Урок - Программирование линейных алгоритмов
материал по информатике и икт (9 класс)
Урок - Программирование линейных алгоритмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - Программирование линейных алгоритмов | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема: Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в ПаскалеАВС; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, PascalАВС, мультимедиапроектор, презентация «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм», карточки с индивидуальными заданиями.
План урока: I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка целей и задач.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного на уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
VII. Подведение итогов урока.
Использованная литература:
1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.
2. Угринович Н.Д. Информатика 9 класс-БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Ход урока:
I. Организация начала урока. (слайд1)
Создание проблемной ситуации, сообщение цели урока.
Приветствие детей, гостей.
- Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:
"Алиса спрашивает у кролика:
- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.
- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".
Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.
Тема нашего урока: «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм».
II. Актуализация знаний. (слайд 2)
- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)
- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.
(слайд 3)
Словесная форма:
1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел S=А+В
Графическая форма:
Как запишется алгоритм на языке программирования PascalАВС ?
III. Постановка целей и задач. (слайд 5)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
IV. Изучение нового материала.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
- присваивания,
- ввода,
- вывода.
- Оператор присваивания (слайд6)
<переменная величина> : = <выражение>
Значок « : = » читается «присвоить»
А:=В; где А – переменная, В – выражение;
Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
Свойства операции присваивания: (слайд7)
пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения.
новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
(Слайд 8.)
- Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?
А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)
(Слайд 9.)
Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
1. а := 4
b := 2
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b (20)
2. a := 2
b := 6
b := 12+a*b
a := b/4*a (12)
А сейчас вы попробуете самостоятельно решить задания
1. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 8
b := 3
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
2. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 4
b := 10
а := b - a*2
b := 24/a*4 В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
3. Определите значение переменной а после выполнения алгоритма:
а := 5
b := 4
b := 100 - a*b
a := b/16*a В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
Если у вас 3 правильных ответа поднимите красную карточку, если2-желтую,1-зеленую.
(Слайд 10.)
#1054;ПЕРАТОР ВВОДА (Слайд 11.)
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
Данные при вводе разделяются пробелами. Окончание ввода данных завершается нажатием клавиши
При вводе данных нужно соблюдать правило: в каком порядке переменные записаны в списке, в таком порядке нужно вводить их значения.
#1054;ПРЕАТОР ВЫВОДА (Слайд 12.)
Назначение команды – вывод выходных данных
Структура команды: ввод <список переменных>
Пример: ввод А, В, С
По этой команде список вывода (выходные данные) будут вынесены на устройство вывода (чаще всего на экран монитора).
Write (<список вывода>);
Пример: Write (A, B+С, ‘команда вывода’);
Writeln (<список вывода>);
Пример: Writeln (A, ‘A’, 4);
Данные процедуры производят вывод выходных данных на экран монитора. Элементами списка могут быть имена переменных, выражения, константы.
(Слайд 13.)
WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.
V. Закрепление изученного на уроке. (фронтальная работа с программой).
Прежде, чем вы приступите к самостоятельному написанию программы, разберем готовую программу, из каких частей она состоит, найдем ошибки в написании.
Программа вычисления площади прямоугольного треугольника по его катетам.
Program z2
Var a,b,s real;
Bigin
Writln (Введи катеты’);
Readln (a,b);
s:=1/2*a*b
Writln (‘s=’,s);
Readln;
End
Какие в это программе встречаются ошибки?
(Исправляем ошибки на доске).
Правильная запись:
Program z2;
Var a, b, s: real;
Begin
Writeln ('Введи катеты');
Readln (a, b);
s:=1/2*a*b;
Writeln ('s=',s:6:2);
Readln;
End.
- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу, для этого еще раз вспомним структуру программы. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
(Слайд 14.)
Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)
- Запишем алгоритм графическим способом.
- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer4; { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin { Раздел операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B; {оператор присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
VI. Информация о домашнем задании.
(Слайд 16.)
Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.
VII. Подведение итогов урока.
(Слайд 17.)
- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода? (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.
Карточка №1 Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры. |
Карточка №2 Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры. |
Карточка №3 Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры. |
Карточка №4 Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры. |
Карточка №5 Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы
В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....
презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»
Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...
Урок-мастерская по теме: "Программирование линейных алгоритмов"
Урок информатики в 10 классе по программе Семакина "Программирование линейных алгоритмов". Технология блочно-модульного обученияhttps://drive.google.com/drive/folders/0BzAYhi219fHdR2V1...
Урок по теме "Программирование линейных алгоритмов"
Это седьмой урок изучения данного раздела. Цель урока формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм, познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале,...
Урок Программирование линейных алгоритмов
Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование линейных алгоритмов по программе Босовой Л.Л....
Технологическая карта урока информатики по теме "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов", 8 класс
тема "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов"...
Технологическая карта урока по теме "Программирование линейных алгоритмов"
Технологическая карта предназначена для проведения урока информатики в 8 классе по теме "Программирование линейных алгоритмов". В данном уроке рассматривается простые линейные алгоритмы,...