Конспект открытого урока информатики, проведенного в рамках конкурса «Учитель года-2022» «Моделирование, формализация, визуализация».
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Конспект открытого урока информатики, проведенного в рамках конкурса «Учитель года-2022» «Моделирование, формализация, визуализация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 813 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока информатики, проведенного в рамках конкурса «Учитель года-2022»
Тема урока: Моделирование, формализация, визуализация
Цели урока: ввести понятия «Моделирования, формализация, визуализация»
Оборудование:
- настольные компьютеры;
- проектор;
- интерактивная доска.
- Презентация «Моделирования, формализация, визуализация»
Ход урока:
- Организационная часть.
Добрый день! Предлагаю собрать игрушку – собачку из деталей конструктора ЛЕГО. Сборка моделей собаки.
- Таким образом, тема нашего урока – Моделирование.
- Сегодня на уроке мы повторим понятия:
- моделирование
- модель
- формализация
- этапы разработки моделей.
Убедимся в необходимости моделирования как метода познания и построим модели замечательных фигур – фракталов.
Учащиеся заходят в учебный кабинет.
- Педагог (П.): Я говорю всем вам «Добрый день»!
- – А что это значит?
- Желаю, чтобы день был по-доброму начат,
- Желаю, чтобы день был по-доброму прожит,
- Пусть он подарит хороших друзей
- И новых открытий плеяду огней!
П.: Моделирование с конструктором.
Итак, тема урока – кто может ее сформулировать – МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Это заключительный урок по данной теме. Сегодня мы обобщаем изученное нами. Для начала давайте повторим основные моменты данной темы. Предлагаю пройти тест по ссылке в Гугл-форме.
https://forms.gle/ftUzCDvke5sJMGBv5
Итоги теста также на экране в таблице EXCEL.
На экран проецируется видео с фрактальной графикой и музыкой (Harmonic Frequency – Fractal Forest; ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=CqL6kkMTjRw)
П.: А теперь мой вопрос: «Что общего у кроны дерева, облака, ракушки, кровеносной системы человека и цветной капусты»? (Слайды 1-6). (Приложение 1)
Выслушав ответы учащихся, педагог обобщает информацию.
П.: Совершенно верно вы заметили: общим у данных объектов является то свойство, что они состоят из нескольких бесконечной последовательности частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком, и повторяется при уменьшении масштаба. Такие объекты называются фракталами или фрактальными (от латинского «fractus» – разбитый, дробленый, сломанный). (Слайд 7). Именно о фрактальные фигуры мы сегодня и будем говорить и строить их модели с помощью Электронных таблиц. Существует ещё и такое определение: фрактал – это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Это наглядно видно на примере: маленькая веточка дерева подобна бОльшей по размеру, а та, в свою очередь – всему дереву в целом.
Цель нашего урока – познакомиться с понятием фрактальной графики, узнать области ее применения, а также научиться создавать фрактал.
Фрактальная графика – это настоящее и будущее всех информационных технологий.
Фрактальная графика
Наверное, сложно найти людей, которых бы не завораживало созерцание фрактальной графики - в ее таинственных элементах кому-то может представляться ночное пламя костра, кому-то - длинные плети колышущихся водорослей в толще воды, кому-то - целое таинство Вселенной. Вы, наверное, часто видели довольно хитроумные картины, на которых непонятно что изображено, но все равно необычность их форм завораживает и приковывает внимание. Как правило, это хитроумные формы не поддающиеся, казалось бы, какому–либо математическому описанию. Вы, к примеру, видели узоры на стекле после мороза или, к примеру, хитроумные кляксы, оставленные на листе чернильной ручкой, так вот что–то подобное вполне можно записать в виде некоторого алгоритма, а, следовательно, доступно объясниться с компьютером. Подобные множества называют фрактальными.
Но так или иначе фрактальная графика однозначно притягивает наши взоры, а программные пакеты для ее создания могут стать той ступенькой, которая позволит приблизиться к настоящему фрактальному творчеству, тем более что все они сравнительно просты в освоении.
Фрактальная графика – одна из быстроразвивающихся и перспективных видов компьютерной графики.
Фрактал – структура, состоящая из частей, подобных целому. Одним из основных свойств является самоподобие. (Фрактус – состоящий из фрагментов).
Объекты называются самоподобными, когда увеличенные части объекта походят на сам объект. Небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале.
В центре находится простейший элемент – равносторонний треугольник, который получил название «фрактальный».
Абстрактные композиции можно сравнить со снежинкой, с кристаллом.
Фрактальная графика основана на математических вычислениях. Базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула, то есть никаких объектов в памяти компьютера не хранится и изображение строится исключительно по уравнениям.
С использованием фракталов могут строиться не только ирреальные изображения, но и вполне реалистичные (например, фракталы нередко используются при создании облаков, снега, береговых линий, деревьев и кустов и др.). Поэтому применять фрактальные изображения можно в самых разных сферах, начиная от создания обычных текстур и фоновых изображений и кончая фантастическими ландшафтами для компьютерных игр или книжных иллюстраций.
В 1922 году английский математик и метеоролог Льюис Фрай Ричардсон опубликовал работу, посвященную математическим предсказаниям погоды, в которой, между прочим, пародировал стихи Дж. Свифта:
Блох больших кусают блошки
Блошек тех – малютки-крошки,
Нет конца тем паразитам,
Как говорят, ad infinitum.
(«ad infinitum» в переводе с латыни – «до бесконечности»). Это четверостишие вполне может служить описанием того явления, о котором мы сегодня будем говорить.
Ричардсон обратил внимание на то, что при исследовании турбулентности (хаотических вихрей) воздушных потоков он обнаружил каскад энергии – от больших вихрей к малым, то есть своеобразную гармонию: маленькие вихри возникают внутри больших и как бы повторяют их форму и поведение.
Стихотворение Николая Заболоцкого, опубликованное в 1947 году, начинается такими строками:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал,
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров,
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Заболоцкий искал в природе «разумную соразмерность», но представлял ее себе согласно классическим канонам – по Евклиду, а оказалось, что эта соразмерность имеет совершенно другую геометрию, о которой поэт не догадывался.
Гармония и хаос. Как часто мы слышим эти слова и как редко задумываемся над их содержанием. Откуда появляется красота, почему она так волнует и радует? Существуют ли объективные законы или каждый воспринимает ее по-своему? Давайте и мы сегодня обратимся к загадкам природы, раз сегодня такой необычный у нас урок. Оглядимся вокруг и поищем ответы на вопросы?
- Формализация (слайд №8)
Давайте попробуем к познанию тайны фракталов подойти с помощью небольшого эксперимента, для которого не потребуется ничего, кроме бумаги и ножниц. Итак, возьмем кусок бумажной ленты (отрежем узкую полоску бумаги от длинной стороны листа А4) и начнем складывать пополам, потом еще раз пополам и еще. Чтобы получить более-менее наглядный результат, придется ограничиться четырьмя складываниями — лента наша слишком коротка. Да, и самое главное — складывать ее придется по определенному правилу: полоску сгибать всегда в одном и том же направлении. Этапы сгиба показаны на рис. Учитель демонстрирует Теперь разогнем ленту так, чтобы в местах сгибов образовался угол 90 градусов, и разложим ленту. Вот перед нами и появился фрактал под названием «Кривая дракона». Мало кто обращает внимание, что эти удивительные фигуры присутствуют повсюду. Природа создана из самоподобных фигур, просто мы этого не замечаем. Достаточно посмотреть через увеличительное стекло на нашу кожу или листок дерева, и мы увидим фракталы. Природа является лучшим архитектором, идеальным строителем и инженером. Она устроена весьма логично, и если мы не можем найти закономерность, это не значит, что ее нет. Может быть, нужно искать в ином масштабе. С уверенностью можно сказать, что фракталы хранят еще немало секретов, которые вам только предстоит открыть. Задания командам: привести примеры объектов, обладающих, на ваш взгляд, фрактальными свойствами, в природе. Учитель раздает командам тексты, содержащие информацию из разных источников и разделов науки (искусства, биологии, компьютерной графики, физики, литературы), которые они должны внимательно прочитать и остановиться на важном, ключевом для этой статьи, понятии «сложности». Что объединяет эти тексты? Учитель обобщает: иногда сложность следует понимать метафорически, что сложная система – это непременно система, способная к самоорганизации, она может быть связана с наличием большого количества и разнообразия частей, с богатством связей между этими частями, может быть обусловлена целостностью, организацией этих свойств. Вот это и является самым интересным. Есть абстрактные математические структуры – фракталы и хаос, получившие признание в 70-х годах ХХ века, и быстро стали модными. Что же такое фрактал? Это понятие по-разному определяется в разных источниках. Прочитайте определения и свойства. Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, это вам еще предстоит сегодня выяснить. А пока немного истории. Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — математическое множество, обладающее свойством самоподобия, то есть однородности в различных шкалах измерения (любая часть фрактала подобна всему множеству целиком). В математике под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, отличную от топологической, поэтому их следует отличать от прочих геометрических фигур, ограниченных конечным числом звеньев. Первые примеры самоподобных множеств с необычными свойствами появились в XIX веке в результате изучения непрерывных недифференциируемых функций (например, функция Больцано, функция Вейерштрасса, множество Кантора). Термин «фрактал» введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы». Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать эти структуры. Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Фракталом может называться предмет, обладающий, по крайней мере, одним из указанных свойств:
Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую Учитель демонстрирует изображения фракталов. |
Постановка задачи
Под задачей в самом общем смысле этого слова понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо отразить три основных момента: описание задачи, определение целей моделирования и анализ объекта или процесса
Разработка модели
Выбор наиболее существенной информации при создании информационной модели и ее сложность обусловлены целью моделирования. Построение информационной модели является отправным пунктом разработки модели.
Все входные параметры объектов, выделенные при анализе, располагают в порядке убывания значимости и проводят упрощение модели в соответствии с целью моделирования. При этом отбрасываются факторы, несущественные с точки зрения того, кто определяет модель. Если отбросить существенные факторы, то модель может оказаться неверной.
Все элементарные объекты, выделенные при анализе должны быть показаны во взаимосвязи. В информационной модели отображаются только бесспорные связи и очевидные действия. Такая модель дает первичную идею, определяющую дальнейший ход моделирования.
Компьютерный эксперимент
С развитием вычислительной техники появился новый уникальный метод исследования - компьютерный эксперимент. В помощь, а иногда и на смену экспериментальным образцам и испытательным стендам во многих случаях пришли компьютерные исследования моделей. Этап проведения компьютерного эксперимента включает две стадии : составление плана моделирования и технологию моделирования.
Анализ результатов моделирования
Конечная цель моделирования - принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий - либо вы продолжаете исследования, либо заканчиваете. Если известен результат, то можно сравнить его с полученным результатом моделирования. Полученные выводы часто способствуют проведению дополнительной серии экспериментов, а иногда и к изменению модели.
- Закрепление учебного материала
- Домашнее задание: § 5.3. Моделирования, формализация, визуализация
- Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Презентация к уроку обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Презентация к уроку обществознания 10 класс Тема: «Право в системе социальных норм»...
Ссылка на видео открытого урока к конкурсу "Учитель года-2022"
https://cloud.mail.ru/public/ZEJn/LEr5QDv1S...
Конспект урока по физической культуре на тему: "Совершенствование ловли, передачи и ведения мяча". Конкурс "Учитель года - 2022"
Конспект урока по физической культуре.Предмет: физическая культураКласс: 3Раздел: Подвижные и спортивные игрыТип урока: КомбинированныйТема урока: Совершенствование ловли, передачи и ведения...
Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места
Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в во...
Открытый урок по географии для 9 класса в рамках конкурса "Учитель года-2022" на тему "Факторы размещения машиностроительных заводов"
Разработка урока предназначена для 9 класса по предмету география по разделу "Машиностроительный комплекс Республики Татарстан"....
Мастер - класс на тему «Методы и приёмы повышения поисковой деятельности учащихся» в рамках конкурса «Учитель года 2022»
Мастер-класс предназначен для учителей географии и учит методам и приёмам повышения поисковой деятельности учащихся...