РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Введение в информатику» для 5-6 классов основного общего образования
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Юлия Сергеевна Евдокимова

Рабочая программа по информатике 5-6 классы к учебнику Босова Л. Л., Босова Ю.Л. Составлена в соответствии с ФОП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivt_5-6_klass.docx404.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»

Адрес: 632270, Новосибирская область, Кыштовский р-н, село Кыштовка, ул. Волкова, 55

Тел. 8-383 - 71-21-240, e-mail:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Введение в информатику»

для 5-6 классов основного общего образования

(с учетом ФОП)

Составитель: Евдокимова Юлия Сергеевна

учитель информатики

с. Кыштовка

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для второго года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

ИНФОРМАТИКА. 5—6 классы

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:

Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:

Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:

  1. цифровая грамотность;
  2. теоретические основы информатики;
  3. алгоритмы и программирование;
  4. информационные технологии.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.

Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  1. класс

Цифровая грамотность

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.

Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).

Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.

Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,

аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.

Теоретические основы информатики

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Алгоритмизация и основы программирования

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

Информационные технологии

Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.

6 класс

Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.

Теоретические основы информатики

Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).

Алгоритмизация и основы программирования

Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.

Информационные технологии

Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета

Патриотическое воспитание:

Духовно-нравственное воспитание:

Гражданское воспитание:

Ценности научного познания:

достижения индивидуального и коллективного благополучия;

Формирование культуры здоровья:

Трудовое воспитание:

Экологическое воспитание:

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными

Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:

Базовые исследовательские действия:

Работа с информацией:

Универсальные и коммуникативные действия Общение:

различие и сходство позиций;

Совместная деятельность (сотрудничество):

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

Самоконтроль (рефлексия):

Эмоциональный интеллект:

Принятие себя и других:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. класс

  1. класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (34 часа)

1 час в неделю, всего -34 часа,

практических работ - 19, контрольных - 4,

2 часа — резервное время

6 класс (34 часа)

  1. час в неделю, всего -34 часа, практических работ - 16, контрольных - 4,
  2. часа — резервное время

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс (34 часа)

Темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы

(на основе учебных действий)

Виды, формы контроля

(корректируются по мере подготовки и проведения урока)

Электронные образовательные ресурсы

(ЭОР), ресурсы Интернет

(Ссылки на ЭОР

корректируются по мере подготовки и проведения урока), мультимедиа программы, электронные учебники, задачники, библиотеки,

виртуальные лаборатории, игровые программы,

коллекции ЦОР.

РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (7 часов)

Тема 1.

Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе

(2 часа)

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами

и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память.

Устройства ввода и вывода.

Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами, знать названия основных компонентов персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение, объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации.

Индивидуальные карточки с вопросами; Фронтальный опрос; Экспресс тест; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; интерактивный тест

uthors/informatika/3/fil es/eor5/presentations/5- 2-1-kompjuter- universalnaja-mashina- dlja-raboty-s-

uthors/informatika/3/fil

/5814/

Тема 2.

Программы для компьютеров Файлы и папки

(3 часа)

Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы) Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога)

Объяснять содержание понятий

«программное обеспечение»,

«операционная система», «файл» Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач

Тестирование; Практическая работа; Самооценка по

«Оценочному листу»

authors/informatika/3/

/5814/

http://school- g/res/f94504de-9f7f- 4c2c-8ae2- 2155adee914c/?interfac

Практические работы

  1. Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла
  2. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя.

e=catalog

http://school- g/res/5d9a3e71-9364- 4549-9547-

6c2606387971/?interfa ce=catalog

http://school- g/res/1780aaa6-0bd1- 465b-a2e4- dda69e458780/?interfa ce=catalog

Тема 3.

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете (2 часа)

Сеть Интернет Веб-страница, веб- сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации в Интернет, используя ключевые слова, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях.

Кибербуллинг.

Практические работы

Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению.

Сохранение найденной

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета.

Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете различать виды аутентификации.

Различать «слабые» и «сильные» пароли. Анализировать возможные причины кибербуллинга, и предлагать способы, как его избежать.

Устный опрос; Практическая работа;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа» Индивидуальные карточки

authors/informatika/3/f

/5814/

информации.

Контрольная работа №1.

Цифровая грамотность

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)

Тема 4.

Информация в жизни человека

(3 часа)

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации.

Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Практические работы

  1. Интерактивная игра «Морской бой»
  2. Электронный практикум

«Координатная плоскость»

  1. Интерактивное задание

«Графические диктанты и Танграм»

Контрольная работа №2

Теоретические основы информатики

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Различать виды информации по способам её восприятия человеком. Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом.

Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники

и т.п.)

Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

authors/informatika/3/

/5814/

http://school- og/res/b98f5114- 871b-4cc7-b203-

9a29594c3353/?interf ace=catalog

http://school- og/res/2bdb864c- 7cc3-44ac-9afc- 4a6c2f04d864/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/e9e28a73-377f- 0000-e01c-

9c38718a1a2f/?interfa ce=catalog http://school- og/res/174b0b5c- 0d07-473c-bb86-

6792fdddfb2b/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/bd52dc17-c9f6- 4948-8a59-

dfa9ab96dee1/?interfa ce=catalog

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)

Тема 5.

Алгоритмы

и исполнители

(2 часа)

Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы Циклические алгоритмы

Практические работы

  1. Среда программирования

«Кумир». Исполнитель «Робот»

  1. Среда программирования

«Кумир». Исполнитель «Робот»

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире.

Приводить примеры циклических действий в окружающем мире.

Тестирование; Практическая работа; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

authors/informatika/3/f

/5814/

Тема 6.

Работа в среде программирования (8 часов)

Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования

Практические работы

  1. Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры»
  2. Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»
  3. Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»

Контрольная работа №3

«Алгоритмизация и основы программирования»

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

authors/informatika/3/f

/5814/

Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)

Тема 7.

Графический редактор

(3 часа)

Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение

Практические работы

  1. Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов растрового графического редактора
  2. Работа с фрагментами изображения с использованием

инструментов графического редактора

Раскрыть смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения.

Практическая работа;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

authors/informatika/3/f

/5814/

Тема 8.

Текстовый редактор

(6 часа)

Текстовый редактор. Правила набора текста.

Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов.

Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.

Практические работы

  1. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного, клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов
  2. Редактирование текстовых документов (проверка правописания;

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом.

Практическая работа;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

authors/informatika/3/f

http://school- og/res/ef01b828-5322- 45cf-9f15- 0c62e4852cae/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/225c4a0a-6945- 4882-92b2-

fdf0cbb391b5/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/c0f5ea31-be57- 4453-985b-

fa3049ce04bb/?interfa ce=catalog

расстановка переносов)

  1. Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев)
  2. Вставка в документ изображений.

http://school- og/res/4e50f252-df73- 4bfb-8de7- 9e948f803707/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/d1d68068- 4ea9-4886-aea7- 69c01b05f7fb/?interfa ce=catalog

http://school- og/res/bad5b13f-e002- 464d-816a-

193a1851b197/?interf ace=catalog

http://school- og/res/9af50ad7-d6a7- 4782-a92d-

6bd4de9be3a7/?interfa ce=catalog

/5814/

Тема 9.

Компьютерная презентация

(3 часа)

Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений Работа с несколькими слайдами

Практические работы

Создание презентации на основе готовых шаблонов

Раскрывать смысл изучаемых понятий, анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Практическая работа; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

authors/informatika/3/f

/5814/

Контрольная работа №4

Информационные технологии

Резерв – 2 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс (34 часа)

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на основе учебных действий)

Виды, формы контроля

(корректируются по мере подготовки и проведения урока)

Электронные

образовательные

ресурсы (ЭОР), ресурсы

Темы, раскрывающие

Интернет

(Ссылки на ЭОР

данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение

указываются по мере подготовки и проведения урока), мультимедиа программы, электронные учебники, задачники,

библиотеки, виртуальные

лаборатории, игровые

программы, коллекции

ЦОР.

РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (4 часа)

Тема 1. Компьютер (1 час)

Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры

Входной контроль знаний за курс информатики 5 класса

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Характеризовать типы персональных компьютеров.

Тестирование; Индивидуальные задания. Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Тема 2.

Файловая система

(2 часа)

Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь К файлу (папке, каталогу) Полное

имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск файлов средствами операционной системы

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути

Письменный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Практические работы

1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и

удаление файлов и папок (каталогов)

2. Поиск файлов средствами операционной системы

Контрольная работа №1.

Цифровая грамотность

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)

Тема 3.

Защита от вредоносных программ

(1 час)

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.

Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

Устный опрос;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Тема 4.

Информация и информационные процессы (2 часа)

Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).

Практические работы

1. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. Разрабатывать

алгоритм преобразования информации.

Практическая работа; индивидуальные задания. Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Тема 5. Двоичный код (2 часа)

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.

Преобразование любого алфавита к двоичному.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.

Письменный опрос; индивидуальные задания. Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Тема 6.

Единицы измерения информации

(2 часа)

Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный

разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения

между единицами измерения информации.

Письменный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»

odist/authors/informa tika/3

файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).

Контрольная работа №2 Теоретические основы информатики

Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов.

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)

Тема 7.

Основные алгоритмические конструкции

(8 часов)

Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы.

Переменные.

Практические работы

  1. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования

с использованием циклов

  1. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы
  2. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования.

Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки.

Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл».

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; индивидуальные задания

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Тема 8.

Вспомогательные алгоритмы

(4 часа)

Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.

Практические работы #1056;азработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи.

Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения

поставленных задач.

Тестирование; Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).

2. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования,

в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами.

Контрольная работа №3

Алгоритмизация и основы программирования

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)

Тема 9.

Векторная графика

(3 часа)

Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.

Практические работы

  1. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений.
  2. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию).
  3. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу).

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения).

Практическая работа;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

odist/authors/informa tika/3

https://t-1-

/pub?id=192

bject/19/6/

Тема 10.

Текстовый редактор

(4 часа)

Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц в текстовые документы

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

Определять условия и возможности применения

Практическая работа;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

odist/authors/informa tika/3

bject/19/6/

Практические работы

  1. Создание небольших текстовых документов с нумерованными,

маркированными и многоуровневыми списками

  1. Создание небольших текстовых документов с таблицами
  2. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации

программного средства для решения типовых задач.

Тема 11.

Создание интерактивных компьютерных презентаций (3 часа)

Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы.

Гиперссылки

Практические работы

  1. Создание презентации с гиперссылками.
  2. Создание презентации с интерактивными элементами.

Контрольная работа №4

Информационные технологии

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами

Практическая работа; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Тестирование.

odist/authors/informa tika/3

t/authors/informatika

/3

bject/19/6/

Резерв – 2 часа

Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

Дата изучения

Домашнее задание

Всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность.

7

0

4

1.

Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.

1

0

0

Устный опрос

2.

Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.

1

0

0

Индивидуальные карточки, Онлайн тест

3.

Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа №1. «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра»

1

0

1

Письменный контроль, практическая работа

4.

Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы).

Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

5.

Имя файла (папки, каталога).

Практическая работа №3. «Выполнение основных операций с папками (создание, переименование, сохранение)

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

6.

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете

Практическая работа №4. «Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

7.

Контрольная работа №1. «Цифровая грамотность»

1

1

0

Контрольная работа

Раздел 2. Теоретические основы информатики.

3

1

1

8.

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.

Практическая работа №5. Электронный практикум

«Координатная плоскость»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

9.

Действия с информацией. Кодирование информации.

1

0

0

Онлайн тест,

фронтальный опрос

10.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Контрольная работа №2. «Компьютер. Информация»

1

1

0

Контрольная работа (тестовая работа)

Раздел 3. Алгоритмы и программирование

10

1

7

11.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.

1

0

0

Устный опрос

12.

Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

1

0

0

Устный опрос, онлайн тест

13.

Практическая работа № 6. «Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

14.

Практическая работа № 7. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

15.

Практическая работа №8. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

16.

Практическая работа №9. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

17.

Практическая работа №10. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

18.

Практическая работа №11. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

19.

Практическая работа №12. «Реализация линейных и циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

20.

Контрольная работа №3. «Алгоритмы и программирование»

1

1

0

Контрольная работа

Раздел 4. Информационные технологии

12

1

7

21.

Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.

1

0

0

Устный опрос

22.

Практическая работа №13. «Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

23.

Практическая работа №14. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора»

1

0

1

Устный опрос,

практическая работа

24.

Текстовый редактор. Правила набора текста.

1

0

0

Устный опрос

25.

Практическая работа №15. «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

26.

Текстовый процессор. Редактирование текста.

1

0

0

Устный опрос

27.

Практическая работа №16. «Редактирование текстовых документов»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

28.

Практическая работа №17. «Форматирование текстовых документов»

1

0

1

Устный опрос, практическая

работа

29.

Практическая работа №18. «Вставка в документ изображений»

1

0

1

Устный опрос, практическая

работа

30.

Компьютерные презентации.

1

0

0

Устный опрос

31.

Практическая работа №19. «Создание презентации на основе готовых шаблонов»

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

32

Контрольная работа №4. «Алгоритмы и программирование»

1

1

0

Контрольная

работа (тестовая работа)

33,

34

Резерв

2

0

0

Всего

34

4

19

Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 6 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

Дата изучения

Домашнее задание

Всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность

4

1

2

1.

Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.

Компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры

1

0

0

Устный опрос, интерактивное задание

2.

Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога)

Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами

средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок(каталогов)

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

3.

Поиск файлов средствами операционной системы

Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной системы

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

4.

Контрольная работа №1.

Цифровая грамотность

1

1

0

Контрольная работа

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)

6

1

1

5.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Защита от вирусных программ. Встроенные антивирусные средства операционных систем.

1

0

0

Устный опрос, индивидуальные карточки

6.

Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).

1

0

1

Устный опрос,

практическая работа

Практическая работа №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст.

7.

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.

1

0

0

Устный опрос, решение заданий по карточкам

8.

Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

1

0

0

Устный опрос, решение заданий по карточкам

9.

Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).

1

0

0

Решение заданий по карточкам Устный опрос

10.

Контрольная работа №2

Теоретические основы информатики

1

1

0

Контрольная работа

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

12

1

5

11.

Основные алгоритмические конструкции.

1

0

0

Устный опрос,

индивидуальные карточки

12.

Среда текстового программирования.

1

0

0

Устный опрос, индивидуальные

карточки

13.

Управление исполнителем (исполнитель Черепаха).

1

0

0

Устный опрос,

индивидуальные карточки

14.

Управление исполнителем (исполнитель Черепаха).

1

0

0

Устный опрос,

индивидуальные карточки

15.

Циклические алгоритмы. Переменные.

1

0

0

Устный опрос, индивидуальные

карточки

16.

Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

17.

Практическая работа №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

18.

Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования.

1

0

1

Устный опрос, практическая

работа

19.

Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур).

Процедуры с параметрами.

1

0

0

Устный опрос, индивидуальные задания

20.

Практическая работа №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

21.

Практическая работа №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с

использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами.

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

22.

Контрольная работа №3

Алгоритмизация и основы программирования

1

1

0

Контрольная работа

Раздел 4. Информационные технологии

10

1

8

23.

Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений).

Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

24.

Практическая работа №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию).

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

25.

Добавление векторных рисунков в документы.

Практическая работа №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу).

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

26.

Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки

1

0

0

Устный опрос, индивидуальные задания

27.

Практическая работа №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

28.

Добавление таблиц в текстовые документы.

Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

29.

Практическая работа №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

30.

Создание интерактивных компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки

Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками.

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

31.

Практическая работа №16. Создание презентации с интерактивными элементами.

1

0

1

Устный опрос, практическая работа

32.

Контрольная работа №4

Информационные технологии

1

1

0

Контрольная работа

33,

34.

Резерв – 2 часа

Всего часов:

34

4

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Информатика 5 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский коллектив: Босова Л. Л./Босова А. Ю., 2021 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https:/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...