Юный программист
рабочая программа (9 класс)
«Креативное программирование» продиктована развитием современного информационного общества, IT индустрии, внедрением информационных технологий в образовательные процессы в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда», удовлетворяет растущие интересы родителей и учащихся в области программирования и алгоритмизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_prog_vneurochka.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20 Приказом директора
г. Южно-Сахалинска Приказ №___ от _____
протокол № от_____________ 2022г. А.А.Тишевский _____
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для учащихся 9 классов
Юный программист
(название программы, курса, дисциплины)
Составитель: Балахонов Юрий Юрьевич, учитель
(ФИО, должность)
Южно-Сахалинск, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Юный программист» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Ориентирована на детей 15-16 лет.
Сроки реализации программы: 1год. Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Внеурочная деятельность «Юный программист» даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.
Актуальность
Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА КУРСА " Юный программист ".
Содержание программы курса создаёт возможность углубить знания детей в программировании. Ученик-читатель овладевает знаниями и умениями для свободного пользования объектно-ориентированными языками программирования.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках информатики, для самостоятельного работы и развития индивидуальных проектов.
В программу включены основы объектно-ориентированных языков программирования, их синтаксис, пунктуация и практические занятия.
Цель курса: сформировать у учащихся структурный стиль мышления и сформировать интерес к профессиям, связанным с программированием.
Задачи курса:
1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.
2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.
3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.
4. Возможность реализовать свои творческие способности.
5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием
Дидактические принципы отбора детской литературы:
- доступность;
- введение в основы программирования;
- знакомство с различными языками программирования;
- знакомство со встроенными функциями;
Формы проведения занятий:
- занятия-практические работы;
- занятия - соревнования;
- компьютерные занятия
- занятия с групповыми формами работы;
Основные принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основные методы и технологии:
- технология разно уровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Виды деятельности:
- Теоретические занятия.
- Практическая.
- Индивидуальная работа.
- Групповая работа.
- Ученический эксперимент.
- Демонстрационный опыт.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Юный программист» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как обще-интеллектуальное направление. На 9 класс отводится по 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.
В результате освоении программы внеурочной деятельности «Юный программист» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение в программирование. Алгоритмы.
Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса.
Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.
Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках.
Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата.
Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.
Арифметические операции Вывод результатов.
Практикум. Использование среды Python.
Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else.
Оператор альтернативы.
Логические выражения и операции.
Организация программ разветвляющейся структуры.
Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением.
Понятие о цикле. Простейший оператор цикла.
Практическая работа: Общий оператор цикла.
Массивы. Использование циклов в массивах.
Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем.
Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов.
Строковые переменные. Операции со строками.
Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы.
Практикум. Решения задач на программирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.
2. Сухарев М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и техника, 2003. – 576 стр.: ил.
3. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2002. – 424с.: ил.
4. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
5. Гусева А.И. Учимся программировать: Pascal 7.0. – М.: «Диалог-МИФИ», 1998. 6. Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.
7. Немнюгин С., Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. – СПб.: Питер, 2004. . 4. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ.
Тематическое планирование
№ п/п | Название Раздела/темы | Кол-во часов | В том числе лаб /практическая часть |
1 | Инструктаж по ТБ. Алгоритм, способы записи алгоритмов | 1 | Знакомство с блок схемами. |
2 | Введение в программирование. Алгоритмы | 1 | Изучение основ языка программирования. |
3 | Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса | 2 | Разбор инструментов программирования. |
4 | Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ | 2 | Применение основных команд. |
5 | Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках | 2 | Изучение потока данных. |
6 | Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата | 2 | Изучение постоянных. |
7 | Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных. | 2 | Разбор функций ввода и вывода результатов. |
8 | Арифметические операции Вывод результатов. | 2 | Знакомство с языком программирования Python |
9 | Знакомство с языком Python | 2 | Изучение линейной алгоритмической структуры. |
10 | Линейная алгоритмическая структура | 2 | Изучение применение операторов ввода, вывода |
11 | Операторы ввода, вывода | 2 | Программирование линейных алгоритмов. |
12 | Оператор присваивания. Программирование линейных алгоритмов. | 2 | Знакомство с простыми программами. |
13 | Примеры простейших программ | 3 | Знакомство с различными типами переменных. |
14 | Тип переменных | 2 | Практическое применение изученного материала. |
15 | Практикум. Использование среды Turbo Pascal и Python | 2 | Применение в коде условного оператора If-Then-Els. |
16 | Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Els | 2 | Изучение организации простейших ветвлений. |
17 | Организация простейших ветвлений. | 2 | Применение условных операторов. |
18 | Условный оператор. Форматы записей | 2 | Программирование ветвящихся алгоритмов. |
19 | Программирование ветвящихся алгоритмов. | 2 | Решение задач с использованием операций div и mod |
20 | Решение задач с использованием операций div и mod | 2 | Применение синтаксиса простого присваивания. |
21 | Общий синтаксис простого присваивания. | 2 | Знакомство с логическим типом переменных. |
22 | Логический тип (bool) | 2 | Использование операторов сравнения. |
23 | Операторы сравнения. | 2 | Знакомство с альтернативными функциями. |
24 | Оператор альтернативы. | 2 | Применение логических функций. |
25 | Логические выражения и операции | 2 | Изучение и применение на практике |
26 | Организация программ разветвляющейся структуры | 2 | Программирование алгоритмов с ветвлением. |
27 | Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением. | 2 | Применение в коде основных циклических функций. |
28 | Понятие о цикле. Простейший оператор цикла | 2 | Закрепление навыков применения циклов. |
29 | Практическая работа: Общий оператор цикла | 2 | Изучение структуры массивов. |
30 | Массивы. Использование циклов в массивах | 2 | Представление программ в виде схем. |
31 | Правило вложенных операторов. Схемы. Представление программ в виде схем. | 2 | Программирование циклических алгоритмов «Конёк-Горбунок». |
32 | Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов «Конёк-Горбунок». | 3 | Использование операций со строками. |
33 | Строковые переменные. Операции со строками. | 2 | Повторяющиеся операции. |
34 | Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы | 2 | Решения задач на программирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный программист"
Рабочая программа кружка "Юный программист"...
Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"
Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...
Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности по программированию «Юный программист»
Календарно-тематическое планированиекружковой деятельности по программированию«Юный программист»№ п/пТемаК-во часов1Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов.12Этапы решения з...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный программист»
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и инф...
«Юный программист» 2015
На основании приказа МО и Н РТ №1781/15 от 23.03.15. «Об организации и проведении XIX Республиканского конкурса «Юный программист» среди учащихся общеобразовательных организаций и обучающихся професси...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"
Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....
"Юный программист". 5 класс
Программа+ календарно-тематическое планирование....