РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 02 ИНФОРМАТИКА
рабочая программа по информатике и икт
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Уд. 02 информатика
Специальность:
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Укрупненная группа специальностей:
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Уровень подготовки: базовый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rp_ud.02_informatika_to-122.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 02 ИНФОРМАТИКА
Специальность:
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Укрупненная группа специальностей:
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Уровень подготовки: базовый
2022 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413) с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года №06-259, в соответствии с Примерной программой общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационные номера рецензий 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: преподаватель первой категории Попова С.М.
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
«Математики, информатики и | |||||||||||
вычислительной техники» | |||||||||||
Протокол № | 1 | ||||||||||
от | « | » | января | 20 | 22 | г. | |||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | И.А. Ларина | / | |||||||||
подпись | ФИО |
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………….4
- Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины….8
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса………………………………………………….14
- Характеристика основных видов учебной деятельности………………… 16
- Контроль и оценка результатов обучения………………………………….20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
- Профиль освоения общеобразовательной учебной дисциплины – технологический. Уровень освоения дисциплины – базовый.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины Информатика обеспечивается отбором профессионально значимого учебного материала по информатике. Особое внимание уделяется программному обеспечению, применяемому в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется разделу Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов, где рассматриваются вопросы автоматизации работы с текстом, обработки числовой информации в табличном процессоре Excel и работе с графической информацией в графическом редакторе CorelDraw (Photoshop). Такое структурирование материала по дисциплине служит основой для освоения профессиональных дисциплин.
Связь дисциплины Информатика с профессиональными дисциплинами осуществляется, в том числе, и при выполнении самостоятельных работ, устных сообщений и рефератов, различных тестов, подготовке и участии студентов в творческих конкурсах, создании презентаций.
- Общая характеристика учебной дисциплины
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
- «Информационная деятельность человека»;
- «Информация и информационные процессы»;
- «Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
- «Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
- «Телекоммуникационные технологии».
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена по программам подготовки ППССЗ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Информатика» относится к предметной области «Математика и информатика» и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.
Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1.4.1. Личностные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно- коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
1.4.3. Предметные результаты освоения программы общеобразовательной дисциплины информатика отражают:
- владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями "информация", "информационный процесс", "система", "компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система управления"; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
- понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
- наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
- понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
- умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
- умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);
- умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;
- умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
- умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;
- умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.
1.5. Формы промежуточной аттестации
Формами контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является экзамен во 2 семестре в рамках освоения ППССЗ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
ППССЗ | |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия | 156 - 150 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» по программе подготовки ППССЗ: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Введение. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 2 | |||
Раздел I. Информационная деятельность человека | ||||
Тема 1.1. Основные понятия автоматизированной обработки информации | Содержание учебного материала. Практические работы | 2 | 1 | |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 2 | |||
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Правовые нормы. Электронное правительство. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности | 4 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 3 | |||
Раздел 2. Информация и информационные процессы | ||||
2.1.Представление и обработка информации | Содержание учебного материала. Практические работы | 10 | 2 | |
Подходы к понятию и измерению информации. Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 3 | |||
Тема 2.2. Алгоритмизация и программирование Тема 2.3.Компьютерные Модели | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические основы работы компьютера. Арифметические действия в системах счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления как модель представления чисел в компьютере. Кодирование информации. Логические основы работы компьютера. Логические схемы. Алгоритмы и способы их описания. Программный принцип работы компьютера. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Составление и отладка программ на языке программирования для линейных алгоритмов. Составление и отладка программ на языке программирования для разветвляющихся алгоритмов. Составление и отладка программ на языке программирования для циклических алгоритмов. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов | 32 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 17 | |||
Тема 2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров. | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления | 2 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 2 | |||
Раздел 3. Средства ИКТ | ||||
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Структурная схема ЭВМ. Магистрально-модульный принцип архитектуры ПК. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 8 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 6 | |||
Тема 3.2. Компьютерные сети. | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Работа со стандартными программами. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях Защита информации, антивирусная защита | 8 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 1 | |||
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места. | 4 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 4 | |||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | ||||
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов Тема 4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Тема 4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Тема 4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов Гипертекстовое представление информации. Редактирование и форматирование текста. Оформление абзацев в документе. Колонтитулы. Таблицы. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Представление об организации баз данных и систем управления ими. Организация и заполнение баз данных. СУБД Access.Фильтры и запросы. Отчеты. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Аудио и видеомонтаж. | 46 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 12 | |||
Радел 5. Телекоммуникационные технологии | ||||
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях Тема 5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности Тема 5.4 Управление процессами | Содержание учебного материала. Практические работы | |||
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Методы создания и сопровождения сайта Сетевое программное обеспечение. Методы и средства сопровождение сайта. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Модем. Единицы измерения между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Возможности сетевого программного обеспечения в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет - журналы и СМИ Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности. Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и т.д Участие в онлайн - конференции, анкетировании, дистанционных курсах, Интернет- олимпиаде или компьютерном тестировании. Управление процессами. Представление о робототехнических системах | 38 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних самостоятельных работ Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, кроссвордов Работа с Интернет – ресурсами, поиск информации | 26 | |||
Всего | 234 |
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете информатики.
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся с компьютерами, имеющими выход в Интернет;
- многофункциональный комплекс преподавателя с компьютером, имеющим выход в Интернет;
- интерактивная доска;
- проектное оборудование.
Технические средства обучения
- компьютеры по количеству обучающихся;
- локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
- лицензионное системное и прикладное программное обеспечение:
- операционная система Windows XP, Microsoft Office.
- лицензионное специализированное программное обеспечение;
- мультимедиа проектор;
- периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб - камера, цифровой фотоаппарат)
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники
- Угринович Н.Д. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020
- Угринович Н.Д. Информатика. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
3.2.2. Дополнительные источники
- Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018
- Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
- Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2018.
- Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2018.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2018.
- Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2018.
- Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2018.
- Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2019.
- Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2018.
- Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г. Трусова. — М., 2018.
- Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2018
3.2.3. Интернет-ресурсы
1. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
(тесты ЕГЭ)
Поисковые системы и каталоги
2. http://www.aport.ru Русские поисковые системы
3. http://www.rambler.ru
4. http://www.yandex.ru
5. http://www.altavista.ru Международные поисковые системы
6. http://www.google.com
7. http://www.yahoo.ru
Библиотеки
8. http://www.km.ru Библиотека Кирилла и Мефодия
9. http://www.encyclopedia.ru Энциклопедия Брокгаузon-line
10. http://www.lib.ru Электронная библиотека
Отечественные Интернет - магазины
11. http://www.books.ru Продажа книг
Программы
12. http://www.shareware.ru Условно – бесплатные программы
Почтовые службы
13. http://www.mail.ru Отечественный сервер бесплатной почты
3.2.4. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
- Учебный план
- Рабочую программу
- Календарно-тематический план
- Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям, методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
- Комплект оценочных средств
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах; |
1. Информационная деятельность человека | |
владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей; выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; использовать ссылки и цитирование источников информации; использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, владеть нормами информационной этики и права, соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; | |
2. Информация и информационные процессы | |
2.1.Представление и обработка информации | оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.); знать о дискретной форме представления информации; знать способы кодирования и декодирования информации; иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владеть компьютерными средствами представления и анализа данных; отличать представление информации в различных системах счисления; знать математические объекты информатики; применять знания в логических формулах; |
2.2. Алгоритмизация и программирование | владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов; уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц; реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы. определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем); Примеры задач: -алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; алгоритмы решения задач методом перебора; алгоритмы работы с элементами массива |
2.3. Компьютерные модели | иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; |
2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров | оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; анализировать и сопоставлять различные источники информации; |
3. Средства информационных и коммуникационных технологий | |
3.1. Архитектура компьютеров | анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов; выделять и определять назначения элементов окна программы; |
3.2. Компьютерные сети | иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводить примеры; определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети; знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике; |
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете применять их на практике; реализовывать антивирусную защиту компьютера; |
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | |
| иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных; уметь работать с библиотеками программ; |
| использовать компьютерные средства представления и анализа данных; осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера; |
4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. | пользоваться базами данных и справочными системами; владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; |
4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. |
5. Телекоммуникационные технологии | |
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий применять на практике; знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе; определять ключевые слова, фразы для поиска информации; уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации; иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры; |
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить примеры; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом; |
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности | определять общие принципы разработки и функционирования интернет - приложений; |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку лабораторных и практических занятий, тестирования, заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; | Текущий контроль Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:
Промежуточная аттестация Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме контрольной работы и дифференцированного зачета, в форме экзамена.
|
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; | |
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; | |
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; | |
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; | |
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; | |
сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); | |
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; | |
сформированности базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; | |
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; | |
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики как средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения
Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи - эпохи информац...
Рабочая программа по учебной дисциплине"Информатика и ИКТ"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса СПО, 95ч. Технический профиль....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА И ИКТ" (общеобразовательная подготовка – профильный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика. 1 курс НПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.02 ИНФОРМАТИКА для специальности 120101 «Прикладная геодезия»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 120101 "Прикладная геодезия"...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"
Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"Цель: Развитие о...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...