Технологическая карта интегрированного урока информатики и технологии на тему: "Космос. MBot – луноход".
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Робототехника в действии! Сегодня мы исследуем работу мини-робота, а завтра нам доверят управление серьёзной техникой. Конструирование новых механизмов, новых приспособлений к роботу, изменение условий работы этой техники пока еще на Земле, а предполагается в дальнейшем, что наши роботы будут ходить по Луне. Идея интересная! Мы попробовали и у нас получилось!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta8klintegrurok_lunohod.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока информатики и технологии
Тема урока | Космос. MBot – луноход. |
Дата | 10.04.21 г. |
Предмет | Информатика, технология |
Учителя | Колесник Юлия Адамовна, учитель информатики Складанная Дина Алексеевна, учитель технологии |
Класс | 8 класс |
Цель и задачи урока Научить | Цель: изучение и конструирования модели «Лунохода» на основе мини-робота MBot-а при помощи учебного конструктора «Технология. Физика». Задачи: - формировать знания и умения по технологии сборки конструкции Лунохода, используя детали учебного конструктора; - развивать навыки работы в группах и в парах, навыки взаимопомощи; - научить учащихся самостоятельному конструированию (пользуясь инструкционно - технологической картой, памяткой и видео рядом из презентаций); - развивать у обучающихся самостоятельность при выполнении практической работы, закреплять навык самоконтроля; - развивать интерес к научным достижениям в области космонавтики нашей страны; - воспитать чувство уважения к отечественной науки. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты
| Предметные: владение QR-кодами, методами чтения схем, таблиц, использование языка программирования Scratc и программирование движения робота по заданной траектории. Использование и владение способами графического представления технической, технологической информации, использование навыков сборки изделий из деталей, имеющихся в наборе учебного конструктора. Демонстрация дистанционного управления мини-роботами с помощью пульта управления и других приложений. Метапредметные: выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Методы и формы обучения | Формы организации учебной деятельности: в группах, в парах, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения:
|
Межпредметная интеграция | История, технология, информатика, физика. |
Образовательные ресурсы | Казакевич. Учебник Технология 8 класса. Информатика |
Оборудование | Компьютер, проектор, ноут-буки, интерактивная доска, наборы конструкторов «MBot», «Физика и технология», имитация поверхности Луны, смартфоны или планшеты. |
Дидактический материал | Презентация о советских луноходах, презентация о сборке школьного «лунохода» из учебных конструкторов, памятка к сборке, нарезка мультфильмов и документальных фильмов о космосе и о роботах, мультфильм «Приключения MBot на Луне». |
Основные понятия и термины | QR-код, язык программирования Scratc, Луноход, мини-робот MBot, пульт управления. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Мотивационно-целевой этап | |||||||
I. Организационный момент | - Приветствие; Проверка подготовки учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом, необходимым для выполнения практического задания. На доске прописывается дата, тема урока, цель урока. Урок состоит из двух частей: теории и практики. | Прослушивание вводной беседы | Формулирова-ние собственных ожиданий. | Слушание собеседника. | Построение понятных для собеседника высказываний по данной проблеме. Выдвижение гипотез. | Способность регулировать свои действия. | Прогнозирование деятельности на уроке. |
II. Актуализация знаний | Учитель информатики: Сегодня исполняется ровно 60 лет со дня полёта советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в открытый космос. В этот период все, от мала до велика, были увлечены космонавтикой во всем мире. Учитель технологии: Будучи шестилетней девочкой, я была свидетельницей полёта первого человека в космос. Все ликовали. Учитель информатики: А в 1981 году вышел мультик «Тайна третей планеты» (Просмотр видеофрагмента) Мир не стоит на месте и теперь в космос отправляют не людей и животных, а роботов. (Просмотр видеофрагмента) - Зачем человек хочет познать космос? - Для того чтобы познавать другие миры нужны специальные машины, их называют космические аппараты. О луноходах нам сообщит Низамов Руслан (Презентация «Космические аппараты. Луноход») Учитель технологии: - Ребята сейчас мы рассмотрим три вида транспортных средств: радиоуправляемая машинка, MBot (конструктор) и Луноход. Ваша задача - определить их технические характеристики. Нужно выбрать из предложенных вариантов те характеристики, которые подходят данному техническому средству (количество колес, наличие датчиков, источник питания, автоматизация – возможность программирования). Игра называется «Далекое и близкое». Из каких основных частей состоит луноход? Зачем Луноходу большое количество колес? Какие функции выполняет луноход? Как управлять луноходом, находясь на больших расстояниях от него? | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Ответы на вопросы учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Сравнение точек зрения. | Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Формирование умения находить ответы на вопросы. Рассуждать и сопоставлять. | Взаимодейст-вие с учителем во время опроса. Участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. | Формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами. О луноходах сообщает Низамов Руслан (Презентация «Космические аппараты. Луноход») | Умение регулировать свои действия, взаимодей-ствовать в группе. | Формирование умений планировать последовательность действий, осуществлять контроля по результату. |
III. Изучение нового материала | Объяснение учителя с опорой на личные знания обучающихся. Учитель технологии: Ребята, хочу обратить ваше внимание на готовую конструкцию робота MBot. Эта модель предназначена для движения, которое обеспечивается моторами и датчиками. Этим устройством можно управлять с помощью пульта управления и различных приложений. На базе этой модели мной был создан прототип «Лунохода», так как этот конструктор MBot можно дополнять и усовершенствовать любыми деталями. В данном случае я использовала учебный конструктор «Физика и технология». Конструкция любого «Лунохода» должна состоять из большего числа колёс для устойчивости и передвижения по неровным поверхностям. Она должна быть легкой, что бы с небольшими затратами доставить её на Луну, а также в сборке должны быть наборы датчиков, как и для движения, так и для сбора информации, научная аппаратура с видеосъемкой. Презентую вам видео движения MBota и видео с камеры установленной на него. Учитель информатики: Современные технологии позволяют сейчас конструировать и создавать новые модели космических аппаратов даже детям, для этого есть разные конструкторы и конструкции. Мы уже научились создавать робота MBot, которым можно управлять с помощью пульта управления. А сегодня мы запрограммируем его движение на базе приложения mBlock Blockly и среды программирования Scratch. | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Развитие умения получать информацию из различных источников и строить сообщения в устной форме. | Формирование умения осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию. | Диалог с учителем с использованием своих знаний по детализации мини-робота MBot. | Формирование понятия по изучению современного роботехнического оснащения в процессе визуализации презентации, в которой демонстрируется аналог сборки «Лунохода» учителем. | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. | Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения работать в группах. |
IV. Подготовка учащихся к выполнению практического задания | Квест проводит учитель информатики. Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, вам необходимо образовать из присутствующих две группы. В этом нам поможет Квест с QR-кодами. QR-коды развешаны по всему кабинету и каждый подойдет к одному из снимков и определиться, получив ответ по колу, в какую группу ему подойти. На столах имеются вывески с названием конструкторских отделов. Учитель технологии: Сейчас я предлагаю Вам заняться конструированием MBota -Лунохода на базе конструктора MakeBlock и других обучающих конструкторов. Ваши команды будут носить имена знаменитых российских конструкторов в области космонавтики. Первая группа это «Конструкторское бюро имени К.Э. Циолковского», а вторая «Конструкторское бюро имени С.П. Королёва». В каждой группе будут инженеры-конструкторы и программисты. Задача для инженеров конструкторов: Из имеющихся конструкторов вам нужно усовершенствовать конструкцию MBot-а таким образом, что бы у вас получился Луноход, который может двигаться по Луне. Я буду вашим наставников в этом проекте. Для сборки конструктора вам предоставляется 10-15 минут. На завершающем этапе будет произведена проверка ходовых свойств изготовленных вами луноходов. Испытания ваших изобретений пройдут в максимально приближённых условиях поверхности Луны. (Макет лунной поверхности подготовлен заранее) Учитель информатики: Язык программирования Scratch достаточно прост. Скретч — визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы. Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи, к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Задача для программистов: Нужно запрограммировать движение робота по заданной траектории. | Использование новых средств получения информации через QR-коды для дальнейшей обработки имеющихся данных (нахождения своего места в одной из групп). | Самостоятельное оценивание полученной информации от учителя, возможность оценки своих дальнейших действий. | Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализирова-ние, доказывание, аргументирование своей точки зрения. Осуществление работы по выполнению заданий. | Усвоение новых знаний, определение своей функциональной занятости во время выполнения «Лунохода». | Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения работать в группах. |
V. Практическая работа | Работа в группах. Учащиеся находятся условно в двух конструкторских бюро: «Конструкторское бюро имени Константина Эдуардовича Циолковского», а вторая «Конструкторское бюро имени Сергея Павловича Королёва». Памятка по сборке «Лунохода» находятся в каждой группе: -Не забывайте, что любая конструкция должна быть устойчивой. - Детали конструктора должны быть парными. -Дополнительные колёса, должны вращаться на оси и быть зафиксированными. -Соединяющие элементы конструктора должны быть коленообразными или т-образными. -Вся конструкция «лунохода» должна быть легкой и мобильной. | Организация оперативной работы в группах. Умение использовать во время выполнения работы рекомендации и условия правильного алгоритма поэтапных действий. | Самостоятельное оценивание полученной информации от учителя, возможность оценки своих дальнейших действий. | Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализирова-ние, доказывание, аргументирование своей точки зрения. Осуществление работы по выполнению заданий. | Использование полученных новых знаний, определение своей функциональной занятости во время выполнения «Лунохода» или по программированию управления MBot-а. | Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного решения. |
VI. Закрепление материала
| Проходит испытание новых конструкций «Луноходов» на лунном полигоне (использован макет с рельефом Луны в уменьшенном масштабе) с выявлением технических ошибок. Оценивается прочность конструкций, маневренность «Луноходов» и масштабность проекта. Решается возможность ликвидации возникших ошибок и недочетов. Блиц-опрос проводят учителя: - Какие ошибки были допущены при сборке конструкции? - Легко ли программировать на языке Scratch? - Собирая «Луноход» появилось ли у вас желание стать инженером конструктором, программистом, или учённым в области космонавтики? | Усвоение нового материала через разные виды получения информации и практической деятельности. | Сравнение и обоснование выполненной работы. | Обсуждение качества конечных результатов. | Обоснование показателей качества конечных результатов. | Самоконтроль выполнения задания. Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познаватель-ную деятельность. | Выполнение практической работы по алгоритму. |
VII. Рефлексивно – оценочный этап. | Учитель технологии: Подводя итог урока, делаем вывод, что многие из вас сегодня получили пятерки и по технологии и по информатике. Свои оценки вы увидите в сетевом журнале. Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке Мы оценили ваши старания и в награду вам приготовили маленький сюрприз. Этот мультфильм создан на базе «Точки Роста» и, возможно, он не очень познавательный, но достаточно развлекательный. Итак, смотрите Мультфильм «Приключение MBot-ов на Луне». | Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке | Формирование профессиональных навыков коллективных действий, чувства ответственности за порученное дело. | Оценка и самооценка учебной деятельности. Обобщение и систематизация знаний. | Формирование умений полно и точно выражать свои мысли. | Построение логической цепочки рассуждений | Анализ своих действий и правильное оценивание общей картины финального результата практической работы по созданию «Лунохода». |
VIII. Домашнее задание | Придумать новую рабочую функцию для MBot-ов. Можете это задание обсудить в своих конструкторских группах и на следующем занятии поделиться своими наработками и предложениями. | В сетевом журнале будет ссылка на домашнее задание | Формировать свои дальнейшие действия по отношению полученного задания. | Оценка и самооценка учебной деятельности. | Формирование понимания содержания домашнего задания. | Построение логической цепочки рассуждений | Принятие к сведению данной информации по выполнения дом. задания. |
IX. Уборка рабочих мест | Сложить неиспользованные детали в коробки с конструкторским набором. Столы поставить на место, макет лунного рельефа поднять с пола и аккуратно уложить на стол. MBot-ы и пульты управления уложить в специальные коробки. | Уборка кабинета производится после урока. | Формировать свои дальнейшие действий по уборке своего рабочего места и кабинета в целом. | Оценка трудовой деятельности. | Формирование понимания своих действий. | Построение логической цепочки рассуждений | Принятие к сведению данной информации по уборке рабочего места. |
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...
Технологическая карта интегрированного урока (математика и технология) на тему"Потребности семьи"
В карте хорошо просматривается связь изучаемой темы с жизнью, практические умения по расчету потребностей....
Технологическая карта интегрированного урока информатики и физической культуры
Интегрированный урок физкультыры и информатики в 5 классе по теме: Волейбол (правила игры).Построение графической схемы для игры в волейбол....
Технологическая карта интегрированного урока точных наук (математики и информатики) по теме Построение графиков элементарных функций в Excel с применением технологии «перевернутого класса».
Технологическая карта интегрированного урока точных наук (математики и информатики) по теме Построение графиков элементарных функций в Excel с применением технологии «перевернутого класса»...
Технологическая карта интегрированного урока литературы с технологией по теме "Мать рассказывает" (Рассказ из автобиографической повести эвенского писателя Н.С. Тарабукина)
Сценарий интегрированного урока по литературе и технологии для обучающихся 5 класса по рассказу "Мать рассказывает" из автобиографической повести "Мое детство"...