Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_8_klass.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
ПРИНЯТО Руководитель ШМО _________Чурилова С.В. Протокол № ___ от «____» _____ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _____________Минаева Г.В. _____________дата | УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Гимназия №3» от ____________________ г. №_____ |
Рабочая программа учебного предмета
« Информатика и ИКТ»
8 класс, основное общее образование,
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Волошина Татьяна Сергеевна, учитель информатики
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Ю.А. Быкадоров. Информатика и ИКТ. Программа для общеобразовательных учреждений 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
2. Ю.А. Быкадоров. Информатика и ИКТ. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
3. Приложение к учебнику «Информатика и ИКТ. 8 класс» (компакт-диск), поставляемое в комплекте с учебником.
Срок реализации программы – 1 год.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «Гимназия №3» - 35 часов (из расчета - 1 час в неделю)
Для реализации программы необходимо резервный час распределить на обобщающее повторение.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Информатика и ИКТ» (информационно-коммуникационные технологии)» содержательно делиться на две компоненты, связанные с изучением информационных процессов и информационных технологий.
Изучение информационных процессов предполагает изучение вопросов представления информации, процессов ее передачи и обработки, информационных процессов в обществе, а также изучение компьютера как универсального средства обработки информации.
Изучение информационных технологий опирается на изучение основных устройств ИКТ и освоение современных способов оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме. В круг изучаемых технологий вошли технологии создания и обработки информационных объектов разного рода, технологии поиска информации, технологии проектирования и моделирования, сетевые технологии.
Основные цели и задачи
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке.
Разработка содержания программы и соответствующих учебников была подчинена следующим целям:
- соответствие требованиям федерального компонента образовательного стандарта;
- углубление и расширение естественного интереса учащихся к информатике и ИКТ;
- систематическое развитие алгоритмического мышления учащихся;
- реализация принципа индивидуализации обучения;
- систематическое использование ИКТ в работе с учебником;
- Создание у учащихся прочного фундамента современных компетенций, достаточного для использования ИКТ в последующей деятельности.
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, подгрупповая работа, фронтальная работа, практический метод с опорой на схемы, памятки, алгоритмы, работа в парах
Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
Методы и приемы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
- проблемное обучение;
- дидактические игры;
Формы и способы проверки знаний:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- практикум;
- тестирование;
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Нормы и критерии оценивания знаний, умений и навыков по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК автора.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классах ученики должны:
знать/понимать:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применение правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного курса
Раздел учебного курса | Количество часов | Из них | ||
Контрольные работы | Лабораторные работы | Практические работы | ||
Компьютер и информация | 3 | - | - | 2 |
Основы работы с компьютером | 6 | - | - | 6 |
Введение в компьютерную графику | 5 | - | - | 5 |
Программное обеспечение персонального компьютера | 5 | - | - | 4 |
Цифровые формы представления информационных объектов | 3 | - | - | 1 |
Компьютерные технологии обработки текстовой информации | 7 | - | - | 5 |
Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание | 5 | - | - | 4 |
Резерв времени | 1 | - | - | - |
Всего: | 35 | - | - | 27 |
Календарно - тематическое планирование
№ п.п | дата | Тема урока | Содержание | Формы, методы, средства, приемы/при обучении учащихся, испытывающих трудности в освоении программы | Материально- технические условия и информацион- ные ресурсы | |
план | факт | |||||
Раздел «Компьютер и информация» - 3 часа | ||||||
1 | 05.09 | Знакомство с компьютером | Персональный компьютер. Понятие об информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера. Элементы интерфейса пользователя (рабочий стол, меню, ярлыки) Операционная система Windows и прикладные программы. Простейшие операции по управлению компьютером (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке, операции работы с мышью, запуск прикладных программ с помощью ярлыков и завершение работы с ними). | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Презентация. | |
2 | 12.09 | Информация в природе и обществе | Информация в природе и обществе. Основные формы представления информации. Восприятие информации живыми организмами. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Язык как способ представления информации: естественные, искусственные и формальные языки. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
3 | 19.09 | Основные устройства компьютера | Основные устройства компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
Раздел «Основы работы с компьютером» - 6 часов | ||||||
4 | 26.09 | Графический интерфейс пользователя | Графический интерфейс пользователя (работа с окнами программ). Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Управление и обратная связь. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Презентация. | |
5 | 03.10 | Вычисления с помощью программы «Калькулятор» | Вычисления с помощью программы «Калькулятор». | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
6 | 10.10 | Хранение информации в компьютере: файлы и папки | Хранение информации в компьютере: файлы и папки. Создание виртуальных документов. Перенос информации из одной программы в другую. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
7 | 17.10 | Знакомство с текстовым редактором «Блокнот» | Знакомство с текстовым редактором «Блокнот». Клавиатурный ввод текстовой информации. | Работа в парах | ||
8 | 24.10 | Знакомство с текстовым редактором «Блокнот» | Знакомство с текстовым редактором «Блокнот». Клавиатурный ввод текстовой информации. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
9 | 14.11 | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | подгрупповая работа, работа в парах | ||
Раздел «Введение в компьютерную графику» - 5 часов | ||||||
10 | 21.11 | Технология создания графических объектов | Графические объекты и технологии их создания. Характеристики современных компьютерных мониторов. | подгрупповая работа, работа в парах | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, сканер, принтер, Презентация. | |
11 | 28.11 | Ввод изображения с помощью инструментов графического редактора | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора (основные приемы работы в графическом редакторе Paint). Использование примитивов и шаблонов. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
12 | 05.12 | Ввод изображения с помощью инструментов графического редактора | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора (основные приемы работы в графическом редакторе Paint). Использование примитивов и шаблонов. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
13 | 12.12 | Ввод изображения с помощью инструментов графического редактора | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора (основные приемы работы в графическом редакторе Paint). Использование примитивов и шаблонов. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
14 | 19.12 | Захват и ввод изображений | Захват изображений на экране компьютера. Ввод изображений с помощью сканера. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; подгрупповая работа | ||
Раздел «Программное обеспечение персонального компьютера» - 5 часов | ||||||
15 | 26.12 | Программное обеспечение и его структура | Программное обеспечение и его структура (системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение). Прикладное программное обеспечение общего и специального назначения. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Презентация. | |
16 | 16.01 | Операционная система и ее функции | Основные функции операционной системы. | Работа в парах, индивидуальная работа | ||
17 | 23.01 | Приемы работы с файлами и папками | Дерево папок. Создание, именование, сохранение, удаление объектов и их семейств (приемы работы с файлами и папками) | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; подгрупповая работа, индивидуальная работа | ||
18 | 30.01 | Приобретение и установка новых программ | Приобретение и установка новых программ. Понятие об авторском праве. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
19 | 06.02 | Антивирусная защита | Вирусы и антивирусы. Защита информации от компьютерных вирусов. | Индивидуальная работа | ||
Раздел «Цифровые формы представления информационных объектов» - 3 часа | ||||||
20 | 13.02 | Дискретная форма представления информации | Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации (количество информации как объем информации и как степень непредсказуемости). | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Презентация. | |
21 | 20.02 | Представление чисел в компьютере | Представление чисел в компьютере. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
22 | 27.02 | Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. | Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. Форматы текстовых и графических данных. Архивирование и разархивирование. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
Раздел «Компьютерные технологии обработки текстовой информации» - 7 часов | ||||||
23 | 05.03 | Документ и требования к его оформлению | Документ и требования к его оформлению. Запуск и настройка вида текстового редактора Word. Настройка параметров оформления текста (страница, абзацы, атрибуты шрифтов). | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, принтер, Презентация. | |
24 | 12.03 | Создание текста | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма. Проверка правописания, расстановка переносов. Создание списков. Нумерация страниц. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
25 | 19.03 | Сохранение и печать текста документа | Сохранение и печать текста документа. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
26 | 09.04 | Финальное форматирование и редактирование текста документа | Финальное форматирование и редактирование текста документа. Работа с фрагментами. Заголовки. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
27 | 16.04 | Включение в текст других объектов | Включение в текст формул, таблиц, графических объектов (рисунков и диаграмм). | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
28 | 23.04 | Перемещение по тексту документа | Перемещение по тексту документа. Оглавления, закладки и ссылки. Деловое письмо, доклад, реферат. | Индивидуальная работа | ||
29 | 30.04 | Планирование работы над текстом | Планирование работы над текстом. | Индивидуальная работа, работа в парах | ||
Раздел «Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание» - 5 часов | ||||||
30 | 07.05 | Информационные ресурсы и поиск информации | Информационные ресурсы общества, образовательные и информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационная этика. Поиск информации в некомпьютерных источниках информации (информационно-поисковые системы и их виды). Поиск в информационных ресурсах компьютера. Компьютерные энциклопедии и справочники. Информационные ресурсы компьютерных сетей. Подключение и доступ в компьютерную сеть Интернет. Адресация компьютеров в сети Интернет. | Индивидуальная работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса, локальная сеть, Презентация. | |
31 | 14.05 | Всемирная паутина | Всемирная паутина (браузер, веб-страница, гиперссылки и гипертекст, сайт). | Индивидуальная работа, работа в парах | ||
32 | 21.05 | Поиск в информационных ресурсах интернета | Поиск в информационных ресурсах Интернета. Сохранение информации из Интернета. | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
33 | 23.05 | Передача информации в Интернете | Передача информации в Интернете (электронная почта как средство связи). Почтовый клиент. Структура электронного письма (заголовок, текст письма, вложение). Создание и отправка электронного письма. Общение в Интернете (чат, телеконференция, форумы, пейджинговые службы). | Практический метод с опорой на схемы, алгоритмы, памятки; индивидуальная работа | ||
34 | 24.05 | Подготовка публикаций в Интернет | Подготовка публикаций в Интернете с помощью текстового редактора Word. Коллективная работа над текстом. Выделение изменений (режим исправлений). Компьютерное распознавание текста. | Индивидуальная работа, подгрупповая работа | ||
Резерв времени - 1 час | ||||||
35 | 28.05 | Обобщающее повторение. | Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания. | Индивидуальная работа | Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
УМК:
- Ю.А. Быкадоров «Информатика и ИКТ» 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011 г.
- Ю.А. Быкадоров. Информатика и ИКТ. Программа для общеобразовательных учреждений 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Приложение к учебнику «Информатика и ИКТ. 8 класс» (компакт-диск), поставляемое в комплекте с учебником.
Экранно - звуковые пособия:
1. Электронные физминутки;
2. Мультимедийные презентации.
Интернет-ресурсы
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- http://www.fcior.edu.ru http://www.eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМС)
- http://www.pedsovet.su Педагогическое сообщество
- http://www.scool-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер
- Локальная сеть.
Программные средства.
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.)
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в сотав операционных систем или др.)
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Web-страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...
Рабочая программа предмета "История" для 8 класса Основного общего образования на 2015-2016 учебный год. С использованием ФГОС
Программа ориентирована на учебники: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1917гг.- М.: Просвещение, 2013г. и А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История России. 19 век – М.: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «физика» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 68 часов в течении учебного года (2 часа в неделю) в каждом классе в соответствии с графиком работы на 2022-2023 учебный год и соответствует учебному плану гимназии...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5 класса основного общего образования
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязат...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...