Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика", 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС на 2020-2021 учебный год Занимательная информатика, 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_informatika_7_klass.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ФГОС
на 2020-2021 учебный год
по информатике
/предмет/
«Занимательная информатика»
/наименование/
7 .
/класс/
Общее количество часов: | 34 |
/ в течение учебного года / | |
Количество часов в неделю: | 1 |
Учитель: | |
/ Ф.И.О. полностью / | |
Квалификационная категория: | |
г. Новокузнецк
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами освоения учебной программы являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции).
Предметными результатами освоения учебной программы являются:
- наличие основ информационной и алгоритмической культуры;
- наличие представления о понятиях «алгоритм», «модель»;
- сформированность основ алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Предназначен для 7-х классов и нацелен на:
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
- воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- формирование метапредметных образовательных результатов, в том числе умения работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационнологического характера;
- создать условия для овладения основными универсальны ми умениями информационного характера;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Содержание курса занятий кружка «Занимательная информатика»:
- Решение логических задач в графическом редакторе.
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение миниисследований в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе сложного графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графических примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания сложного графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических объектов.
Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; создание графических изображений в графическом редакторе.
- Табличный способ решения логических задач.
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимнооднозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выделение классов объектов, объектов и их свойств; установление отношений между объектами; выбор структуры таблицы (таблиц); установление взаимнооднозначных соответствий между объектами; интерпретация результатов, зафиксированных в таблицах.
Практическая деятельность: создание таблиц на бумаге; создание таблиц в текстовом процессоре и в редакторе презентаций; настройка анимации в презентации.
- Решение алгоритмических этюдов.
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке, анимированное решение в редакторе презентаций и др. Алгоритм как план действий.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; составление последовательности действий для решения задачи.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений - анимаций в редакторе презентаций; работа в виртуальных лабораториях.
- Параллельные алгоритмы.
Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас. Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.
Аналитическая деятельность: поиск примеров последовательных и параллельных алгоритмов в окружающем мире; выявление общего и отличия в последовательных и параллельных алгоритмах; разработка параллельных алгоритмов для решения задач.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в текстовом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций (возможна работа по созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch).
- Выявление закономерностей.
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; формулирование и проверка гипотез.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лаборатории.
- Решение логических задач путём рассуждений.
Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; рассуждения по индукции; дедуктивные рассуждения; поста новка вопросов.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в редакторе презентаций.
- Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой.
Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выяснение соотношений между множествами; рассмотрение вариантов и определение количества вариантов решения задачи.
Практическая деятельность: изображение кругов Эйлера, построение дерева вариантов на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
- Разработка выигрышных стратегий.
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выработка стратегии игры.
Практическая деятельность: построение дерева игры на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций; оформление таблицы с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. |
Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе (5 часов) | |||
1 | ТБ при работе на компьютере. Графический редактор Paint. Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель). Решение головоломок в графическом редакторе Paint | ||
2 | Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов | ||
3 | Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой | ||
4 | Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование. Работа над орнаментами | ||
5 | Планирование последовательности действий. Проведение миниисследований в графическом редакторе Paint | ||
Раздел 2. Табличный способ решения логических задач (4 часа) | |||
6 | Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимнооднозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО) | ||
7 | Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО | ||
8 | Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО | ||
9 | Оформление решений в редакторе презентаций | ||
Раздел 3. Решение алгоритмических этюдов (6 часов) | |||
10 | Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях. | ||
11 | Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях. | ||
12 | Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | ||
13 | Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | ||
14 | Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. | ||
15 | Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций | ||
Раздел 4. Параллельные алгоритмы (3 часа) | |||
16 | Совместная работа и параллельные алгоритмы. | ||
17 | Параллельные алгоритмы вокруг нас. | ||
18 | Директор Строительства. Конвейерная обработка данных | ||
Раздел 5. Выявление закономерностей (3 часа) | |||
19 | Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. | ||
20 | Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. | ||
21 | Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории | ||
Раздел 6. Решение логических задач путём рассуждений (3 часа) | |||
22 | Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. | ||
23 | Принцип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). | ||
24 | Элементарные вопросы, или Метод половинного деления | ||
Раздел 7. Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой (3 часа) | |||
25 | Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. | ||
26 | Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. | ||
27 | Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint | ||
Раздел 8. Разработка выигрышных стратегий (3 часа) | |||
28 | Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. | ||
29 | Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. | ||
30 | Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии | ||
Раздел 9. Итоговый проект (2 часа) | |||
31 | Подготовка итогового проекта. Обобщение. | ||
32 | Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ | ||
Раздел 10. Резерв учебного времени (2 часа) | |||
33 | Резерв | ||
34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная записка...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 7 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 5 класса...