Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_7klass_2022-23_uch._god.docx | 92.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Принято решением Педагогического совета Протокол от года № | Утверждаю: Директор школы _____________________ Караванская О.В. Приказ от № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
История России. Всеобщая история.
для 7а, 7б классов
на 2022 -2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе | Примерной программы по учебным предметам (История. 5 – 9 классы). УМК по истории России: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова УМК по Всеобщей истории: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. "История Нового времени"
|
Составитель
Гурина Карина Владимировна
учитель истории ГБОУ СОШ № 532
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
1. Место предмета в учебном плане.
Предмет «История России. Всеобщая история» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 учебных часов. Из них в 7 классе – 68 часов.
2. Описание учебно-методического комплекта
Для реализации программы используются учебники, включенные в федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2020 № 766
- А. А. Данилов, Н.М. Арсентьев, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. История России 7 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией академика А.В. Торкунова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2019. ФГОС
- А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история нового времени 1500-1800. 7 класс Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией А. А. Искендерова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, 3-е издание. М.: «Просвещение», 2019.ФГОС.
- Планируемые результаты
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ- технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; •
использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт:
а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
- Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | КР |
Введение | 3 | 0 | |
Повторение пройденного материала | 3 | ||
Всеобщая история | 32 | 2 | |
1 | От Средневековья к Новому времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 13 | 1 |
2 | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 19 | 1 |
История России | 30 | 2 | |
3 | Россия в XVI в. | 15 | 1 |
4 | Смутное время. Россия при первых Романовых. – 19 часов. | 15 | 1 |
5 | Повторение | 3 | |
Итого | 68 | 4 |
5. Содержание учебного предмета. 7 класс – 68 часов
Содержание учебного предмета (тема) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | ||
Всего | КР | |||
Введение - 3 часа | ||||
1. Введение | 1 | Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса. | ||
2. Повторение пройденного материала | 1 | Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса. | ||
3. Повторение пройденного материала | 1 | Обобщать и систематизировать историческое и культурное наследие Средних веков. Подводить основные итоги развития Русского государства. Знать факты, явления, понятия, характеризующие системность и целостность исторического процесса. | ||
От Средневековья к Новому времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация -13 часов | ||||
4. От Средневековья к Новому времени. | 1 | Объяснять значение понятия Новое время. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития, памятники, сохранившиеся в современном мире. | ||
5. Технические открытия | 1 | Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. | ||
6. Великие географические открытия. | 1 | Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка- встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. | ||
7. Усиление королевской власти. Абсолютизм в Европе. | 1 | Раскрывать значение понятий колонизация, мировая торговля, мануфактура, новое дворянство, капитализм. Показывать на карте основные торговые пути. Усиление королевской власти. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Единая система государственного управления | ||
8. Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Рождение капитализма. | ||
9. Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | Характеризовать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Социальные слои европейского общества. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество | ||
10. Повседневная жизнь. | 1 | Раскрыть особенности и условия жизни разных слоев общества. Как меняется быт, мода, почему нет уверенности в завтрашнем дне. | ||
11. Великие гуманисты Европы. | 1 | Раскрывать особенности гуманизма как направления общественной мысли эпохи Возрождения. Называть крупнейших представителей гуманизма, приводить примеры их деятельности. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии и т.д.) | ||
12. Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | Понимать какие важнейшие научные открытия и технические изобретения найдут свое отражение в творчестве их современников – писателей, поэтов, художников, скульпторов. Объяснить, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник, Джордано Бруно. | ||
13.Рождение новой европейской науки. | 1 | Отбирать информацию, определять особенности абсолютизма в Австрии, Священной Римской империи, Испании. Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII- «религиозный реформатор» Англиканская церковь. Елизавета I- «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при её правлении. | ||
14. Обобщение и повторение пройдённого материала | 1 | Раскрывать значение понятий реформация, Новое время, абсолютизм. Систематизировать материал о великих географических открытиях, причинах реформации в Европе. | ||
15. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
16. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Объяснять значение понятий Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, гугеноты. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте | ||
17. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Утрехтская уния. Рождение свободной Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в 16 веке | ||
18. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | Систематизировать материал по истории Английской революции в форме хронологической таблицы. Отбирать материал из источников и составлять характеристики участников события. Установление парламентской монархии в Англии. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл 1 Стюарт | ||
19. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Раскрывать значение понятий революция, протекторат, пуритане, левеллеры, диггеры. Объяснять причины революции. Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688г. и рождение парламентской монархии. Выполняют контрольную работу. | ||
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) – 19 часов | ||||
20. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. | 1 | Раскрывать значение понятий как повлияли Великие географические открытия на экономическое развитие Нидерландов. Кто такие капиталисты-предприниматели? Мануфактура – условия для мануфактурного производства. Объяснять значение понятия династическая война. Давать оценку результатам и определять последствия войн для развития государств. Высказывать суждения о месте Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени. Вклад культуры в человечество. | ||
21. Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | Объяснять значение понятия – абсолютизм, как проявились черты абсолютизма в Англии. Англия –первое государство, установившее конституционную парламентскую монархию, когда законодательная власть принадлежит парламенту. Знать кто такие пуритане, причины революции. | ||
22. Путь к парламентской монархии. | 1 | Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, наемные рабочие, акционерная компания, фермер. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса. | ||
23. Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | Раскрывать значение понятий война за независимость, Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации. Б. Франклин- великий наставник «юного» капитализма. | ||
24. Великие просветители Европы. | 1 | Получат знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; | ||
25. Мир художественной культуры просвещения | 1 | Знакомятся с титанами Возрождения. Получат возможность узнать, что эпоха Возрождения внесла огромный вклад в мировую художественную культуру. | ||
26. На пути к индустриальной эре | 1 | Знакомятся с сущностью, предпосылками и сторонами промышленного переворота. Значение этого процесса, его политические, социальные и экономические последствия. | ||
27. Английские колонии в Северной Америке | 1 | Знакомятся с историей возникновения английских колоний в Северной Америке, особенностями их экономического и политического развития, причинами конфликтов с коренным населением и метрополией. | ||
28. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | 1 | Формирование знаний о становлении государства Соединенных Штатов из бывших английских колоний через путь национально-освободительной войны (1775-1783 гг.) | ||
29. Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции | 1 | Раскрывать основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции; изучить события, связанные с началом революции; | ||
30. Французская революция. От монархии к республике. | 1 | Раскрыть причины падения монархии во Франции и установить основные этапы революции. | ||
31. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 блюмьера Наполеона | 1 | Сформировать представления о падении якобинской диктатуры 9 термидора 1794г.; о политике Директории 1795-1799 годы; о Перевороте 18 брюмера 1799 года. | ||
32. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | Определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран. | ||
33. Государства Востока. Начало Европейской колонизации. | 1 | Выяснить как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами. Политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран. | ||
34. Обобщение и повторение пройденного материала | 1 | Раскрывать значение понятий революционные войны, террор, диктатура. Систематизировать материал о событиях социально- экономического и политического развития Франции. Начало революции. «Герой Нового Света» генерал Лафайет | ||
35. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Россия в XVI в. - 15 часов | ||||
36. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | Объяснять, как складывались отношения европейских государств и России. Какая задача стояла перед великими князьями после объединения русских земель вокруг Москвы. Сословный характер общества. | ||
37. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | Знать основы хозяйственной жизни и деятельности в России в XVI в. Сферы российской экономики в начале XVI в. Системы земледелия (подсечно-огневая, трехпольный севооборот), ремёсла и т.д. | ||
38. Формирование единых государств в Европе и России. | 1 | Рассказывать о причинах, которые повлияли на формирование личности царя. Знать, что Реформы Избранной рады способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию. | ||
39. Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | Обобщить и систематизировать знания о том, что Россия является многонациональным государством. Знать, что после распада Золотой Орды на ее просторах образовались крупные государства, вошедшие в состав России. Уметь показывать на карте границы Сибирского Ханства, Казанского, Астраханского ханства и т.д. | ||
40. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | Обобщить и систематизировать знания об особенностях внешнеполитических задач, которые стояли перед Россией. Какие из них удалось решить (борьба с Великим княжеством Литовским, получение выхода к Балтийскому морю, подчинение остатков Золотой Орды). | ||
41. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | Рассказывать о причинах, которые повлияли на формирование личности царя. Знать, что Реформы Избранной рады способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию. | ||
42. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | Уметь рассказывать об основных направлениях во внешней политике России, как происходили присоединения Сибирского Ханства, Казанского, Астраханского ханства. Значение присоединения Сибири, о причинах и окончании Ливонской войны. | ||
43. Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | Называть основные изменения в истории России, понимать, что после смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении, стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета, было введено патриаршество. Пресечение династии Рюриковичей на царский престол был возведен Борис Годунов | ||
44. Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | Называть основные изменения в истории России, понимать, что после смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении, стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета, было введено патриаршество. Пресечение династии Рюриковичей на царский престол был возведен Борис Годунов | ||
45. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | 1 | Называть основные сословия России; характеризовать их обязанности и права. Составлять таблицу «Основные сословия в России 16 века», использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Понимать, как формировалось сословное общество в России, какие факторы влияли на этот процесс. Знать: «служилые» и «тяглые», местничество, «Государев родословец», и т.д. | ||
46. Опричнина. | 1 | Понимать какое значение имела опричнина в истории России. Уметь сравнивать начало и окончание правления Ивана IV, права и привилегии бояр, понимать, что с правления Ивана IV понятие самодержавие стало означать неограниченную власть государя. | ||
47. Россия в конце XVI в. | 1 | Составлять описание памятников культуры XVI в. (в том числе находящихся на территории родного края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре века. Зодчество, образование, литература, живопись, книгопечатание, летопись, исторические произведения. Проводить поиск информации для сообщения или презентации о достижениях и деятелях отечественной культуры XVI века. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры. | ||
48. Церковь и государство в XVI в. | 1 | Объяснять смысл понятия «Новое время». Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Народы Поволжья. Традиции и новые веяния понимать какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в., как складывались её отношения с властью, как велось управление Русской православной церковью в XV в., какие произошли изменения. Знать, кто такие иосифляне и нестяжатели. В XVI в. Россия единственная православная держава Европы, интересы государства и церкви не всегда совпадали, церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриархии. | ||
49. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материалов для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI в. | ||
50. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII в. | 1 | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVI в, используя историческую карту. | ||
Смутное время. Россия при первых Романовых – 15 часов. | ||||
51. Начало Смуты. | 1 | Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений. | ||
52.Начало Смуты. | 1 | Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений. | ||
53. Окончание Смутного времени. | 1 | Знать основные категории социальной структуры российского общества; основная категория землевладельцев- поместное дворянство. Закрепощение значительной части крестьянства. Запрещение увеличения церковного землевладения. Ликвидированы права белых слобод в городах. | ||
54. Обобщение и повторение пройденного материала | 1 | Бунташный век в истории России. Усиление феодального гнета, закрепощение крестьянства, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления- массовые народные выступления. Восстание Степана Разина. Знать причины Смутного времени; боярство – как главный виновник Смуты в Российском государстве; самозванство – один из признаков Смутного времени, Лжедмитрий I, появление новых самозванцев. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в российские дела. | ||
55. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
56. Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | Знать какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты (возвращение Смоленска и других западных земель). Установление прочных контактов с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Военные столкновения с Речью Посполитой и Османской империей после присоединения Левобережной Украины. Понимать тяжелейшие последствия Смуты, отставание России в экономическом развитии от большинства европейских государств; крепостное право, как тормоз развития рыночных отношений. | ||
57. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 1 | Знать какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты (возвращение Смоленска и других западных земель). Установление прочных контактов с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Военные столкновения с Речь Посполитой и Османской империей после присоединения Левобережной Украины. | ||
58. Изменения в социальной структуре российского общества. | 1 | Знать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека, общинные традиции, православие в повседневной жизни, образ царя в народном сознании, домашний быт российских царей и остальных сословий. | ||
59. Народные движения в XVII в. | 1 | Создание на Украине в 1648 г – Войска Запорожского. Выбор гетмана Богдана Хмельницкого - сильного покровителя в пользу России. Украина «под рукой» российского государства сохраняла своё войско, администрацию, законы, городское самоуправление. | ||
60. Россия в системе международных отношений. | 1 | Понимать какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев в XVII в. Показывать по карте походы на Дальний Восток, освоение Сибири; знать имена первых исследователей, как складывались взаимоотношения с коренными жителями. | ||
61. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. | 1 | Знать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека. | ||
62. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | Понимать причины и последствия церковного раскола. Вовлечение церкви в политическую борьбу времён Смуты, которая укрепила положение церкви. Патриарх Никон, церковная реформа, раскол верующих на никониан и старообрядцев, что явилось причиной протеста народа против гнёта властей. | ||
63. Обобщение и повторение пройденного материала | 1 | Знать основные категории социальной структуры российского общества; основная категория землевладельцев- поместное дворянство. Закрепощение значительной части крестьянства. Запрещение увеличения церковного землевладения. Ликвидированы права белых слобод в городах. | ||
64. Контрольная работа | 1 | 1 | ||
65. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. | Понимать какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев в XVII в. Показывать по карте походы на Дальний Восток, освоение Сибири; знать имена первых исследователей, как складывались взаимоотношения с коренными жителями. Понимать особенности развития культуры России в XVII в., что являлось основными направлениями в развитии, переплетение традиционных и светских мотивов в культуре русского народа, изменение основ мировоззрения и традиций повседневной жизни русского человека. | |||
Повторение по теме «Россия в XVI -XVII в.» - 3 часа | ||||
66-68. Повторение по курсу Истории 7 класс. | 4 | Обобщать историческое и культурное наследие России XVI-XVII вв. |
- Формы и методы организации учебной деятельности.
В преподавании предмета Истории планируется использование следующих форм работы с обучающимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- подготовка сообщений/ рефератов;
- информационно-поисковая деятельность;
При организации процесса обучения предполагается применение следующих педагогических технологий:
- организация самостоятельной работы
- организация группового взаимодействия
- анализ конкретных ситуаций
- рефлексивное обучение
- самоконтроль.
Основные методы, которые планируется использовать при организации процесса обучения:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия.
- Работа с учебником и книгой: составление плана текста, схемы, таблицы.
- Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций.
- Предусмотрены уроки с использованием ИКТ.
7. Критерии оценивания
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
∙ раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
∙ изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;
∙ показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
∙ продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, формирование и устойчивость используемых умений и навыков;
∙ отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
∙ Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
∙ в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
∙ применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
∙ допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
∙ допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
∙ неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
∙ имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
∙ изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
∙ материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
∙ не раскрыто главное содержание учебного материала;
∙ обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
∙ допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивания тестов по истории.
Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 30-40 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от задания используются различные формы оценивания. Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
Баллы начисляются по следующей схеме:
∙ Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла
∙ Две правильно указанные характеристики – 2 балла
∙ Одна правильно указанная характеристика – 1 балл
∙ Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов
Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном. Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, где ученик имеет право на ошибку:
90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”
90 – 75 % – оценка “4” 75 – 50 % – оценка “3”
Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”
Критерии оценивания проектов и творческих работ по истории
Отметка «5» | Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта. |
Отметка «4» | Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта. |
Отметка «3» | Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя |
Отметка «2» | Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно |
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Проект оценивается по следующим критериям:
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения. Поиск и обработка информации. Формулировка выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения. Обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий. Умение раскрыть содержание работы. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность регулятивных действий. Умение самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4.Сформированность коммуникативных действий. Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
8. Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
1. А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. История России 7 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией академика А.В. Торкунова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2019. ФГОС
2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история нового времени 1500-1800. 7 класс Учебник для общеобразовательных организаций, под редакцией А. А. Искендерова. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации, 3-е издание. М.: «Просвещение», 2016-2017.ФГОС.
Рекомендуемый список литературы для учащихся:
1. В. В. Владимиров. Как Петр I в Европу за науками ездил и новую столицу на Неве построил. М. : ВАКО, 2021
2. М. М. Кром. Рождение государства: Московская Русь XV-XVI веков. М. : Новое литературное обозрение, 2018
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
https://resh.edu.ru/subject/3/ - Российская электронная школа
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://www.hrono.ru - Всемирная история в Интернете
9. Учебное оборудование:
Исторические карты, схемы, репродукции картин, мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций, видеороликов по изучаемым темам.
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование по Истории
7а, 7б классы 2022-2023 учебный год
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | |
7-а | 7-б | |||
1. | Введение | 01.09.22-09.09.22 | ||
2. | Повторение пройденного материала | 01.09.22-09.09.22 | ||
3. | Повторение пройденного материала | 12.09.22-16.09.22 | ||
4. | От Средневековья к Новому времени | 12.09.22-16.09.22 | ||
5. | Технические открытия и выход к Мировому океану | 19.09.22-23.09.22 | ||
6. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 19.09.22-23.09.22 | ||
7. | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 26.09.22-30.09.22 | ||
8. | Дух предпринимательства преобразует экономику | 26.09.22-30.09.22 | ||
9. | Европейское общество в раннее Новое время | 03.10.22-07.10.22 | ||
10. | Повседневная жизнь | 03.10.22-07.10.22 | ||
11. | Великие гуманисты Европы | 10.10.22-14.10.22 | ||
12. | Мир художественной культуры Возрождения. | 10.10.22-14.10.22 | ||
13. | Рождение новой европейской науки | 17.10.22-21.10.22 | ||
14. | Обобщение и повторение пройденного материала | 17.10.22-21.10.22 | ||
15. | Контрольная работа | 24.10.22-28.10.22 | ||
16. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 24.10.22-28.10.22 | ||
17. | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 07.11.22-11.11.22 | ||
18. | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 07.11.22-11.11.22 | ||
19. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 14.11.22-18.11.22 | ||
20. | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | 14.11.22-18.11.22 | ||
21. | Парламент против короля. Революция в Англии | 21.11.22-25.11.22 | ||
22. | Путь к парламентской монархии | 21.11.22-25.11.22 | ||
23. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 28.11.22-02.12.22 | ||
24. | Великие просветители Европы | 28.11.22-02.12.22 | ||
25. | Мир художественной культуры просвещения | 05.12.22-09.12.22 | ||
26. | На пути к индустриальной эре | 05.12.22-09.12.22 | ||
27. | Английские колонии в Северной Америке | 12.12.22-16.12.22 | ||
28. | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | 12.12.22-16.12.22 | ||
29. | Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции | 19.12.22-27.12.22 | ||
30. | Французская революция. От монархии к республике. | 19.12.22-27.12.22 | ||
31. | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 блюмьера Наполеона | 09.01.23-13.01.23 | ||
32. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 09.01.23-13.01.23 | ||
33. | Государства Востока. Начало Европейской колонизации. | 16.01.23-20.01.23 | ||
34. | Обобщение и повторение пройденного материала | 16.01.23-20.01.23 | ||
35. | Контрольная работа | 23.01.23-27.01.23 | ||
36. | Мир и Россия в начале эпохи Великих Географических открытий | 23.01.23-27.01.23 | ||
37. | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 30.01.23-03.02.23 | ||
38. | Формирование единых государств в Европе и России | 30.01.23-03.02.23 | ||
39. | Российское государство в первой трети XVI в. | 06.02.23-10.02.23 | ||
40. | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 06.02.23-10.02.23 | ||
41. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 13.02.23-17.02.23 | ||
42. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 13.02.23-17.02.23 | ||
43. | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 20.02.23-24.02.23 | ||
44. | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 20.02.23-24.02.23 | ||
45. | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 27.02.23-03.03.23 | ||
46. | Опричнина | 27.02.23-03.03.23 | ||
47. | Россия в конце XVI в. | 06.03.22-10.03.22 | ||
48. | Церковь и государство в XVI в. | 06.03.22-10.03.22 | ||
49. | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 13.03.23-17.03.23 | ||
50. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI- начале XVII в. | 13.03.23-17.03.23 | ||
51. | Смута в Российском государстве | 20.03.23-23.03.23 | ||
52. | Смута в Российском государстве | 20.03.23-23.03.23 | ||
53. | Окончание Смутного времени | 03.04.23-07.04.23 | ||
54. | Обобщение и повторение пройденного материала | 03.04.23-07.04.23 | ||
55. | Контрольная работа | 10.04.23-14.04.23 | ||
56. | Экономическое развитие России в XVII в. | 10.04.23-14.04.23 | ||
57. | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 17.04.23-21.04.23 | ||
58. | Изменения в социальной структуре российского общества | 17.04.23-21.04.23 | ||
59. | Народные движения в XVII в. | 24.04.23-28.04.23 | ||
60. | Россия в системе международных отношений | 24.04.23-28.04.23 | ||
61. | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 01.05.23-05.05.23 | ||
62. | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 01.05.23-05.05.23 | ||
63. | Обобщение и повторение пройденного материала | 08.05.23-12.05.23 | ||
64. | Контрольная работа | 08.05.23-12.05.23 | ||
65. | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. | 15.05.23-19.05.23 | ||
66. | Повторение по курсу Истории 7 класс | 15.05.23-19.05.23 | ||
67. | Повторение по курсу Истории 7 класс | 22.05.23-26.05.23 | ||
68. | Повторение по курсу Истории 7 класс | 22.05.23-26.05.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 102 часа в течении учебного года (3 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 10 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 68 часа в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «астрономия» для 11 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...