Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"
занимательные факты по информатике и икт (7 класс) по теме

Алексеева Анна Владимировна

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, предусмотренном школьной программой, с формированием навыков саморазвития

Задачи:

Воспитательная – воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде

Образовательная -  повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, повторение базовых понятий и систематизация знаний.

Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, умения излагать и аргументированно доказывать мысли, моделировать ситуацию, развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой, физикой, математикой.

Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows  и пакет Microsoft Office.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ход игры78.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к игре44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"

Пояснительная записка

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, предусмотренном школьной программой, с формированием навыков саморазвития

Задачи:

Воспитательная – воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде

Образовательная -  повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, повторение базовых понятий и систематизация знаний.

Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, умения излагать и аргументированно доказывать мысли, моделировать ситуацию, развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой, физикой, математикой.

Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows  и пакет Microsoft Office.

План игры

Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, продумать и подготовить конкурсы, соответствующие учебному материалу двух месяцев обучения в колледже.

Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” построена по следующему плану:

  1. Организационный момент
  2. Представление жюри
  3. Приветствия команд
  4. конкурс «Разминка (вопрос – ответ)»
  5. конкурс «Чего и сколько?»
  6. конкурс «Секрет»
  7. конкурс «Решение анаграмм «Хитрый икс»
  8. конкурс «Морской бой»
  9. Подведение итогов.

Ход игры

1. Организационный момент (1-2 слайды презентации. Музыкальная заставка. Приложение 1)

Ведущий 1:

– Здравствуйте, уважаемые команды, члены жюри и учителя - наставники. Сегодня мы проводим интегрированную интеллектуальную игру “Самый умный”.

Ведущий 2:

– Игра проводится в виде соревнования команд общеобразовательных школ нашего района. Каждая команда состоит из 3 человек, включая капитана команды.

Ведущий 1:

– В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов, которых в нашей игре будет 5.  (Слайд 3)

Ведущий 2:

– Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных перед конкурсом условий. Оценки заносятся в протокол и суммируются в конце игры.

2. Представление жюри

Ведущий 2:

Оценочный лист игры “Самый умный”

Название конкурса

Команда №1

Команда №2

Команда №3

Команда №4

Команда №5

Разминка (максимальное количество:  

6 баллов)

 

 

Конкурс «Чего и сколько?» (максимальное количество: 12 баллов)

 

 

Конкурс «Секрет» (максимальное количество: 6 баллов)

 

 

Конкурс «Хитрый икс» (максимальное количество: 8 баллов)

 

 

Морской бой

 

 

Общая сумма

 

 

3. Приветствия команд (3 слайд презентации)

Ведущий 1:

( Представление команд школ и учителей – наставников).

4. Конкурс “Разминка” (4 слайд презентации) фанфары

Ведущий 2:

– Итак, всё готово и мы начинаем игру «Самый умный». Первый конкурс  – разминка. Каждая команда должна ответить на предложенные вопросы. Общее количество вопросов 6 – по три из каждой дисциплины. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов за этот конкурс – 6.  После того, как вопрос появился на экране и озвучен ведущим команда незамедлительно должна дать на него ответ. Внимание: любой вариант ответа, который прозвучит из уст любого участника команды принимается за вариант ответа всей команды. В случае, если последует подсказка с чьей либо стороны команда автоматически получает за данный вопрос ноль баллов. Какая из команд начнет первой, проведем жеребьевку.

Ведущий 1:

Вопросы для первой команды (5-10 слайды презентации):

  1. Назовите устройство, которое является “Мозгом компьютера”? (процессор)
  2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  3. Наименьшая единица измерения информации – это… (бит)
  4. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
  5. Является ли принтер устройством ввода информации? (нет)
  6. Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей (11)

Ведущий 2:

Вопросы для второй команды (11-16 слайды презентации):

  1. Сохраняется ли информация в оперативной памяти, если отключить от сети компьютер? (нет)
  2. Международная единица измерения длины отрезков (метр)
  3. К устройствам ввода или вывода относится монитор? (устройство вывода)
  4. Наименьшее простое число (2)
  5. Является ли клавиатура устройством ввода информации? (да)
  6. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти (уравнение)

Ведущий 1:

Вопросы для третьей команды (17-22 слайды презентации):

1. У какой фигуры равны и углы и стороны?        (квадрат)

2. Устройство визуального отображения информации. (Монитор)

3. Чему равен модуль 0? (0)

4. Расширение прикладной программы Word. (*.doc)

5. Где самые длинные сутки? ( везде по 24 часа)                

6. Самый большой вредитель компьютера. (Вирус)                                                                

Ведущий 2:

Вопросы для четвертой команды (23 - 28 слайды презентации):

1. С чего начинается натуральный ряд?        (с 1)

2. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (Сканер)        

3.  Назовите число, обратное 10.        (0,1)

4. Символ, который вводится в ячейку перед формулой в Excel. (Равно)

5. График линейной функции?   (Прямая)

6. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную связь. (Модем)

Ведущий 1:

Вопросы для пятой команды (29-34 слайды презентации):

1. Как найти периметр квадрата?        (P = 4a)

2. Глобальная сеть, связывающая компьютеры. (Интернет)

3. Сколько нулей в записи миллиарда?   (9)

4. Совокупность цветов в графическом редакторе. (Палитра)

5. График функции  y = x2 ? (Парабола)

6. Расширение прикладной программы  Excel.. (*.xls)                        

Ведущий 1:

– Итак, разминка закончена, жюри подводит первые итоги, а мы с вами приступаем к следующему конкурсу.

5. Конкурс “Чего и сколько?” (35 слайд презентации) Музыкальная заставка

Ведущий 2:

– Конкурс называется “Чего и сколько?”   Одновременно всем командам задаются вопросы. Если команда знает ответ, то поднимает руку. Та команда, которая более близка к верному ответу, получает 1 балл. Всего 12 вопросов, максимум, который может получить команда – 12.

Вопросы:

1. Самый короткий в Европе алфавит у итальянцев. Сколько в нём букв? (21)

2. Сколько весит шапка Мономаха? ( Почти килограмм. Корона Михаила Фёдоровича - «шапка Астраханская» - вдвое тяжелее.)

3. Сколько подвигов совершил Геракл?  (12)

4. Сколько колон у Большого театра в Москве? (8)

5. Чему равен дюйм? (25мм)

6. Сколько будет -5 в кубе? (-125)

7. Сколько Мировых войн было в истории человечества? (2)

8. Сколько глаз у паука? (8)

9. На скольких холмах возник Рим? (7)

10. Согласно легенде, если в лондонской тюрьме Тауэр останется меньше шести ворон, то королевскую семью постигнет нечто ужасное. Сколько сейчас ворон в Тауэре?  (8)

11. В Америке 4 ноября избран новый президент. Какой он по счёту? (44)

12. Древнерусская единица счёта - ТЬМА – это сколько? (десять тысяч)

6. Конкурс «Секрет» (36 слайд презентации)

Ведущий 1: Разгадав 4 предложенных каждой команде секрета, вы сможете узнать автора афоризма «Талант - это способность человека к труду».

Рене Декарт,  Козьма  Прутков,  Михаил Васильевич Остроградский. За каждый разгаданный «Секрет» команда получает 1 балл, за фамилию автора афоризма – 2 дополнительных балла.    Максимально возможное количество баллов за этот конкурс - 6.

 

Секрет № 1 (слова на букву «К»)

1.Число, которое обращает уравнение в верное равенство  (корень)

2.Геометрическая фигура у которой все углы и все стороны равны? (квадрат)

3.Степень? ( куб)

4.Положение точки на плоскости задаётся … (координатами)

5.Линия, не состоящая из отрезков (кривая)

Секрет № 2 (слова на букву «Д»)

1.Арифметическое действие (деление)

2.Её можно измерить с помощью линейки ( длина)

3.Отрезок, проходящий через центр окружности, соединяющий две её точки (диаметр)

4. 66: 2= 33 , 2- это….( делитель)

5.Французский учёный, который ввёл современную систему координат (Декарт)

 

Секрет № 3 (слова на букву «О»)        

1.Часть прямой, ограниченная с двух сторон (отрезок)

2.Наименьшее натуральное число? ( один)

3.Вторая координата точки (ордината)

4.Произведение трёх измерений параллелепипеда? (объём)

5.Предложение, в котором разъясняется смысл термина (определение)

Секрет № 4 (слова на букву «П»)

1.Наука, изучающая часть фигур на плоскости (планиметрия)

2.Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

3.График линейной функции ( прямая)

4.Если а-сторона квадрата, то а2 – (площадь)

5.1/100 часть числа (процент)

 

7. Конкурс «Хитрый икс» (38 слайд презентации)  Музыкальная заставка

Ведущий 1: Уважаемые команды, следующий конкурс – это анаграммы в стихах - «Хитрый икс». Ваша задача разгадать максимально возможное количество предложенных анаграмм в течение 5 минут. За каждую правильно разгаданную анаграмму команде начисляется 1 балл. Максимально возможное количество баллов за этот конкурс 8 баллов.

С хитрым иксом я дружу.

По секрету вам скажу,

Выбегая из тетрадки,

Задаёт мне загадки.

Кто ответит, например,                    

Что такое ИКС+Р ? _____________________

Думал я весь день вчера,

Что такое ИКС + РА? ____________________

Подсказал мне старший брат,

Что такое ИКС + РАТ? ___________________

Догадался я без брата,

Что такое ИКС + РАТА ?__________________

Не решила вся квартира,

Что такое ИКС + ИРА ? ___________________

Долго мучил я соседа,

Что такое ИКС + РЕДА ? ___________________

ИКС + Н +РА + ТА,

То с бензином, то пуста. ____________________

ИКС + ТА + НА + РА,

Кто решил, тому  УРА! _____________________

Ответы (Риск, искра, старик, актриса, ириска, редиска, канистра, санитарка)

8. Конкурс “Морской бой”  (39 слайд презентации)

Ведущий 2:

– Итак, заключительный конкурс в нашей игре имеет принцип игры “Морской бой”. Перед вами поле, которое состоит из строк (1, 2, 3, 4, 5) и столбцов (A, B, C, D), на пересечении которых находятся ячейки. Каждая команда поочередно выбирает любую ячейку, называя ее имя (например, А2).

– Перед вами появляется вопрос, и количество баллов, на которое он оценивается в случае правильного ответа (41-46, 49 - 60 слайды презентации). Поле с ячейками имеет два перехода хода  (слайды47, 48 презентации).

Вопросы и “стоимость” соответствующего вопроса в баллах, представлены в таблице (Приложение 2).

9. Подведение итогов

Ведущие должны выделить лучшие конкурсы и отметить самые удачные ответы и самых активных участников, сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия. Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Среди участников команды – “победительницы” членами жюри определяется учащийся, набравший наибольшее количество баллов и проявивший максимальный уровень творчества и активности. Данному учащемуся жюри присваивает титул “Самый умный”.

Дополнительные задания

Дополнительные задания (могут использоваться для определения команды, которая первой начинает игру; в игре с болельщиками; в случае, если команды к концу игры наберут одинаковое количество баллов; во время подсчета общего количества баллов членами жюри).

  1. Вы – пилот самолета, летящего из Токио в Москву с двумя посадками в Африке. Сколько лет пилоту? (Столько, сколько лет отвечающему)
  2. Сколько колес у четырех автомобилей “Фольксваген”? (16)
  3. Сколько времен года в високосном году) (4)
  4. Возраст бабушки выражается наибольшим двузначным числом, записанным различными цифрами. Сколько лет бабушке? (98)


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Конкурс «Морской бой»

A

B

C

D

1

Древнегреческий учёный философ, живший в VІ в. до н.э., которому приписывается высказывание «Всё есть число». Кто он?

(Пифагор)

4балла

Равнобедренный треугольник, основание которого равно боковой стороне, является …

(равносторонним)

4 балла

Кому принадлежат слова «Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным»?

 (Блез Паскаль)

5 баллов

Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор:

В ПЗУ

В ОЗУ

      (ОЗУ)

                                   

 3балла

2

Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало?

 (5)

               

3 балла

 Эта книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?

(Начала. Евклид)

4 балла

Сколько месяцев в году содержат не менее

 30 дней?

(11)

                 

 3балла

Кто ввел прямоугольную систему координат?

(Декарт)

       

     4балла


 Приложение 2(продолжение)

Конкурс «Морской бой»

A

B

C

D

3

Сколько байт в одном килобайте? 

(1024)

4 балла

ПЕРЕХОД  ХОДА

0 баллов

Только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик знак @ называют собачкой. А как же этот знак называют в других странах чаще всего? 

 (Обезьянкой)

3балла

Дробь, которая больше или равна 1

(неправильная)

2балла     

4

Сколько месяцев между  июлем и декабрем?

 (4)      

   2балла

Часть прямой, ограниченная с одной стороны

(луч)

 2балла

Какую классическую задачу из информатики пчёлы могут решать с эффективностью современных компьютеров?

(Выбор оптимального маршрута)

5баллов

К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?

(В 11 раз)    

 5баллов

5

Понятие числа зародилось в глубокой древности. На протяжении веков это понятие подвергалось расширению и обобщению. Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.

(Отрицательные числа) 3балла

 Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. Кто это?

(Франсуа Виет)

 5 баллов

Единица исчисления времени, равная 7 дням

(неделя)

2 балла

ПЕРЕХОД  ХОДА

0баллов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 (профильные) "Математика" специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДП. 10.01 МАТЕМАТИКА

Авторская разработка УМК по математике для обучающихся  СПО...

Методическая разработка: интеллектуальная игра по учебной дисциплине «Английский язык» “In the English-Speaking World”

Методическая разработка содержит материал, который можно использовать как на уроке, так во внеурочной деятельности.Цель данной разработки – создать условия для повышения у обучающихся мотивации к изуч...

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОУД.07. Информатика "Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет".

Методическая разработка открытого урокаТема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера.Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах дан...

Интегрированный урок биологии, информатики и математики "Зачем биологам математика"

Интергированное занятие по биологии, информатике и математике, в котором учащиеся смогут средствами MS Exel познакомиться с обработкой биологических данных.Материалы урока доступны для скачивания по с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Информатика и ИКТ»

Методическая разработка открытого урока по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе «Информатика и ИКТ» по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»М...