Практические (лабораторные) работы. Табличный процессор MSExcel.
учебно-методическое пособие по информатике и икт
Практическая работа №8 Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек.
Практическая работа №10 Табличный процессор MSExcel. Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный радиотехнический университет
имени В.Ф. Уткина»
Практическая работа №10
Табличный процессор MSExcel. Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
г. Рязань
2022 г
Практическая работа № 10
Логические функции. Построение графиков функции с двумя и тремя условиями
Цель работы: сформировать умение работать с логическими функциями.
Основные понятия:
Логические функциислужат для выполнения вычислений в зависимости от выполнения некоторого условия. В условиях могут использоваться операции сравнения =, >, <, <>(не равно), >= (больше или равно), <= (меньше или равно).
Функция ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)результатом является значение1, если логическое_выражение истинно и значение2 в противном случае.
Лог_выражение – это любое значение или выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина – это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА. Если лог_выражение имеет значение ИСТИНА и значение_если_истина опущено, то возвращается значение ИСТИНА.
Значение_если_ложь – это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ и значение_если_ложь опущено, то возвращается значение ЛОЖЬ.
Пример1:ЕCЛИ (логическое_выражение; значение1; значение2) - Пример: в ячейке A1 набрано число 30000, а в ячейке B1 формула =ЕСЛИ(A1<20000; 12; 15). Результатом будет число 15, т.к. условие не выполняется.
Функции И, ИЛИ служат для создания сложных условий:
И (логическое_выражение1; логическое_выражение2;....) - возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА, а в противном случае - ЛОЖЬ.
ИЛИ (логическое_выражение1; логическое_выражение2;..) - возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА, а противном случае - ЛОЖЬ.
Пример2: =ЕСЛИ (И(A1>=20000;A1<40000);15;18) - вычисленное значение равно 15 при величине A1 от 20000 до 40000 и равно 18 в противном случае.
Можно создавать сложные условия и вложением функций ЕСЛИ.
Пример3:=ЕСЛИ (A1<20000; 12; ЕСЛИ (A1<40000; 15; 18)) - если величина A1 меньше 20000, вычисленное значение равно 12, иначе если она меньше 40000, то результат равен 15, а в противном случае (то есть, А1 больше 40000) ,формула вернет значение 18.
Упражнение 1. Задан рейтинг по какому-либо предмету в процентах. Если он не ниже 45%, то студент аттестован по данному предмету, в противном случае не аттестован.
- Лист1 переименовать на Задание 1.
- Заполнить таблицу по образцу.
- Определить аттестован ли студент. Выделить ячейку С3. Выполнить следующие: вкладка Формулы/командаВставить функцию. В окне Мастера функции выбрать категорию Логические, имя функции ЕСЛИ.
- В появившимся окне функции ЕСЛИ. В поле Логическое выражениеустанавливаем условие, проверяем ячейку В3, является ли оно больше 45%, если да, то студент аттестован, если нет то не аттестован. Для этого: в поле Логическое выражение записываем условие: В3>=45%.
- В поле Значениеесли_истина: «аттестован»
- В поле Значениеесли_ложь: «не аттестован»
- Нажимаем на ОК.
- Копируем формулу для остальных.
Упражнение 2. Аттестация проводилась по 3 предметам и надо определить аттестован ли студент по всем предметам.
- Перейти на Лист2. Переименовать его на Задание2.
- Заполнить таблицу по образцу.
- Значения необходимо записать в процентах. Для этого
- Выделить диапазон В3:D7. Вызвать контекстное менюФормат ячеек. Перейти на вкладку Числа. Числовой формат выбрать Процентный, Число десятичных знаков установить 0.
- В ячейке Е3 вызвать функцию ЕСЛИ.
- В поле Лог_выражениеввести с клавиатуры функцию И(см. Пример3).
- Через знак «;» введитеЛог_выражение1: B3>=45%, Лог_выражение2: C3>=45%, Лог_выражение3: D3>=45%.
- В полеЗначениеесли_истинанабрать слова: «аттестован»
- В поле Значение если_ложьнабрать слова: «не аттестован»и нажать на ОК
- Результат протянуть и для остальных ячеек.
Упражнение 3. Построение графика функции с двумя условиями, шаг=0,2
Перейдите на Лист 3 переименуйте его на Задание 3.
- В столбце Азапишите все значения Х с шагом 0,2, начиная с ячейки А2.
- В столбце В2запишите формулу:
=Если(А2<=0; (1+2*A2^2-SIN(A2)^2)^(1/2); (2+A2)/(2+EXP(-0.1*A2))^(1/3)) или с помощью Мастера функции выберите функциюЕсли, в появившемся диалоговом окне заполните условие, выражения 1 и выражения 2.
- Автозаполнением скопируйте формулы в остальные ячейки.
- Постройте график функции.
Задания для самостоятельной работы:
№ | Задание1: При х= ……, постройте графики функций с шагом 0,2. | Задание2: Создайте и заполните таблицу, используя логические функции |
1 | Найдите дискриминант D= b2-4ac квадратного уравнения ax2+bx+c=0 и с помощью функции ЕСЛИ выведите на экран количество корней квадратного уравнения. (Если D>0, то два корня) | |
2 | Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата. | |
3 | Отдел работает над двумя проектами, причем каждый сотрудник (ввести фамилии 5 сотрудников) работает только над одним проектом. По каждому проекту начисляется премию (% от оклада). Проценты премий для каждого проекта различны. За 1-й проект – 0,25, за 2-ой проект – 0,35. | |
4 | Покупатели магазина пользуются 10% скидками, если покупка состоит более, чем из пяти товаров или стоимость покупки превышает 5000 рублей. Составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, количество купленных товаров, стоимость покупки, стоимость покупки со скидкой. Выяснить сколько покупателей сделало покупки, стоимость которых превышает 5000 рублей. | |
5 | Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг 10 месяцев, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки. |
Контрольные вопросы:
- Какие логические функции вы знаете?
- Какое выражение будет выполняться в функцииЕСЛИпри истинном значений логического выражения?
- Когда функцияИ дает истину?
- Когда функция ИЛИ дает истину?
- Какие операции используются при построении логического выражения в функции ЕСЛИ?
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный радиотехнический университет
имени В.Ф. Уткина»
Практическая работа №8
Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек
г. Рязань
2022г
Практическая работа №8
Табличный процессор MSExcel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек
Цель работы: повторить основные понятия табличного процессора Excel, сформировать умение вводить и редактировать данные, применять различного вида адресации при решении задач.
Основные понятия:
Класс программ, предназначенных для создания и обработки табличных данных в электронном виде, называется табличными процессорами или электронными таблицами. Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек.
Документ Excel называется рабочей книгой, книга представляет собой набор рабочих листов, каждый лист имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Максимальное количество рабочих листов – 255, обозначаются они как Лист 1. Документ Excel сохраняется в виде файла с расширением *.xls. В представлении пользователя рабочий лист состоит из 65536 строк и 256 столбцов или колонок, которые отображаются на экране компьютера. Строки нумеруются целыми числами от 1 до 65536, а столбцы или колонки обозначаются буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AA, AB, …IV. На пересечении строки и столбца располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. К содержимому ячейки можно обратиться по ее адресу (ссылке), например, A5.
В ячейках рабочего листа могут находиться данные следующих типов: Текст, Константы и Формулы. В одну ячейку можно ввести до 32767 текстовых или числовых символов.
По умолчанию числовые данные выравниваются по правому краю, а текст -по левому. Если название категории не входит по ширине, то правая ячейка (если она не пустая) перекрывает предыдущую.
Группа соседних ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы, называется диапазономи обозначается А2:С15.
Авто заполнение ячеек:
Первый способ:
- ввести в две соседние ячейки два первых элемента прогрессии, например числа 1 и 2;
- выделите блок, состоящий из двух заполненных ячеек;
- установите указатель мыши на правый нижний угол выделенного блока. Указатель мыши станет черным крестиком – это маркер заполнения. Перетащите маркер заполнения при нажатой правой кнопке мыши вниз.
Второй способ:
Выберите вкладкуГлавная/ Редактировать/ Заполнить/ Прогрессия. В появившимся окне выберите расположение по столбцу,типарифметическая, шаг, предельное значение.
Операции с листами:
- переименование: двойной щелчок по названию листа на его ярлыке или п. Переименовать контекстного меню ярлыка;
- удаление:вкладка Главная/ Ячейки/ Удалить/ Удалить листили п. Удалить контекстного меню ярлыка;
- перемещение или копирование:вкладка Главная/ Ячейки/ Формат/ Переместить или скопировать лист, илисоответствующий пункт контекстного меню ярлыка. Для копирования нужно установить флажок Создавать копию в окне Переместить или скопировать.
- Добавление: щелкнуть по ярлыку листа, в контекстном меню ярлыка выбрать п. Вставить в окне диалога, вкладка Главная/ Ячейки/ Вставить/ Вставить лист.
Адресация ячеек. В Excel различают 3 типа адресации ячеек: абсолютная, относительная и смешанная. При копировании формулы из одной ячейки в другую автоматически изменяются адреса ячеек, входящих в состав формул. Такая адресация ячеек называется относительной. Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию. Но иногда необходимо не изменять адрес некоторой ячейки при копировании формулы. Такой адрес называется абсолютным или Абсолютная ссылка задается путем указания символа доллара перед номером строки и столбца, например $A$2 либо нажатием клавишиF4.
Смешанная ссылка представляет собой комбинацию абсолютной и относительной ссылок, когда для строки и столбца используются разные способы адресации, например, $A1, B$2. При копировании формулы абсолютная часть ссылки не изменяется.
Все формулы в Excel должны начинаться с символа «=», заканчивается ввод формулы нажатием Enter
Примерыформул: = 2*5^ 3+4 =A1+A2 =A1+Cos (5,282)
Редактирование формул: Чтобы начать редактировать содержимое ячейки, нужно сначала выделить эту ячейку и выполнить двойной щелчок мышью. В режиме редактирования активизируется строка формул, в которой виден текст формулы, а не результат ее вычисления.
Форматирование данных. Прежде всего, нужно выделить ячейки, в которых надо изменить формат данных. После этого можно либо открыть правой кнопкой мыши контекстное меню и вызвать в нем команду Формат ячеек, либо вызвать команду Формат ячеекна вкладке Главная/ Ячейки/ Формат/ Формат ячеек. В любом случае на экране появится диалоговое окно Формат ячеек. Используя его можно установить форматы представления данных в ячейках: числовые форматы выравнивание, границы и вид ячеек, а также определить степень защиты данных.
Упражнение 1.
Необходимо подсчитать сумму налогов, премию и сумму всей зарплаты,после отчисления всех налогов и начисления премии.
- Открыть программу MSEXCEL. Сохранить книгу под именем Практические работы в свою папку.
- Переименуйте текущий рабочий лист (Лист1) на Задание 1.
- Создайте таблицу и внесите исходные данные.
- Оформить таблицу по образцу.
- Для того чтобы объединить ячейки, необходимо выделить ячейки и нажать кнопку или Главная/ Ячейки/ Формат/ Формат ячеек.
- Для того чтобы изменить ориентацию текста, необходимо
- Выделить ячейку, в которой находится текст, вызвать контекстное менюФормат ячеек, во вкладке Выравнивание перейти в поле Ориентация
- Щелкните на красный ромб , удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите на 90о.
- Для того чтобы подсчитать сумму профессионального взноса составляющего 5 % от оклада, необходимо:
- Выделить ячейкуD5 и ввести формулу =С5*5%
- Аналогично для всех налогов и премии.
- Вычислите получаемые денежные средства на руки, после вычисления всех налогов и начислении премии в ячейки Н5.
- Подвести итог суммы всего оклада всех сотрудников и сумму зарплаты получаемой ими на руки. Для этого
- Выделить блок ячеек H5:H12.
- Нажмите на вкладку Главная/ Редактирование/ Сумма
Упражнение 2.
Используя возможности Excel, найти сумму выручки от продаж в рублях и долларах.
- Перейдите на Лист2. Переименуйте его на Задание2.
- Создайте таблицу, внесите в нее исходные данные задачи
- Подсчитайте выручку от продажи в рублях и долларах.
- В ячейку Е6 введите следующую формулу: =С6*D6
- В ячейку F6 введите следующую формулу: =Е6/В3, ссылка В3 является абсолютной адресацией. В ячейке с формулой поставите курсор на ссылку и нажмите на F4, должно получится $В$3.
Упражнение 3:
Составьте таблицу, вычисляющую n-й член и сумму арифметической прогрессии. Формула n-го члена: an=a1+d*(n-1)и формула суммы первых n членоварифметической прогрессииSn=(a1+an)*n/2,где:a1 - первый член прогрессии, d — разность арифметической прогрессии, n – номер члена прогрессии; используя абсолютную ссылку. Первый член, который равен 0, а разность равна 2.
- Перейдите на Лист3. Переименуйте его на Задание3.
- Самостоятельно запишите формулы.
Контрольные вопросы:
- Что такое табличный процессор?
- Какие способы автозаполнения вы знаете?
- Как называется документ программы MSExcel?
- Какие виды адресации вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Каким образом можно объединить ячейки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-236732-1365221033.jpg)
Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel»
Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel» проводится для студентов 1 курса СПО в форме олимпиады....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40808.jpg)
Практическая работа «Работа в среде табличного процессора MS Excel»
Тип урока: формирование навыков и умений. После этого урока ученики смогут: развивать навыки работы с ЭТ, создавать кроссворды в ЭТ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663370-1441641798.jpg)
Лабораторная работа по работе в табличном процессоре
Лабораторная работа по работе в табличном процессоре для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/23/picture-256058-1703316721.jpg)
Отчет по практической (лабораторной) работе
Даны рекомендации по правильному оформлению практической (лабораторной) работы по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-1329244-1618478070.jpg)
Методические рекомендации для проведения практических (лабораторных) работ по ОДБ.03 Английский язык
Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-184555-1517402018.jpg)
Итоговая практическая работа "Табличный процессор"
Итоговая практическая работа "Табличный процессор"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Практическое занятие №31 «Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре».
Открытое практическое занятие было приурочено к 100летию РСК...