\ Список_литературы . txt . Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? D:\ SCHOOL\ PHISICS\ 10_CLASS D:\ SCHOOL \ PHISICS D:\SCHOOL SCHOOL 2 ОТВЕТ
Задача Учитель работал в каталоге D:\ Материалы к урокам\ 10 класс\ Практические работы. Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Лекции и удалил из него файл Введение . Каково полное имя файла, который удалил преподаватель? D:\ Материалы к урокам \ 10 класс \ Введение D:\ Материалы к урокам \10 класс \ Лекции \ Введение D:\ Материалы к урокам \ Лекции \ Введение D:\ Материалы к урокам \ Лекции \ Введение 2 ОТВЕТ
Программное обеспечение - совокупность всех программ, предназначенных для выполнения задач на компьютере,
Виды ПО Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию, принято называть прикладными программами Комплекс программных средств, предназначенных для разработки новых программ, называют системой программирования. Комплекс программных средств, предназначенных для обслуживания самого компьютера и для управления работы его устройства, называют системным ПО.
Назови программу и определи ее вид Системное ПО Прикладное ПО Системы программирования
Установите верные соответствия Текстовый файл Звуковой файл Графический файл Web -страница Исполняемые программы Котики. doc Котики. mp3 Котики. jpeg Котики. exe Котики. html Котики. pdf
Типы файлов Тип файла Примеры расширений Текстовый файл Txt, rtf, doc, docx , odt Графический файл Bmp, gif, png , tif , j peg Видео файл Mp4, avi , mkv , wmv , Аудио файл Mp3, wav Электронная таблица Xls , ods Архив Zip, rar , 7z Код программы на языке программирования Bas, pas PDF -документ pdf Презентация pptx
Итоги Узнали функции ОС; Узнали структуру ОС; Научились определять полный адрес файла и его тип; Узнали виды ПО.
Домашнее задание: решить задачи 1. В некотором каталоге хранится файл Список_10_класса. txt . В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_10_класса. txt . После чего полное имя файла стало D:\ USER\ CLASS\ DOC\ Список_10_класса. txt . Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? D:\ USER\ CLASS DOC D:\ USER\ CLASS\ DOC CLASS 2. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги AKADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? Е:\ PROFESSOR\ LECTIONS\ AKADEMY Е:\ AKADEMY\ COURSE\ GROUP E:\AKADEMY Е:\ GROUP\ COURSE\ AKADEMY 3. Составить задание на соответствие типа файла и имени файла.
Задачи Задача 1 Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS , CLASS , SCHOOL , D :\, MYDOC , LETTERS . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? D:\ MYDOC \ LETTERS D:\ SCHOOL \ CLASS \ LESSONS D:\ LESSONS \ CLASS \ SCHOOL D:\ LESSONS Задача 2 В некотором каталоге хранится файл Задачи_по_программированию . txt . В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Задачи_по_программированию . txt . После чего полное имя файла стало D:\ I NFORM\ LESSONS\ 10_CLASS\ Задачи_по_программиpoванию.txt . Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? 1) D:\ INFORM 2) 10 CLASS 3) D:\ INFORM\ LESSONS 4) LESSONS\ 10 CLASS
Задачи Задача 3 Пользователь находился в каталоге Расписание . Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом еще раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\учеба\математика\ГИА . Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу. 1) С:\учеба\2013\Расписание 2) С:\учеба\Расписание 3) С:\Расписание 4) С:\учеба\математика\Расписание Задача 4 В поисках нужного файла Вова последовательно переходил из каталога в каталог, при этом он несколько раз поднимался на один уровень вверх и несколько раз опускался на один уровень вниз. Полный путь каталога, с которым Вова начинал работу С:\Игры\Настольные\Домино. Каким может быть полный путь каталога, в котором оказался Вова, если известно, что на уровень вниз он спускался больше раз, чем поднимался вверх? 1) С:\Игры 2) С:\Игры\Настольные 3) С:\Игры\Настольные\Лото 4) С:\Игры\Настольные\Домино\Детское
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока и презентация по теме "Биология как наука"
Технологическая карта урока "Биология как наука" биологии УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построена в соответствии с требованиями преподавания ФГОС...
Технологическая карта урока и презентация по теме "Teenage life in Russia and Great Britain"
Технологическая карта урока и презентация по теме "Teenage life in Russia and Great Britain", 7 класс УМК Spotlight...
Технологическая карта урока и презентация по теме "Линейное уравнение с двумя переменными и его график"
Урок изучения новой темы...
Технологическая карта урока и презентация по теме "Форматирование текстового документа". Информатика. 5 класс. ФГОС.
Технологическая карта урока "Форматирование текстового документа. Информатика. 5 класс. ФГОС....
Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
Урок "Гигиена дыхания"...
Технологическая карта урока и презентация по теме "Чтение и запись обыкновенных дробей"
Материал разработан для обучающихся 5 класса по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Технологическая карта урока информатики. 8 класс Тема урока: "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно"
Технологическая карта урока информатики....