технологическая карта урока и презентация по теме "Биология как наука"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока "Биология как наука" биологии УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построена в соответствии с требованиями преподавания ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_kak_nauka.rar237.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Биология как наука.

Цели урока:

  • обучающие

создать условия для анализа информации о выдающихся учёных-естествоиспытателях; знакомства с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника; называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий; знания имен отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии;  формулирования выводов о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества;

  • развивающие

развитие умений аргументированно делать выводы; изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

  • воспитательные

воспитание интереса к предмету; воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование: т. «Клетка», портреты учёных биологов, проектор, презентация

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1)        создаются условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»).

2)        актуализируются требования к ученику со стороны
учебной деятельности и устанавливаются
тематические рамки («надо», «могу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Поверка знаний (домашнего задания)

- Объясните

  • понятие «жизнедеятельность клетки»;
  • роль вакуолей в росте клетки;
  • необходимость удвоения наследственного материала (хромосом) при делении клетки;
  • почему деление клетки – это процесс размножения клетки;
  • как взаимосвязаны размножение, рост и развитие клетки;
  • почему клетка наименьшая живая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма.

- Докажите, что клетка живая система и все части в ней работают согласованно.

2. (Индивидуально по карточкам, проверка соседом)  

  • Найдите старую и молодую клетки. Почему вы так решили?
  • Выберите из перечня процессы, характеризующие  жизнедеятельность клетки.

(Обмен веществ и энергии, рост, нагревание, развитие, звучание, размножение, реагирование на воздействие окружающей среды, молчание).

3. Нарисуй клетку, подпиши её составные части.

  1. Создание проблемной ситуации

- Что мы узнали  о живых организмах  на уроках  биологии?

(свойства живого, методы изучения живого, клеточное строение и приборы, позволяющие изучить его, химический состав и процессы жизнедеятельности клетки)

Это - основополагающая информация  биологии….

 - Можем  ли  мы назвать биологию наукой? Почему?

3. Фиксация учащимися затруднений.

а)        актуализацию изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, и их
обобщение;

б)        тренировку соответствующих мыслительных операций;

3)        мотивирование учащихся к пробному учебному
действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для

сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка

учебной задачи,

планирование,прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: знаково-символические -

моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Выявление места и причины затруднения

- Почему трудно объяснить?

1)        Не знаем:

  • Учёных, совершивших открытия.


Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Сформулируйте цель урока:

  • Познакомиться с учёными, совершившими открытия в области биологии.

 цель урока: создать условия  для анализа информации о выдающихся учёных-естествоиспытателях; знакомства с именами и портретами учёных; называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий; знания имен отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии;  формулирования выводов о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

2. следовательно, тема урока: Биология как наука

3. - Предложите план изучения нового материала:

  1. Открытия в какой области являются биологическими?
  2. Какие открытия были совершены?
  3. Имена учёных, совершивших данные открытия.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление

поведением партнера; умение выражать свои

мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой

информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и

выбор чтения в зависимости от цели; умение

осознанно и произвольно строить речевое проблем поискового характера

высказывание;

логические: построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения

Реализация построечного проекта.

  1. Введение понятий - учёные натуралисты, или естествоиспытатели. (самостоятельно по тексту учебника)
  2. Фамилии учёных-натуралистов и их открытия (Аристотель, Теофраст, Линней, Дарвин, Вернадский, Вавилов) (рассказ учителя).
  3. Области науки, в которых работали конкретные учёные и сущность их открытий. (самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы)

Учёный

Годы жизни

Совершённое открытие

Область науки

Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника. Называть области науки, Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: анализ информации  учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения

проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Проверьте знания друг друга в игре «Кто это? За какие заслуги его имя осталось в веках?» (работа в парах)

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Выполни тест.

1. Аристотель

2. Теофраст

3.  К. Линней

4. Ч. Дарвин

5. В.И. Вернадский

6. Н.И. Вавилов

- Проверь правильность по учебнику.

Регулятивные: контроль в форме сличения

способа действия и его результата с заданным

эталоном;, коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

- Задайте вопросы по пройденной теме друг другу, придерживаясь порядка изучения темы.

Регулятивные: прогнозирование .

Информация о домашнем задании

Необходимо обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з:

-        мотивирование выполнения д/з

-        инструктаж по выполнению д/з:

  1. чтение стр.30-32
  2. повторить п.1- 6

-        проверка понимания уч-ся содержания и способов работы

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На уроке я понял, что…

Меня удивило…

Вызвало затруднение понимание…

Думаю, что знания позволят мне…

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


  • Найдите старую и молодую клетки. Почему вы так решили?

  • Выберите из перечня процессы, характеризующие  жизнедеятельность клетки.

(Обмен веществ и энергии, рост, нагревание, развитие, звучание, размножение, реагирование на воздействие окружающей среды, молчание).

  • Найдите старую и молодую клетки. Почему вы так решили?

  • Выберите из перечня процессы, характеризующие  жизнедеятельность клетки.

(Обмен веществ и энергии, рост, нагревание, развитие, звучание, размножение, реагирование на воздействие окружающей среды, молчание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока и презентация к УМК "Спотлайт" 7 класс

Данный материал представляет собой технологическую карту и сжатую презентацию к обобщающему уроку по теме "Тематические парки мира" ,7 класс, УМК "Спотлайт". Презентация включает практические задания ...

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Настоящее продолженное время" : технологическая карта урока и презентация.

Урок разработан с учётом новых ФГОС ещё летом на курсах по программе " Проблемы преемственности НОО и ООО в условиях реализации ФГОС" совместно с коллегами.( Отражено в презентации.) Вчера опробо...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Технологическая карта урока и презентация к уроку в 7 классе к учебнику "Spotlight" на тему "На страже Тауэра"

Данный урок разработан с использованием приемов технологии критического мышления....

Технологическая карта урока и презентация к уроку математики для 5 класса по теме: "Степень"

Технологическая карта урока и презентация к уроку математики для 5 класса по теме: "Степень"...