Рабочая программа кружка информатики
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Учащиеся, приходя на первую ступень и занимаясь в компьютерном кружке 3 года, смогут освоить работу компьютера и основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 ступени, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние десятилетия наиболее большой темп развития приобрел процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека. На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого из нас всё более зависит от того, насколько мы обладаем способностью своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в учебной деятельности. Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования. Компьютер и компьютерные технологии в наше время так же стали неотъемлемой частью жизни школьника.
Сегодня, согласно учебному плану общеобразовательного учреждения, курс информатики и информационно-коммуникационных технологий начинается в 7 классе.
Развитие детей 5-9 класса с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этом возрасте дети испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Занятия кружка, их непохожесть на другие занятия несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
В настоящее время школа стоит на границе перехода на свободное программное обеспечение (СПО), согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 18.10.2007 №1447-р, с 1 января 2011 года школы начали переход на использование СПО. По словам Президента России Дмитрия Медведева разработка и использование пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Для адаптации школьников к СПО наиболее выгоден вариант перехода в рамках дополнительного образования детей до начала курса информатики, и к 7 классу будут подготовлены к работе в среде свободного программного обеспечения, что неминуемо приведет к хорошему усвоению учебного материала.
Целью изучения курса является выработка устойчивых знаний, умений и навыков обучающихся при работе на компьютере, использовании основных компьютерных прикладных программ, включая свободное программное обеспечение (СПО).
Задачи курса:
- Формирование компьютерной грамотности обучающихся на основании использования СПО.
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Все уровни включают:
- изучение техники безопасности работы на компьютере и в компьютерном классе;
- работу со сменными носителями информации и периферийными устройствами .
1 уровень
Цель курса первого уровня: изучение основ компьютерной грамотности и систематизация знаний учащегося.
Примерное содержание предмета:
- понятие и назначение информационных технологий;
- основные устройства ПК;
- основы работы в OpenOffice.org и в графических редакторах;
- систематизация, хранение и поиск информации;
- знакомство с сетью Интернет, электронная почта;
- тренировка набора текста в специальных программах.
2 уровень
Цель курса второго уровня: научиться выполнять проекты с использованием нескольких программ-приложений для AltLinux.
Примерное содержание предмета:
- назначение основных устройств ПК, установка ПО, устранение простейших неисправностей;
- навыки работы в программах: OpenOffice.org, Gimp и др.;
- тренировка набора текста в специальных программах;
- работа в локальных и глобальных сетях Интернет;
- создание компьютерных презентаций;
- Работа в электронных таблицах;
- сбор и обработка информации для создания web-страницы.
3 уровень
Цель курса третьего уровня: формирование алгоритмического образа мышления.
Примерное содержание предмета:
правила записи программ;
команды ввода, вывода, присваивания;
типы данных;
виды алгоритмов;
использование среды программирования для решения прикладных задач.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Учащиеся, приходя на первую ступень и занимаясь в компьютерном кружке 3 года, смогут освоить работу компьютера и основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 ступени, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах.
Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы индивидуально и в микрогруппах на протяжении нескольких занятий
- РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – наиболее подготовленный ученик контролирует работу всей группы кружка.
Программа рассчитана на 102 часа и строится по трехуровневой системе обучения, то есть рассчитана на три года.
В зависимости от уровня подготовки ученик может обучаться сразу по программе второго или третьего уровня, без обучения на предыдущих. Уровень определяется по итогам предварительного тестирования.
Занятия проходят с сентября по май 1 раз в неделю по 1 уроку.
Ожидаемый результат изучения курса:
В результате обучения в кружке «В мире информатики» обучающийся должен
Знать/понимать
- Устройство компьютера;
- Программный принцип управления компьютером;
- Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь
Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; выполнять и строить простые алгоритмы;
Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты в соответствующих форматах, пользоваться меню и окнами;
Создавать информационные объекты:
-текстовые документы с использованием различных видов форматирования, графики, таблиц, нумерованных и маркированных списков;
- различные формы представления информации в виде мультимедийных презентаций;
- документы, содержащие математические и экономические расчеты;
- графические изображения в различных форматах;
Искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (словари, справочники, библиотечные каталоги);
Пользоваться компьютером и другими периферийными устройствами с учетом требований безопасности и охраны труда;
Создавать небольшие программы с использованием алгоритмов в среде программирования.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов: | |
теория | практика | ||
Введение (1 час.) | |||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера (5 час.) | |||
2. | Понятие и назначение информационных технологий. | 1 | |
3. | Основные устройства ПК. | 1 | |
4. | Пакет свободного программного обеспечения (ПСПО). | 1 | |
5. | Основы работы в операционной системе «Линукс». Рабочий стол. Меню «KDE». Меню «Система». | 0,5 | 0,5 |
6. | Создание каталогов и файлов. | 1 | |
Графический редактор «Gimp» (6 час.) | |||
7. | Графический редактор «Gimp». Первое знакомство. Вызов программы. | 1 | |
8. | Инструментарий программы «Gimp». Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. | 0,5 | 0,5 |
9. | Функция заливки в графическом редакторе. | 0,5 | 0,5 |
10. | Раскрашивание готовых рисунков. | 1 | |
11. | Декоративное рисование (линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет). | 0,5 | 0,5 |
12. | Зачетная работа. | 1 | |
Основы работы в OpenOffice.org (15 час.) | |||
13. | Текстовый процессор Writer. Первое знакомство. Вызов программы. | 1 | |
14. | Клавиатура. Основные клавиши. Клавиатурный тренажер. | 0,5 | 0,5 |
15. | Набор текста. | 0,5 | 0,5 |
16. | Редактирование текста. | 0,5 | 0,5 |
17. | Форматирование текста. | 0,5 | 0,5 |
18. | Вставка рисунка. | 0,5 | 0,5 |
19. | Вставка автофигуры. | 0,5 | 0,5 |
20. | Мини-проект «Поздравительная открытка». Вывод на печать. | 1 | |
21. | Редактор мультимедийных презентаций Impress. Первое знакомство. Вызов программы. | 1 | |
22. | Работа со слайдами. | 1 | |
23. | Вставка рисунка. | 1 | |
24. | Оформление слайда. | 1 | |
25. | Настройка анимации. | 1 | |
26. | Настройка смены слайдов. Демонстрация презентации. | 1 | |
27. | Мини-проект «Устройство компьютера». | 1 | |
Информация. Правила работы с информацией (2 час.) | |||
28. | Систематизация, хранение и поиск информации. | 1 | |
29. | Основные носители информации. Правила работы с ними. | 1 | |
Работа в сети Интернет (5 час.) | |||
30. | Знакомство с сетью Интернет. Структура. | 1 | |
31. | Правила безопасной работы в сети Интернет. | 1 | |
32. | Поисковые системы. Правила поиска информации. | 0,5 | 0,5 |
33. | Поиск информации. | 1 | |
34. | Электронная почта. Создание электронного ящика. Создание электронного письма. Итоговый проект «Моя будущая профессия». | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 часа |
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
Введение (1 час.) | |||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера (7 час.) | |||
2. | Характеристики и назначение основных устройств ПК. | 1 | |
3. | Лицензионное программное обеспечение. Авторское право. Ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения. | 1 | |
4. | Установка программного обеспечения на компьютер | 0,5 | 0,5 |
5. | Устранение простейших неисправностей в аппаратной части компьютера. | 0,5 | 1,5 |
6. | Настройка программного обеспечения. | 2 | |
Пакет «OpenOffice.Org». Графический редактор «Gimp» (20 час.) | |||
7. | Тренировка набора текста на клавиатурном тренажере. | 2 | |
8. | Редактор мультимедийных презентаций Impress. Создание компьютерных презентаций. | 1 | 1 |
9. | Сохранение фотографий, отснятых на цифровом фотоаппарате, на компьютере. | 1 | |
10. | Вставка различных графических объектов в презентацию. | 1 | 1 |
11. | Обработка графических файлов в графическом редакторе «Gimp» для использования в презентации. | 1 | 1 |
12. | Вставка звука в презентацию. | 0,5 | 1,5 |
13. | Вставка видео в презентацию. | 0,5 | 0,5 |
14. | Основные правила демонстрации презентаций. | 1 | |
15. | Мини-проект «Любимый урок». | 1 | |
16. | Электронные таблицы Calc. Основные элементы интерфейса программы. | 1 | |
17. | Работа с ячейками: ввод данных, редактирование, форматирование. | 1 | |
18. | Создание таблиц. | 0,5 | 0,5 |
19. | Работа с формулами. | 0,5 | 0,5 |
20. | Проведение математических и экономических расчетов. | 0,5 | 0,5 |
21. | Создание шаблона для расчета затрат при выполнении проектов на уроках технологии. Сохранение на компьютере. Вывод на печать. | 0,5 | 0,5 |
Работа в сети Интернет (5 час.) | |||
22. | Устройство локальных и глобальных сетей. | 1 | |
23. | Поиск информации в сети Интернет. Безопасность работы в Интернете. | 1 | |
24. | Сервисы сети Интернет по обмену информацией. | 0,5 | 0,5 |
25. | Основы сайтостроения. | 1 | |
26. | Сбор и обработка информации для создания web-страницы. | 1 | |
Итоговая работа (1 час.) | |||
27. | Проект «Создание сайта кружка на бесплатном хостинге и использованием конструктора сайтов». | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 часа |
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
Введение (1 час.) | |||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 | |
Основы алгоритмов (14 час.) | |||
2. | Введение в алгоритмику | 1 | |
3. | Виды алгоритмов | 1 | |
4. | Графическое отображение алгоритмов | 1 | 1 |
5. | Линейный алгоритм | 1 | 1 |
6. | Алгоритм ветвления | 1 | 1 |
7. | Циклический алгоритм | 1 | 1 |
8. | Графический построитель «Стрелочка» | 1 | 1 |
9. | Решение задач в графическом построителе «Стрелочка» | 1 | 1 |
Основы программирования (17 час.) | |||
10. | Введение в программирование | 1 | |
11. | Среда программирования | 1 | |
12. | Типы данных | 1 | |
13. | Правила записи программ | 1 | 1 |
14. | Команды ввода, вывода, присваивания | 1 | 1 |
15. | Запись программ в текстовых редакторах | 1 | 1 |
16. | Использование среды программирования для решения прикладных задач | 1 | |
17. | Среда программирования «Паскаль» | 1 | 1 |
18. | Сохранение программ на компьютере. | 1 | |
19. | Решение прикладных задач в Паскале (линейный алгоритм, ветвление, цикл) | 2 | |
20. | Основы программирования в среде «Visual Basic» | 1 | 1 |
Итоговая работа (2 час.) | |||
21. | Создание программы «Калькулятор» в среде «Visual Basic» | 1 | 1 |
Итого: | 34 часа |
1 год обучения
- Введение (1 час.)
- Аппаратное и программное обеспечение компьютера (5 час.)
Теоретические вопросы:
Понятие и назначение информационных технологий. Основные устройства ПК. Пакет свободного программного обеспечения (ПСПО). Основы работы в операционной системе «Линукс». Рабочий стол. Меню «KDE». Меню «Система».
Практические работы:
Включение и выключение компьютера. Работа с меню «KDE» и «Система». Запуск программ. Работа с окнами программ (закрытие, сворачивание, развертывание). Создание каталогов и файлов.
- Графический редактор «Gimp» (6 час.)
Теоретические вопросы:
Графический редактор «Gimp». Вызов программы. Инструментарий программы «Gimp». Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Функция заливки в графическом редакторе. Декоративное рисование (линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет).
Практические работы:
Запуск программы. Использование основных элементов программы. Работа с файлами «Раскраски». Использование инструмента «Заливка». Рисование несложных рисунков, содержащих линии, фигуры с использованием палитры и заливки. Сохранение файлов на компьютере. Зачетная работа.
- Основы работы в OpenOffice.org (15 час.)
Теоретические вопросы:
Текстовый процессор Writer. Первое знакомство. Вызов программы. Клавиатура. Основные клавиши. Клавиатурный тренажер. Правила набора текста. Редактирование и форматирование текста. Вставка рисунков и автофигур в документ.
Редактор мультимедийных презентаций Impress. Первое знакомство. Вызов программы. Работа со слайдами. Вставка рисунка. Оформление слайда. Настройка анимации. Настройка смены слайдов. Демонстрация презентации.
Практические работы:
Работа на клавиатурном тренажере. Создание текстовых документов. Вставка в документы рисунков и автофигур. Мини-проект «Поздравительная открытка». Вывод на печать.
Создание мультимедийной презентации. Вставка рисунков и автофигур. Настройка анимации и смены слайдов. Демонстрация презентации на мультимедийном оборудовании. Мини-проект «Устройство компьютера»
- Информация. Правила работы с информацией (2 час.)
Теоретические вопросы:
Систематизация, хранение и поиск информации. Основные носители информации. Правила работы с ними.
Практические работы:
Создание рабочего каталога. Копирование файлов на сменные носители. Запись информации на оптический диск.
- Работа в сети Интернет (5 час.)
Теоретические вопросы:
Знакомство с сетью Интернет. Структура. Правила безопасной работы в сети Интернет. Поисковые системы. Правила поиска информации. Электронная почта.
Практические работы:
Поиск информации. Создание электронного почтового ящика. Создание электронного письма. Создание проекта в среде OpenOffice.Org «Моя будущая профессия».
2 год обучения
- Введение (1 час.)
- Аппаратное и программное обеспечение компьютера (7 час.)
Теоретические вопросы:
Характеристики и назначение основных устройств ПК. Лицензионное программное обеспечение. Авторское право. Ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения. Установка программного обеспечения на компьютер. Устранение простейших неисправностей в аппаратной части компьютера. Настройка программного обеспечения.
Практические работы:
Установка пакетов с программным обеспечением. Настройка программ.
- Пакет «OpenOffice.Org». Графический редактор «Gimp» (20 час.)
Теоретические вопросы:
Редактор мультимедийных презентаций Impress. Создание компьютерных презентаций. Сохранение фотографий, отснятых на цифровом фотоаппарате, на компьютере. Обработка графических файлов в графическом редакторе «Gimp» для использования в презентации. Вставка различных графических объектов в презентацию. Вставка звука в презентацию. Вставка видео в презентацию. Основные правила демонстрации презентаций.
Электронные таблицы Calc. Основные элементы интерфейса программы Работа с ячейками: ввод данных, редактирование, форматирование. Создание таблиц. Работа с формулами. Сохранение на компьютере. Вывод на печать.
Практические работы:
Тренировка набора текста на клавиатурном тренажере. Копирование графических файлов с цифрового фотоаппарата. Обработка в программе «Gimp». Вставка в презентацию и настройка мультимедийных объектов. Демонстрация презентаций. Мини-проект «Любимый урок».
Работа с ячейками: ввод данных, редактирование, форматирование, вставка формул, копирование формул, автозаполнение. Проведение математических и экономических расчетов. Создание шаблона для расчета затрат при выполнении проектов на уроках технологии.
- Работа в сети Интернет (5 час.)
Теоретические вопросы:
Устройство локальных и глобальных сетей. Поиск информации в сети Интернет. Безопасность работы в Интернете. Сервисы сети Интернет по обмену информацией. Основы сайтостроения.
Практические работы:
Настройка локальных сетей. Настройка доступа к сети Интернет. Создание учетных записей и общение на форумах, ICQ, чатах. Сбор и обработка информации для создания web-страницы;
- Итоговая работа (1 час.)
Теоретические вопросы:
Основные компоненты проектирования сайта.
Практические работы:
Создание сайта на хостинге Ucoz.ru с использованием конструктора сайтов о деятельности кружка.
3 год обучения
- Введение (1 час.)
- Основы алгоритмов (14 час.)
Теоретические вопросы:
Виды алгоритмов. Графическое отображение алгоритмов. Линейный алгоритм. Алгоритм ветвления. Циклический алгоритм. Графический построитель «Стрелочка».
Практические работы:
Решение задач на создание различных алгоритмов. Решение задач с использованием графического построителя «Стрелочка».
- Основы программирования (17 час.)
Теоретические вопросы:
Введение в программирование. Среда программирования. Типы данных. Правила записи программ. Команды ввода, вывода, присваивания. Запись программ в текстовых редакторах. Использование среды программирования для решения прикладных задач. Среда программирования «Паскаль». Сохранение программ на компьютере. Основы программирования в среде «Visual Basic».
Практические работы:
Создание программ в среде программирования «Паскаль» для решения прикладных программ.
- Итоговая работа (2 час.)
Практическая работа:
Создание программы «Калькулятор»
- Обеспечение программы
Аппаратное обеспечение:
- Компьютерный класс (автоматизированные рабочие места обучающихся);
- Экран;
- Акустические системы;
- Сканер;
- Принтер;
Программное обеспечение:
Пакет свободного программного обеспечения
- Операционная система «Линукс - Терминал» (платформа 5)
- Графический редактор «Gimp»
- Пакет «OpenOffrce.org»;
- Среда программирования «FreePaskal»;
- Графический исполнитель;
- Интегрированные в ОС «Линукс – Терминал» прикладные программы
- Литература
- Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев – 2-е издание – М.: Издательство «Экзамен», 2007
- Владимир Волков, Андрей Черепанов, группа документаторов ООО «Альт Линукс» Комплект дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Руководство пользователя. – М: Альт Линукс 2009 г.
- Иван Хахаев. Первые шаги в GIMP. – М: Альт Линукс 2009 г.
- Иван Хахаев, Вадим Машков и др. OpenOffice.Org Теория и практика. – М: Альт Линукс 2009 г.
- Е. Н. Беккерман. Работа с электронной почтой с использованием Claws Mail и Mozilla Thunderbird (ПО для управления электронной почтой). Учебное пособие – М: Альт Линукс 2009 г.
- Ю. П. Немчанинова. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию KTurtle). Учебное пособие. – М: Альт Линукс 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
Рабочая программа кружка по информатике для 5-6 классов
Рабочая программа дополнительного образования по информатике Мой друг - компьютер....
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...
Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"
Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной....
Рабочая программа кружка "Юный информатик".
Рабочая программакружка «Юный информатик»....
Рабочая программа кружка по информатике "Программирование на языке Pascal"
Концентрированное изучение курса позволит учащимя позволит учащимся более полно выявить свои способности и подготовиться к олимпиадам разного уровня....
Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик"
Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик" 17 часов, по 0,5 ч.в неделю...