Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик"
рабочая программа по информатике и икт (5, 6 класс)

Климочкина Марина Николаевна

Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик" 17 часов, по 0,5 ч.в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_inf_nov_setka.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ____________   /                     ./

Протокол №    от

«  » августа          2022г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская   СОШ»

______________ /Бузин А.А./

 «   » августа 2022 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ »

 ______________/  Березкина Л.А. /

Приказ № _____ от

«___»___________2022г.

Рабочая программа кружка

«Юный информатик»

5-7 классы

на 2022-2023 учебный год

Учитель - Климочкина Марина Николаевна

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

протокол №    от   .08.2022 г.

II. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Стандарты второго поколения/ М.: «Просвещение»),

- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области».

- Положением о рабочей программе МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области».

Деятельность кружка осуществляется на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Данная программа дополнительного образования ориентирована на использование учебника «Информатика 5,6 », Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

 Программа составлена по учебному курсу  «Информатика. Программа для основной школы, 5-6 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая  программа кружка по информатике не содержит расхождений  с примерной программой основного общего образования по информатике с учетом авторских материалов Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой, А.А. Дуванова., А.А. Симоновича.


Обучение осуществляется по следующим методическим пособиям:

  1. Информатика. 5 – 7 классы: Материалы к урокам. С. В. Сидорова.
  2. Босова Л. Л.. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint // Информатика в школе. – 2008. -  №4.
  3. Кобелева Г. А., Блохина Н. Ю. Использование возможностей графического редактора в курсе «Информатика и ИКТ» в начальной школе // Информатика и образование. – 2010. - №9.

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

III. Цели и задачи кружковой работы по информатике.

Выбор данной программы – один из возможных вариантов подготовки обучающихся к изучению базового курса школьной информатики.
Данный курс является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Программа кружка по информатике направлена на достижение следующих целей:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей

Задачи изучения предмета:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

IV. Планируемые  результаты освоения кружка по информатике

6 – 7 КЛАССЫ

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. 

Планируемые результаты освоения курса:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере метапредметных результатов:

Познавательных УУД учащиеся научатся:

  • соблюдать правила организации рабочего места.
  • владеть информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
  • умениям самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • основным универсальным умениям информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • владением информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентности – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Предметные результаты освоения курса учащимися включают: 

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  • Введение в информатику:
  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
  • Информационные и коммуникационные технологии:
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

 6 класс.

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам е. восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места.

           Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

        7 класс.

       Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

        Выпускник получит возможность:

  •   научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  •   приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  •   сформировать начальные представления о  назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  •   приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  •   познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей;
  •   видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  •   научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  •   научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  •   научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  •   научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  •   расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

V. Содержание курса кружка «Юный информатик»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р, п/р, л/р , экскурсия.

Организационное занятие.

1

Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности.

 Графический редактор Paint –

6

Знакомство с программой Paint. Структура окна программы. Инструменты для рисования. Первые шаги. Рисование линий. Геометрические фигуры. Построение сложного рисунка из геометрических фигур. Операции с фрагментами в графическом редакторе. Создание компьютерного рисунка.

 Практическая работа «Создай свой шедевр»

Текстовый редактор  Word –

5

Знакомство с программой Word. Структура окна программы. Набор и форматирование текста. Сохранение файла. Редактирование текста. Создание таблиц. Списки. Действия с фрагментами текста. Графические объекты в Word. Создание схем. Картинки и художественный текст.

Практическая работа «Мои любимые произведения».

Power Point

5

Основы работы в Power Point. Структура окна программы. Этапы и правила создания презентации. Разметка слайдов. Оформление слайдов. Интерактивные средства в презентации. Вставка на слайд мультимедиа файлов. Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного.

 Демонстрация своих работ.

Итого

17

Календарно-тематическое планирование кружка по информатике

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

План                    Факт

Организационное занятие. Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности.

1

Знакомство с программой Paint. Структура окна программы. Инструменты для рисования. Первые шаги. Рисование линий.

1

Геометрические фигуры. Построение сложного рисунка из геометрических фигур.

1

Операции с фрагментами в графическом редакторе.Создание компьютерного рисунка.

1

Повторяющиеся элементы рисунка. Создание узоров, бордюров, рамок. Текст. Работа с текстом в графическом редакторе.

1

Практическая работа «Создай свой шедевр»

1

Демонстрация своих работ.

1

Текстовый редактор  Word –5 ч.

Знакомство с программой Word. Структура окна программы. Набор и форматирование текста

1

Сохранение файла. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста.

1

Создание таблиц. Списки.

1

Графические объекты в Word. Создание схем. Картинки и художественный текст.

1

Практическая работа «Мои любимые произведения».

1

Power Point – 5 ч.

Основы работы в Power Point. Структура окна программы. Этапы и правила создания презентации. Разметка слайдов. Оформление слайдов.

1

Выбор и вставка объектов в слайд

Настройка анимации

1

Переходы и их настройка

Требования к оформлению и демонстрации презентаций.

Создание собственной презентации

1

Вставка на слайд мультимедиа файлов.

1

Создание презентации по выбранной теме с использованием всего изученного.

Выполнение творческой работы.

Демонстрация своих работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

Рабочая программа кружка информатики

Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из тре...

Рабочая программа кружка по информатике для 5-6 классов

Рабочая программа дополнительного образования по информатике Мой друг - компьютер....

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...

Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"

Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной....

Рабочая программа кружка "Юный информатик".

Рабочая программакружка «Юный информатик»....

Рабочая программа кружка по информатике "Программирование на языке Pascal"

Концентрированное изучение курса позволит учащимя позволит учащимся более полно выявить свои способности и подготовиться к олимпиадам разного уровня....