Информационно-коммуникационные технологии
статья по информатике и икт

Гришина Елена Алексеевна

Приводится описание ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

Происходящие в обществе изменения (нарастающая глобализация, укрепление социальных и экономических взаимосвязей, совершенствование информационно-коммуникационных технологий, интенсификация межкультурной и межъязыковой коммуникации и др.) влекут за собой упрочение и развитие интеллектуального потенциала молодого поколения и определяют насущную необходимость в подготовке будущих специалистов, компетентных в сфере профессиональной деятельности. П.Г. Щедровицкий обозначил наступивший век веком «мультикультурного диалога» [1]. На современное образование возлагаются большие надежды, к его содержанию и процессам обучения в межкультурной среде предъявляются высокие требования. Будущий специалист обязан уметь самостоятельно действовать и обучаться в профессиональной и межкультурной сфере в соответствии с этическими нормами и правилами. Эффективность новой системы высшего профессионального образования проверяется временем.

Современный мир отличают новые медиатехнологии, «появление которых означает возникновение нового мира» (А. Бард, Я. Со-дерквист [2, с. 26]). В научно-педагогической литературе в настоящее время существует большое разнообразие применяемых терминов. Следует определиться с основными. Так, под «информацией» понимаются все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности знания о каком-либо объекте. Соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Информационные технологии обучения -

это технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). С началом применения компьютерной техники в процессе образования появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» (Д.П. Тевс, И.П. Волков, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина).

Информационные образовательные технологии (ИОТ) [3, с. 27-31] - компьютерные технологии обучения, при использовании которых основным носителем знаний и средством контроля над их усвоением становятся специальные программы, называемые программно-педагогическими средствами (ППС); технологии, в основе которых лежат современные способы обработки информации (получение, преобразование, передача, воспроизведение информации с помощью компьютера); прикладное направление информатики в области образования (В. Кинелев).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)(И.А. Фурсевич) - технологии, ведущую роль в которых играют компьютер, Интернет и разнообразные компьютерные приложения.

Новые информационные технологии (НИТ) (Е.С. Полат) - компьютерные телекоммуникации.

Интернет-коммуникационные технологии (А.В. Демурова) - технологии, с помощью которых современное общество выходит на новый уровень: общение в виртуальном пространстве.

Компьютерные коммуникационные технологии - обмен информацией на основе использования компьютерных сетей.

Телекоммуникационные технологии (ТКТ) - это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени для развития межкультурной компетентности (Л.А. Новикова).

Новые информационно-коммуникационные/коммуникативные технологии (НИКТ) - комплекс современных средств массовой информации, включающий в себя персональный компьютер, телевизионные коммуникации, съёмочно-монтажные видеокомплексы, цифровые и лазерные видео-дисковые системы, большие проекционные устройства для лекционных аудиторий и телевидение высокой чёткости, кабельные и спутниковые системы, а также локальные и глобальные цифровые сети» [4, с. 12].

Можно утверждать, что при рассмотрении понятий под призмой их использования в обучении иностранному языку суть заключается в формировании и развитии умений и навыков иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования компьютерных коммуникаций.

Процесс применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве имеет как положительные, так и определённые отрицательные характеристики.

Положительными характеристиками информационно-коммуникационных технологий следует отметить наглядность, демонстративность, красочность, доходчивость преподносимого материала; эмоциональный план, соучастие обучаемых; актуальность, своевременность и вариативность предоставляемого материала; заинтересованность современного студента; повышение познавательной активности и мотивации; формирование коммуникативной культуры; интенсификация процесса обучения; переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, креативным видам работы; развитие умений работы с различными типами информации и её источниками; построение системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучаемых; развитие основных видов речевой деятельности; формирование и обогащение словарного запаса; быстрое и эффективное восприятие устной и письменной речи; выработка правильного произношения и беглого говорения и др.

Отрицательными характеристиками являются отсутствие единой педагогической концепции и основополагающих принципов использования информационных образовательных технологий; вредное влияние компьютера на здоровье обучаемых; отсутствие постоянного контакта со студентами; формальное восприятие предоставляемого материала; трудоёмкая подготовка преподавателя; дорогостоящая компьютерная оснащённость; превалирование технической работы; отсутствие достаточной технической компетентности как отдельных студентов, так и преподавателей.

Таким образом, позитивные характеристики информационно-коммуникационных технологий переплетаются с отрицательными моментами. Тем не менее, информационнокоммуникационные технологии стали инструментом решения одной из главных проблем педагогики - вызвать интерес к учебному труду, привить и совершенствовать умения и навыки работы, стимулировать к новым открытиям. Включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс не является панацеей для развития интеллектуального потенциала будущего специалиста, это средство для достижения образовательных целей, мерилом которых в конце явится сама личность будущего специалиста. Современные новообразования, новые технологии обучения, инновационные методики воспитания и организация учебного процесса имеют место только в логической взаимосвязи, взаимодействии и взаимосодействии [5, с. 170].

Слова М. Монтеня «подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы» подчёркивают значимость личности обучаемого и заставляют задуматься над научнометодическим, содержательным, воспитательным и организационным компонентами современного образования.

Литература

1. Щедровицкий П.Г. Кто и что стоит за доктриной русского мира. http://ezotera.narod. ru/2001/shedrovicskij-01 .htm

2. Бард А, Содерквист Я. Netократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма.

- СПб.: Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

3. Трофимова Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии.

- ВВШ. - 2004. - №2.

4. МегаловаИА. Новейшие информационные и коммуникационные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000.

5. Бордовская Н.В., Реан АА. Педагогика. - СПб.: Питер, 2009.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Фурсевич ИА. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сб. научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. - М., 2005.

8. Углянская ОА. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сб. научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. - М., 2005.

9. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. - М.: МИЭТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...