«Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике и обеспечению информационной безопасности обучающихся»
методическая разработка по информатике и икт

Материал для рассмотрения пути формирования информационной культуры и безопасности учащихся для эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите подростков от интернет-рисков и сохранении здоровья. Задачи: Познакомить педагогический коллектив с видами Он-лайн угроз в сети Интернет, представляющих опасность для развития обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация деятельности педагогического коллектива школы

,по профилактике и обеспечению информационной безопасности обучающихся»

Цель: Рассмотреть пути формирования информационной культуры и безопасности учащихся для эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите подростков от интернет-рисков и сохранении здоровья

Задачи: Познакомить педагогический коллектив с видами он-лайн угроз в сети Интернет, представляющих опасность для развития обучающихся

Проблема обеспечения безопасности пользования сетью интернет детьми и подростками является одной из наиболее актуальных в современном обществе. Перечень рисков, с которыми сталкиваются дети в сети достаточно широк: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства и получившие широкую популярность на сегодняшний день «Группы самоубийств».

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

Нормативная правовая база

־ Указ Президента Российской Федерации от № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

־ Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ).

־ Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

־ Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях.

־ Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 15.

- Письмо Министерства образования и науки РФ от № НТ-1338/08.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания.

Несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Виды Он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка

  1. Откровенные материалы сексуального характера.

Видеоролики и снимки содержащие информацию о сексуальных извращениях,

  1. Преступники в интернете. В последние годы получили распространение кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор

киберпреследованиескрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования. Порой киберпреследование имеет печальный финал

хеппислепинг — видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически.

буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия

  1. Материалы экстремистского и террористического характера, содержащиеся на электронных ресурсах
  2. Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

Определить, особенно ребенку, сектантский ли сайт, который встретился ему в сети, очень трудно – иногда для того, чтобы понять, что этот сайт принадлежит секте, приходится проводить целые расследования.

  1. Компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние нередко переходят по присланным им злоумышленниками ссылкам без подозрений, скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.

Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес.

  1. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений
  2. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети, требующие немалых финансовых вложений.
  3. "Интернет-зависимость", проявляющегося в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Интернет, как виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир.

Виды интернет-зависимости

- веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети),

- игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

  1. Киберпреступления: от мошеннических махинаций и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды педофилии, торговли детьми.
  2. Дети все чаще используются в качестве моделей для детской порнографии

Главное средство защиты от педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. Никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете.

  1. Дети нередко оказываются на ресурсах, имеющих содержание 18+, или участвуют в сетевой деятельности, совершенно не предназначенной для них, например, в виртуальном сексе.

Виртуальный секс – это использование различных Интернет-материалов (картинок, текстов, звуков, видео) для сексуального стимулирования и удовлетворения.

Виртуальный секс, пережитый на ранней стадии жизни, может оказать крайне негативное влияние на сексуальное развитие ребенка.

  1. совершаются преступления, такие как похищение несовершеннолетнего, торговля несовершеннолетними, вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних и малолетних потерпевших, а также преступления против собственности (компьютерные мошенничества).
  2. Совершение в отношении детей общественно опасных посягательств с использованием мобильной (сотовой) связи.

Сталкиваясь с проблемами в сети, дети и подростки часто не знают, как поступить в опасной ситуации, куда можно обратиться за помощью. Особенно остро стоит вопрос о том, как оградить несовершеннолетних от негативного влияния интернета.

Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:

  1. Управление «К» МВД России – подразделение, занимающееся раскрытием преступлений в сфере высоких технологий. https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
  1. Фонд Развития Интернет - . Цель создания Фонда - поддержка проектов, связанных с развитием сети Интернет; содействие развитию глобальных информационных сетей; содействие развитию правового обеспечения в Сети.
  2. Линия помощи «Дети онлайн» Это служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи. Обратиться на Линию помощи можно, позвонив на бесплатный федеральный номер 8-800-25-000-15 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни) или отправив письмо по электронной почте: . Сайты Линии помощи: , .
  3. РОЦИТ – общественная организация российской интернет-отрасл. Направления деятельности: популяризация, экспертиза и развитие интернета в России.
  4. Центр Безопасного Интернета
  5. Лига безопасного Интернета, . Лига занимается проблемами безопасности детей в сети.
  6. Корпорация Microsoft. Microsoft на своих вебсайтах информирует общественность – особенно родителей и учителей – о мерах, помогающих обезопасить интерактивное пребывание детей в Интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников

Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема пед...

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО "...

Роль педагога в обеспечении информационной безопасности обучающихся в сети Интернет

Почти все школьники выполняют домашние задания, используя Интернет. Поэтому информационная среда обучающихся формируется с помощью электронных источников и справочников. Но эти ресурсы не всегда содер...

План организации деятельности учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся

Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы: перечень программ для контроля доступа к Интернету, рекомендации, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участникам...