Рабочая программа кружка "Юный программист"
рабочая программа по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхне-Колчуринская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского МР РТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________ Н.В.Хвостов
«УТВЕРЖДЕНА»
на заседании педагогического
совета школы
протокол №_________________
от «_____»____________ 2012 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ПРОГРАММИСТ»
Руководитель
Зинкина Умеда Зобитовна
Пояснительная записка
к адаптированной программе кружка «Информатик»
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должна подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счёт информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в программе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Реализация данной программы рассчитана на 1 года на 144 часа в год.
Цели
Сформировать:
- понимание того, как представляется информация в компьютере;
- первоначальное представление об основных устройствах компьютера и их назначениях;
- научить пользоваться новыми массовыми ИКТ;
- формирование пользовательских навыков;
- формирование представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- умения работы с клавиатурой;
- умение определять объем информации.
Развивать:
- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
- самостоятельность, самооценку;
- алгоритмическое мышление;
- навыки сравнения и обобщения информации.
Воспитывать:
- дисциплинированность, любознательность;
- бережное отношение к имуществу и ВТ;
- сосредоточенность, работоспособность на уроке.
Программа рассчитана на учащихся - 5 классов общеобразовательных школ Набор в группу осуществлялся при активной поддержке классных руководителей. Занятия проводятся в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.
2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.
3.Тематический контроль по завершении изучения раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
4. Годовой контроль в форме выполнения годовой авторской работы по изученным в течение года разделам программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- творческая работа.
Содержание разделов и тем.
Содержание программы представлено следующими укрупненными модулями.
1. Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок схема.
Темы для изучения:
- Информатика и информация.
- Многообразие форм представления информации.
- Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
- Кодирование информации.
- Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
- Системы счисления.
- Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
- Единицы измерения информации.
- Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение и достаточные условия.
- Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
- Исполнители алгоритмов, СКИ.
- Способы записи алгоритмов.
2. Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.
Темы для изучения:
• Аппаратное обеспечение компьютера.
- Виды памяти в компьютере.
- Информационные носители.
- Файл, основные операции с файлами.
- Программное обеспечение компьютера.
- Назначение операционной системы.
- Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
3. Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ. Темы для изучения:
- Текстовый редактор: назначение и основные функции.
- Графический редактор: назначение и основные функции.
- Калькулятор и его возможности.
- Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения:
- Предыстория информатики.
- Основные этапы развития вычислительной техники.
- Роль информации в жизни общества
Информационная этика
Теоретический материал | Технологический материал | Компьютерный практикум | Часы | Дата |
Техника безопасности. Информация. | Как устроен компьютер | Работа с компьютерным тренажером | 2 | |
Действия с информацией | Ввод информации в память компьютера | Знакомство с клавиатурой | 2 | |
Действия с информацией | Группы клавиш | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | |
Действия с информацией | Ввод информации в память компьютера | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | |
Хранение информации | Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | |
Хранение информации | Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | |
Носители информации | Рабочий стол | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | |
Передача информации | Управление компьютером с помощью мыши | Освоение мыши | 2 | |
Передача информации | Управление компьютером с помощью мыши | Освоение мыши | 4 | |
В мире кодов | Главное меню | Запуск программ Основные элементы окна | 4 | |
В мире кодов | Управление компьютером с помощью меню | Управление компьютером с помощью меню | 2 | |
В мире кодов | Управление компьютером с помощью меню | Управление компьютером с помощью контекстного меню | 4 | |
В мире кодов | Управление компьютером с помощью меню | Управление компьютером с помощью контекстного меню | 4 | 16-17 |
Формы представления информации | Программы и файлы | Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор | 2 | |
Метод координат | Программы и файлы | Выполнение вычислении с помощью программы Калькулятор | 4 | |
Текст как форма представления информации | Текстовый редактор и текстовый процессор | Ввод текста | 4 | |
Текст как форма представления информации | Текстовый редактор и текстовый процессор | Ввод текста | 4 | |
Текст как форма представления информации | Ввод текста | 4 | ||
Текст как форма представления информации | Основные объекты текстового документа | Редактирование текста | 4 | |
Табличная форма представления информации | Этапы подготовки документа на компьютере | Форматирование текста | 4 | |
Табличная форма представления информации | Этапы подготовки документа на компьютере | Форматирование текста | 4 | |
Наглядные формы представления информации | Компьютерная графика. Графические редакторы | Знакомство с инструментами рисования графического редактора | 4 | |
Обработка информации | Компьютерная графика. | Раскраска | 4 | |
Обработка информации | Устройства ввода графической информации | Раскраска | 4 | |
Изменение формы представления информации. | Подготовка текстовых документов. | Пригласительный билет | 4 | |
Систематизация информации. Поиск информации | Компьютерная графика | Пригласительный билет | 4 | |
Изменение формы представления информации. | Подготовка текстовых документов. | Создание комбинированных документов | 4 | |
Кодирование как изменение формы представления | Компьютерная графика | Создание комбинированных документов | 4 | |
Получение новой информации. | Подготовка текстовых документов. | Работа с фрагментами рисунка | 4 | |
Преобразование информации по заданным правилам | Компьютерная графика | Работа с фрагментами рисунка | 4 | |
Получение новой информации. | Создание движущихся изображений | Анимация | 4 | |
Преобразование информации путем рассуждений | Создание движущихся изображений | Анимация | 4 | |
Получение новой информации. | Создание движущихся изображений | Анимация | 4 | |
Разработка плана действий и его запись | Создание движущихся изображений | Анимация | 4 | |
Повторение «Информация вокруг нас» | Создание движущихся изображений | Анимация. Сюжет на свободную тему | 4 | |
Создание итоговой работы | 4 | |||
Создание итоговой работы | 4 | |||
Создание итоговой работы | 4 | |||
Резерв учебного времени | 6 |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Учебные занятия имеют комплексный характер. В начале каждой темы мы выявляем уровень знаний по данному материалу. Затем – установочная лекция (если материал не изучался в школе) или беседа по общим понятиям. Далее самостоятельная работа на компьютере.
- Требования техники безопасности в кабинете информатики.
- Упражнения для снятия напряжения с глаз
- Дидактический раздаточный материал в печатном и электронном виде для отработки практических навыков работы на компьютере.
Материальная база
Для реализации программы в нашем объединении имеются 10 компьютеров 2 принтера, 1 сканер, 1 интерактивная доска, 1 видеопроектора, 2 цифровых фотоаппарата, 2 видеокамеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный программист»
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и инф...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"
Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....
Адаптированная рабочая программа дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Программист
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образова...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы...
Рабочая программа кружка «Юный программист»
Рабочая программа кружка «Юный программист»...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...