Практические (лабораторные) работы. Табличный процессор MSExcel.
учебно-методическое пособие по информатике и икт
Практическая работа №8 Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек.
Практическая работа №10 Табличный процессор MSExcel. Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный радиотехнический университет
имени В.Ф. Уткина»
Практическая работа №10
Табличный процессор MSExcel. Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
г. Рязань
2022 г
Практическая работа № 10
Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
Цель работы: сформировать умение работать с логическими функциями.
Основные понятия:
Логические функциислужат для выполнения вычислений в зависимости от выполнения некоторого условия. В условиях могут использоваться операции сравнения =, >, <, <>(не равно), >= (больше или равно), <= (меньше или равно).
Функция ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)результатом является значение1, если логическое_выражение истинно и значение2 в противном случае.
Лог_выражение – это любое значение или выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина – это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА. Если лог_выражение имеет значение ИСТИНА и значение_если_истина опущено, то возвращается значение ИСТИНА.
Значение_если_ложь – это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ и значение_если_ложь опущено, то возвращается значение ЛОЖЬ.
Пример1:ЕCЛИ (логическое_выражение; значение1; значение2) - Пример: в ячейке A1 набрано число 30000, а в ячейке B1 формула =ЕСЛИ(A1<20000; 12; 15). Результатом будет число 15, т.к. условие не выполняется.
Функции И, ИЛИ служат для создания сложных условий:
И (логическое_выражение1; логическое_выражение2;....) - возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА, а в противном случае - ЛОЖЬ.
ИЛИ (логическое_выражение1; логическое_выражение2;..) - возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА, а противном случае - ЛОЖЬ.
Пример2: =ЕСЛИ (И(A1>=20000;A1<40000);15;18) - вычисленное значение равно 15 при величине A1 от 20000 до 40000 и равно 18 в противном случае.
Можно создавать сложные условия и вложением функций ЕСЛИ.
Пример3:=ЕСЛИ (A1<20000; 12; ЕСЛИ (A1<40000; 15; 18)) - если величина A1 меньше 20000, вычисленное значение равно 12, иначе если она меньше 40000, то результат равен 15, а в противном случае (то есть, А1 больше 40000) ,формула вернет значение 18.
Упражнение 1. Задан рейтинг по какому-либо предмету в процентах. Если он не ниже 45%, то студент аттестован по данному предмету, в противном случае не аттестован.
- Лист1 переименовать на Задание 1.
- Заполнить таблицу по образцу.
- Определить аттестован ли студент. Выделить ячейку С3. Выполнить следующие: вкладка Формулы/командаВставить функцию. В окне Мастера функции выбрать категорию Логические, имя функции ЕСЛИ.
- В появившимся окне функции ЕСЛИ. В поле Логическое выражениеустанавливаем условие, проверяем ячейку В3, является ли оно больше 45%, если да, то студент аттестован, если нет то не аттестован. Для этого: в поле Логическое выражение записываем условие: В3>=45%.
- В поле Значениеесли_истина: «аттестован»
- В поле Значениеесли_ложь: «не аттестован»
- Нажимаем на ОК.
- Копируем формулу для остальных.
Упражнение 2. Аттестация проводилась по 3 предметам и надо определить аттестован ли студент по всем предметам.
- Перейти на Лист2. Переименовать его на Задание2.
- Заполнить таблицу по образцу.
- Значения необходимо записать в процентах. Для этого
- Выделить диапазон В3:D7. Вызвать контекстное менюФормат ячеек. Перейти на вкладку Числа. Числовой формат выбрать Процентный, Число десятичных знаков установить 0.
- В ячейке Е3 вызвать функцию ЕСЛИ.
- В поле Лог_выражениеввести с клавиатуры функцию И(см. Пример3).
- Через знак «;» введитеЛог_выражение1: B3>=45%, Лог_выражение2: C3>=45%, Лог_выражение3: D3>=45%.
- В полеЗначениеесли_истинанабрать слова: «аттестован»
- В поле Значение если_ложьнабрать слова: «не аттестован»и нажать на ОК
- Результат протянуть и для остальных ячеек.
Упражнение 3. Построение графика функции с двумя условиями, шаг=0,2
Перейдите на Лист 3 переименуйте его на Задание 3.
- В столбце Азапишите все значения Х с шагом 0,2, начиная с ячейки А2.
- В столбце В2запишите формулу:
=Если(А2<=0; (1+2*A2^2-SIN(A2)^2)^(1/2); (2+A2)/(2+EXP(-0.1*A2))^(1/3)) или с помощью Мастера функции выберите функциюЕсли, в появившемся диалоговом окне заполните условие, выражения 1 и выражения 2.
- Автозаполнением скопируйте формулы в остальные ячейки.
- Постройте график функции.
Задания для самостоятельной работы:
№ | Задание1: При х= ……, постройте графики функций с шагом 0,2. | Задание2: Создайте и заполните таблицу, используя логические функции |
1 | Найдите дискриминант D= b2-4ac квадратного уравнения ax2+bx+c=0 и с помощью функции ЕСЛИ выведите на экран количество корней квадратного уравнения. (Если D>0, то два корня) | |
2 | Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата. | |
3 | Отдел работает над двумя проектами, причем каждый сотрудник (ввести фамилии 5 сотрудников) работает только над одним проектом. По каждому проекту начисляется премию (% от оклада). Проценты премий для каждого проекта различны. За 1-й проект – 0,25, за 2-ой проект – 0,35. | |
4 | Покупатели магазина пользуются 10% скидками, если покупка состоит более, чем из пяти товаров или стоимость покупки превышает 5000 рублей. Составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, количество купленных товаров, стоимость покупки, стоимость покупки со скидкой. Выяснить сколько покупателей сделало покупки, стоимость которых превышает 5000 рублей. | |
5 | Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг 10 месяцев, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки. |
Контрольные вопросы:
- Какие логические функции вы знаете?
- Какое выражение будет выполняться в функцииЕСЛИпри истинном значений логического выражения?
- Когда функцияИ дает истину?
- Когда функция ИЛИ дает истину?
- Какие операции используются при построении логического выражения в функции ЕСЛИ?
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный радиотехнический университет
имени В.Ф. Уткина»
Практическая работа №8
Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек
г. Рязань
2022г
Практическая работа №8
Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек
Цель работы: повторить основные понятия табличного процессора Excel, сформировать умение вводить и редактировать данные, применять различного вида адресации при решении задач.
Основные понятия:
Класс программ, предназначенных для создания и обработки табличных данных в электронном виде, называется табличными процессорами или электронными таблицами. Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек.
Документ Excel называется рабочей книгой, книга представляет собой набор рабочих листов, каждый лист имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Максимальное количество рабочих листов – 255, обозначаются они как Лист 1. Документ Excel сохраняется в виде файла с расширением *.xls. В представлении пользователя рабочий лист состоит из 65536 строк и 256 столбцов или колонок, которые отображаются на экране компьютера. Строки нумеруются целыми числами от 1 до 65536, а столбцы или колонки обозначаются буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AA, AB, …IV. На пересечении строки и столбца располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. К содержимому ячейки можно обратиться по ее адресу (ссылке), например, A5.
В ячейках рабочего листа могут находиться данные следующих типов: Текст, Константы и Формулы. В одну ячейку можно ввести до 32767 текстовых или числовых символов.
По умолчанию числовые данные выравниваются по правому краю, а текст -по левому. Если название категории не входит по ширине, то правая ячейка (если она не пустая) перекрывает предыдущую.
Группа соседних ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы, называется диапазономи обозначается А2:С15.
Авто заполнение ячеек:
Первый способ:
- ввести в две соседние ячейки два первых элемента прогрессии, например числа 1 и 2;
- выделите блок, состоящий из двух заполненных ячеек;
- установите указатель мыши на правый нижний угол выделенного блока. Указатель мыши станет черным крестиком – это маркер заполнения. Перетащите маркер заполнения при нажатой правой кнопке мыши вниз.
Второй способ:
Выберите вкладкуГлавная/ Редактировать/ Заполнить/ Прогрессия. В появившимся окне выберите расположение по столбцу,типарифметическая, шаг, предельное значение.
Операции с листами:
- переименование: двойной щелчок по названию листа на его ярлыке или п. Переименовать контекстного меню ярлыка;
- удаление:вкладка Главная/ Ячейки/ Удалить/ Удалить листили п. Удалить контекстного меню ярлыка;
- перемещение или копирование:вкладка Главная/ Ячейки/ Формат/ Переместить или скопировать лист, илисоответствующий пункт контекстного меню ярлыка. Для копирования нужно установить флажок Создавать копию в окне Переместить или скопировать.
- Добавление: щелкнуть по ярлыку листа, в контекстном меню ярлыка выбрать п. Вставить в окне диалога, вкладка Главная/ Ячейки/ Вставить/ Вставить лист.
Адресация ячеек. В Excel различают 3 типа адресации ячеек: абсолютная, относительная и смешанная. При копировании формулы из одной ячейки в другую автоматически изменяются адреса ячеек, входящих в состав формул. Такая адресация ячеек называется относительной. Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию. Но иногда необходимо не изменять адрес некоторой ячейки при копировании формулы. Такой адрес называется абсолютным или Абсолютная ссылка задается путем указания символа доллара перед номером строки и столбца, например $A$2 либо нажатием клавишиF4.
Смешанная ссылка представляет собой комбинацию абсолютной и относительной ссылок, когда для строки и столбца используются разные способы адресации, например, $A1, B$2. При копировании формулы абсолютная часть ссылки не изменяется.
Все формулы в Excel должны начинаться с символа «=», заканчивается ввод формулы нажатием Enter
Примерыформул: = 2*5^ 3+4 =A1+A2 =A1+Cos (5,282)
Редактирование формул: Чтобы начать редактировать содержимое ячейки, нужно сначала выделить эту ячейку и выполнить двойной щелчок мышью. В режиме редактирования активизируется строка формул, в которой виден текст формулы, а не результат ее вычисления.
Форматирование данных. Прежде всего, нужно выделить ячейки, в которых надо изменить формат данных. После этого можно либо открыть правой кнопкой мыши контекстное меню и вызвать в нем команду Формат ячеек, либо вызвать команду Формат ячеекна вкладке Главная/ Ячейки/ Формат/ Формат ячеек. В любом случае на экране появится диалоговое окно Формат ячеек. Используя его можно установить форматы представления данных в ячейках: числовые форматы выравнивание, границы и вид ячеек, а также определить степень защиты данных.
Упражнение 1.
Необходимо подсчитать сумму налогов, премию и сумму всей зарплаты,после отчисления всех налогов и начисления премии.
- Открыть программу MSEXCEL. Сохранить книгу под именем Практические работы в свою папку.
- Переименуйте текущий рабочий лист (Лист1) на Задание 1.
- Создайте таблицу и внесите исходные данные.
- Оформить таблицу по образцу.
- Для того чтобы объединить ячейки, необходимо выделить ячейки и нажать кнопку или Главная/ Ячейки/ Формат/ Формат ячеек.
- Для того чтобы изменить ориентацию текста, необходимо
- Выделить ячейку, в которой находится текст, вызвать контекстное менюФормат ячеек, во вкладке Выравнивание перейти в поле Ориентация
- Щелкните на красный ромб , удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите на 90о.
- Для того чтобы подсчитать сумму профессионального взноса составляющего 5 % от оклада, необходимо:
- Выделить ячейкуD5 и ввести формулу =С5*5%
- Аналогично для всех налогов и премии.
- Вычислите получаемые денежные средства на руки, после вычисления всех налогов и начислении премии в ячейки Н5.
- Подвести итог суммы всего оклада всех сотрудников и сумму зарплаты получаемой ими на руки. Для этого
- Выделить блок ячеек H5:H12.
- Нажмите на вкладку Главная/ Редактирование/ Сумма
Упражнение 2.
Используя возможности Excel, найти сумму выручки от продаж в рублях и долларах.
- Перейдите на Лист2. Переименуйте его на Задание2.
- Создайте таблицу, внесите в нее исходные данные задачи
- Подсчитайте выручку от продажи в рублях и долларах.
- В ячейку Е6 введите следующую формулу: =С6*D6
- В ячейку F6 введите следующую формулу: =Е6/В3, ссылка В3 является абсолютной адресацией. В ячейке с формулой поставите курсор на ссылку и нажмите на F4, должно получится $В$3.
Упражнение 3:
Составьте таблицу, вычисляющую n-й член и сумму арифметической прогрессии. Формула n-го члена: an=a1+d*(n-1)и формула суммы первых n членоварифметической прогрессииSn=(a1+an)*n/2,где:a1 - первый член прогрессии, d — разность арифметической прогрессии, n – номер члена прогрессии; используя абсолютную ссылку. Первый член, который равен 0, а разность равна 2.
- Перейдите на Лист3. Переименуйте его на Задание3.
- Самостоятельно запишите формулы.
Контрольные вопросы:
- Что такое табличный процессор?
- Какие способы автозаполнения вы знаете?
- Как называется документ программы MSExcel?
- Какие виды адресации вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Каким образом можно объединить ячейки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Практическая работа«Построение диаграмм различных типов в табличном процессоре Open Office org Calc»
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время –...
Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel»
Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel» проводится для студентов 1 курса СПО в форме олимпиады....
Практическая работа «Работа в среде табличного процессора MS Excel»
Тип урока: формирование навыков и умений. После этого урока ученики смогут: развивать навыки работы с ЭТ, создавать кроссворды в ЭТ....
Лабораторная работа по работе в табличном процессоре
Лабораторная работа по работе в табличном процессоре для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...
Отчет по практической (лабораторной) работе
Даны рекомендации по правильному оформлению практической (лабораторной) работы по биологии....
Методические рекомендации для проведения практических (лабораторных) работ по ОДБ.03 Английский язык
Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и в...
Итоговая практическая работа "Табличный процессор"
Итоговая практическая работа "Табличный процессор"...