Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_informatike.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКОУ «Высокская основная школа»
_________________/Бенца В.С/
Рабочая программа кружка
«Искусство компьютерной графики»
Срок реализации 3 года.
Возраст обучающихся от 8 до 15 лет.
Составитель:
Задонская А.А
I.Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н.Угринович, Л.Босова; «Искусство компьютерной графики для школьников» Подосениной Т.А.
Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства.
Программа «Искусство компьютерной графики» рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года: 1-й год обучения (1-й блок 1 час в неделю) для учащихся 8-9 лет (освоение начальной технологии работы на компьютере, освоение графического редактора ТuxРaint и начальное освоение графического редактора KoluerPaint), 2-й год обучения (2-й блок 1 час в неделю) для учащихся 9 классов (освоение графического редактора KoluerPaint), 3-й год обучения (3-й блок 1 час в неделю) для учащихся 11-15 лет (освоение начальной технологии работы в программе Gimp). Материал программы может изучаться не только последовательно в течение 3-х лет, но и по желанию учащихся они могут изучить только отдельные блоки программы.
Принцип изложения учебного материала – от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе.
Цель программы: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ компьютерной графики, освоение основных инструментов и приемов, используемых в растровой компьютерной графике, выполнение рисунков и изображений разной степени сложности.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации;
- сформировать навыки работы в графических редакторах: ТuxРaint, KoluerPaint, Gimp;
- научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ;
- проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;
- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- способствовать развитию познавательного интереса к информатике.
Воспитывающие:
- увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером как инструментом обработки графики.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
- индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия.
- Организационный момент (2 мин).
- Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
- Физкультминутка (3 мин).
- Работа за компьютером, выполнение практических заданий (20 мин).
- Подведение итогов занятия (5 мин).
Методическое обеспечение программы.
Обучение проводится с использованием мультимедийного комплекта педагога (компьютер, мультимедийный проектор). Занятия поддержаны большим количеством наглядных иллюстраций с CD приложений. Практические задания разработаны также с использованием CD приложений.
Формы контроля:
– текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
– периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
– итоговый (выставка творческих работ).
Содержание программы
1-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)
№ заня-тия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | ||
Теория | Прак-тика | Группов. | Индивид. | ||
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. | 1 | + | ||
Графический редактор TuxKoluerPaint – 13 ч. | |||||
2 | Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxKoluerPaint. | 1 | + | ||
3 | Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии». | 0,5 | 0,5 | + | |
4 | Создание рисунка «Аквариум». | 1 | + | ||
5 | Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы». | 0,5 | 0,5 | + | |
6 | Создание рисунка «Зоопарк». | 1 | + | ||
7 | Инструменты для рисования: «Магия». | 0,5 | 0,5 | + | |
8 | Создание рисунка «Космос». | 1 | + | ||
9 | Создание рисунка «Космос». | 1 | + | ||
10 | Инструменты для рисования: «Текст». | 0,5 | 0,5 | + | |
11 | Создание рисунка «Поздравительная открытка». | 1 | + | ||
12 | Создание рисунка «Поздравительная открытка». | 1 | + | ||
13 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. | 1 | + | ||
14 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. | 1 | + | ||
Графический редактор KoluerPaint – 21 ч. | |||||
15 | Первоначальное знакомство с графическим редактором KoluerPaint. Знакомство с инструментами для рисования. | 1 | + | ||
16 | Настройка инструментов для рисования. | 0,5 | 0,5 | + | |
17 | Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик». | 0,5 | 0,5 | + | |
18 | Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 0,5 | 0,5 | + | |
19 | Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет». | 1 | + | ||
20 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида». | 0,5 | 0,5 | + | |
21 | Построения с помощью клавиши Shift. | 0,5 | 0,5 | + | |
22 | Создание рисунка «Кубик». | 1 | + | ||
23 | Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов». | 1 | + | ||
24 | Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». | 0,5 | 0,5 | + | |
25 | Создание рисунка из пикселей «Акула» | 1 | + | ||
26 | Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка». | 0,5 | 0,5 | + | |
27 | Создание рисунка «Экзотическая бабочка». | 1 | + | ||
28 | Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». | 0,5 | 0,5 | + | |
29 | Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». | 1 | + | ||
30 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». | 0,5 | 0,5 | + | |
31 | Создание рисунка «Ветка рябины». | 1 | + | ||
32 | Создание рисунка «Виноградная гроздь». | 1 | + | ||
33 | Создание рисунка «Конструирование из кубиков». | 1 | + | ||
34 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. | 1 | + |
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
- назначение объектов интерфейса графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла;
- точные способы построения геометрических фигур в графическом редакторе KoluerPaint;
- технологию конструирования из меню готовых форм в графическом редакторе KoluerPaint.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- создавать графический объект из типовых фрагментов;
- сохранять рисунок в файле и открывать файл;
- использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift в графическом редакторе KoluerPaint;
- создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
- конструировать разнообразные графические объекты.
2-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | ||
Витраж –2 часа | Теория | Прак-тика | Группов. | Индивид. | |
1. | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Знакомство с графическим редактором KoluerPaint и инструментами для рисования. | 1 | + | ||
2. | Искусствоведческие понятия витража. Демонстрация витражных изображений (фото). Создание витражной композиции «Рыбка». | 1 | + | ||
Графические примитивы – 2 часа | |||||
3. | Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов. | 0,5 | 0,5 | + | |
4. | Построение композиции из геометрических фигур. | 1 | + | ||
Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка – 1 час | |||||
5. | Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение. | 0,5 | 0,5 | + | |
Геометрический орнамент – 2 часа | |||||
6. | Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). Простейшие приемы создания орнаментальных композиций. | 0,5 | 0,5 | + | |
7. | Создание геометрических орнаментов. | 1 | + | ||
Растительный орнамент – 2 часа | |||||
8. | Элементы растительного орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). Простейшие приемы создания орнаментальных композиций. | 0,5 | 0,5 | + | |
9 | Создание растительных орнаментов. | 1 | + | ||
Дом моей мечты – 2 часа | |||||
10. | Обсуждение темы «Дом моей мечты». Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||
11. | Создание рисунка «Дом моей мечты». | 1 | + | ||
Павловопосадские платки – 2 часа | |||||
12. | Художественные промыслы России и павловопосадские платки. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||
13. | Создание рисунка «Павловопосадский платок». | 1 | + | ||
Работа с текстом – 2 часа | |||||
14. | Работа на клавиатурном тренажере. | 1 | + | ||
15. | Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров. | 0,5 | 0,5 | + | |
Храм – 2 часа | |||||
16. | Понятие композиции художественного произведения. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||
17. | Приемы выполнения рисунка «Храм». Создание рисунка «Храм». | 0,5 | 0,5 | + | |
Букет в вазе – 2 часа | |||||
18. | Геометрические формы, применяемые при композиционном построении букета. Демонстрация букетов, созданных флористами (фото). Приемы выполнения рисунка «Букет в вазе». | 1 | + | ||
19. | Создание рисунка «Букет в вазе». | 1 | + | ||
Новогодние фантазии – 2 часа | |||||
20. | Новогодние традиции. Новогодний декор. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Создание рисунка «Новогодние фантазии». | 0,5 | 0,5 | + | |
21. | Создание рисунка «Новогодние фантазии». | 1 | + | ||
Новогодняя открытка – 2 часа | |||||
22. | Традиции встречи Рождества и Нового года в различных странах. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы и возможности редактора для создания открытки. | 1 | + | ||
23. | Создание рисунка «Новогодняя открытка». | 1 | + | ||
Рождественская открытка – 2 часа | |||||
24. | Праздник Рождества Христова. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы рисования рождественской открытки. | 1 | + | ||
25. | Создание рисунка «Рождественская открытка». | 1 | + | ||
Хохлома – 2 часа | |||||
26. | Хохломская роспись. Демонстрация изделий, созданных хохломскими мастерами (фото). Построение композиции в стиле Хохломы с объяснением приемов, присущих данному виду народного творчества. | 1 | + | ||
27. | Создание рисунка по мотивам хохломской росписи. | 1 | + | ||
Жар-птица – 2 часа | |||||
28. | Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Чтение фрагментов сказок о Жар-птице. Демонстрация изображений Жар-птицы, созданных художником (фото). | 1 | + | ||
29. | Приемы рисования Жар-птицы. Создание рисунка «Жар-птица». | 1 | + | ||
Пасхальная открытка – 2 часа | |||||
30. | Светлое Христово Воскресение – величайший христианский праздник. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы создания пасхальной открытки. | 1 | + | ||
31. | Создание рисунка «Пасхальная открытка». | 1 | + | ||
Пейзаж – 3 часов | |||||
32. | Жанры в живописи. Пейзаж. Демонстрация фотографий пейзажей. | 1 | + | ||
33. | Приемы рисования пейзажа. Создание пейзажа. | 1 | + | ||
34. | Оформление выставки рисунков. | 1 | + |
Учащиеся должны знать:
- возможности графического редактора KoluerPaint и назначение управляющих элементов;
- основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графического редактора KoluerPaint;
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
- выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.
3-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)
№ заня-тия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | ||
Теория | Прак-тика | Группов. | Индивид. | ||
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Правила работы и терминология. | 1 | + | ||
Знакомство с интерфейсом – 3 часа | |||||
2 | Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Знакомство с интерфейсом. | 1 | + | ||
3 | Работа с документом. Размеры и цветность. | 0,5 | 0,5 | + | |
Слои – 6 часов | |||||
4 | Работа со слоями. | 0,5 | 0,5 | + | |
5 | Эллиптическое выделение. Практическая работа «Приступаем к созданию изображения «Рыбка»». | 0,5 | 0,5 | + | |
6 | Волшебная палочка. Лассо. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (продолжение)». | 1 | + | ||
7 | Трансформация объектов. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (заключение)». | 1 | + | ||
8 | Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум»». | 0,5 | 0,5 | + | |
9 | Эффекты слоев. | 0,5 | 0,5 | + | |
Работа с цветом – 2 часа | |||||
10 | Управление цветом. Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки». | 0,5 | 0,5 | + | |
11 | Заливка. Градиентная заливка. Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку». | 0,5 | 0,5 | + | |
Инструменты рисования – 9 часов | |||||
12 | Виды кистей. Практическая работа «Создадим новую кисть». | 0,5 | 0,5 | + | |
13 | Специальные кисти. Практическая работа «Учимся клонировать изображение». | 0,5 | 0,5 | + | |
14 | Практическая работа «Учимся клонировать изображение». | 1 | + | ||
15 | Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Создадим специальную кисть». | 0,5 | 0,5 | + | |
16 | Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Рисуем яблоко». | 1 | + | ||
17 | Создание и применение кисти. Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей». | 1 | + | ||
18 | Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры». | 0,5 | 0,5 | + | |
19 | Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры». | 1 | + | ||
20 | Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп». | 1 | + | ||
Шрифты – 1 час | |||||
21 | Работа с текстом. Виды шрифтов. | 1 | + | ||
Контуры – 5 часов | |||||
22 | Линии безье. Практическая работа «Создаем контуры». | 0,5 | 0,5 | + | |
23 | Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип дельфина». | 1 | + | ||
24 | Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного». | 1 | + | ||
25 | Стандартные формы и библиотека контуров. Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура». | 0,5 | 0,5 | + | |
26 | Применение контуров. Практическая работа «Создаем почтовую марку». | 0,5 | 0,5 | + | |
Фильтры – 3 часа | |||||
27 | Специальные эффекты. Виды фильтров. Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения». | 0,5 | 0,5 | + | |
28 | Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустально-ледяную фигуру». | 1 | + | ||
29 | Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы». | 1 | + | ||
Работа с изображениями – 4 часа | |||||
30 | Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения. Обрезка изображения». | 0,5 | 0,5 | + | |
31 | Ретушь. Практическая работа «Фильтры для ретуши». | 0,5 | 0,5 | + | |
32 | Практическая работа «Фильтры для ретуши». | 1 | + | ||
33 | Каналы и маски. Практическая работа «Учимся работать с каналами и масками». | 0,5 | 0,5 | + | |
Итоговые работы – 1 час | |||||
35 | Выставка творческих работ. | 1 | + |
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графического редактора Gimp;
- назначение объектов интерфейса графического редактора Gimp
- технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графического редактора Gimp;
- работать с отсканированными и полученными цифровым фотоаппаратом изображениями;
- работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, с шрифтами;
- применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.
Заключение
Ожидаемые результаты обучения – по окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических редакторах ТuxРaint, KoluerPaint и Gimp; умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ
Содержание программы дополнительного образования детей «Компьютерная графика и анимация» соответствует научно – технической направленности и способствует развитию мотивации личности ребенка к познанию...
Рабочая программа по элективному курсу "Компьютерная графика"
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л.А. Залоговой, адаптирована для использование ПСПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02: Компьютерная графика
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:151901 «Технология машиностроения»Программа учебной дисципли...
Рабочая программа Черчение с элементами компьютерной графики
Программа представляет собой интегрированный курс учебного предмета "Черчение" (7 класс) и пропедевтического курса "Компьютерная графика"...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ. Компьютерная графика" 6 класс
Для изучения выбран растровый графический редактор Gim...
Рабочая программа кружка по информатике «Компьютерная графика» для 8 класса
Этот факультативный курс адресован прежде всего тем школьникам, которые любят рисовать, хотели бы научиться делать это с помощью компьютера, но не имеют пока необходимых навыков....