Статья "Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике"
статья по информатике и икт
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы.
В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы.
В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.
Задания на функциональную грамотность нельзя решить по известному алгоритму или шаблону, здесь нужно применить все свои способности, полученные знания для их решения, они предполагают повысить у обучающихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.
Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках информатики необходимо применять активный подход к обучению, основанный на реальных ситуациях. Активные форматы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся активно думать и практиковать по мере освоения материала. приобретение знаний учащимися и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:
- Метод проблемного обучения (Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.)
- Прием «Корзина идей» (Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.)
- Прием «Найди ошибку» (Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.)
- Исследовательский метод (Направлен на решение практических задач, результат выполнения - конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту)
- Метод проекта (В основном, при использовании на уроках информатики методов проекта, лежит формирование познавательных навыков у школьников, умение самостоятельно выстраивать цепочку действий, ориентироваться в информационном пространстве используя облачные технологии, развивая при этом критическое мышление.)
- Кейс-метод или метод конкретных ситуаций (Метод активного проблемного, эвристического обучения. Способ обучения, основанный на анализе реальных, «взятых из жизни» ситуаций).
В рамках изучения предмета «Информатика» для формирования функциональной грамотности: читательской и математической, определим особенности заданий. Задание – это задача, поставленная вне предметной области и решаемая при помощи предметных знаний. В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная обучающемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы изложены простым, ясным языком и немногословны, требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области. Используются иллюстрации – рисунки, таблицы.
Рекомендации:
1. В целях эффективного развития навыков функциональной грамотности рекомендуется более активно использовать в учебном процессе контекстные задания, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.
2. В процессе обучения необходимо создавать учебную ситуацию, предлагать различные виды учебных заданий («от задания к методу») наряду с учебными заданиями по принципу «от метода к заданию». Для развития всех компонентов функциональной грамотности «хорошими» задачами являются: учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.
Из опыта работы: при формировании функциональной грамотности на разных этапах урока я использую кейс метод. Каждый кейс можно наполнять заданиями и вопросами в зависимости от цели и задачи урока. Учитывать уровень подготовки учащихся.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп, обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.
Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы:
Вид кейса | Содержание кейса | Цель создания кейса | Основная обучающая, образовательная задача кейса |
Практический кейс | Жизненные ситуации | Познание, понимание жизни | Тренинг поведения |
Обучающий кейс | Учебные (условные) ситуации | Понимание типичных характеристик ситуации | Анализ, осмысливание |
Научно-исследовательский кейс | Исследовательские ситуации | Создание моделей ситуаций | Исследование, проектирование |
Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.
Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- быть ориентированным на коллективную выработку решений;
- иметь несколько решений для организации дискуссии.
Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:
1. Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.
2. Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.
3. Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
4. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
5. Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
Пример кейса: «Устройства компьютера»
Тема: «Компьютер», 7 класс. «Моделирование и формализация» - 9класс. «Моделирование» - 11 класс.
Виды функциональной грамотности: математическая, финансовая
Ситуация: Петр собирается приобрести игровой ноутбук. У него есть накопления в размере 50 тыс. рублей. В интернет-магазине он выбрал некоторые модели, которые представлены в таблице.
Произво-дительность | Размер экрана | Линейка процессора | Тактовая частота процессора | Объем оперативной памяти | Тип видеокарты | Цена |
Acer | 15.6 | “Intel Pentium Silver | 1.10 ГГц | 8..16 ГБ | встроенная | 48 068 руб. |
Apple | 14 | “Intel Core i5 /Intel Core i7 | 2.60 ГГц до 5.00 ГГц | 8..32 ГБ | дискретная | 47 900 руб. |
ASUS | 17.3 | “Intel Core i5 /Intel Core i7 | 2.60 ГГц до 5.00 ГГц | 8..16 ГБ | дискретная | 38 900 руб. |
HP | 15.6 | “Intel Core i5 /Intel Core i7 | 2.60 ГГц до 5.00 ГГц | 8..16 ГБ | встроенная | 41 950 руб. |
Lenovo | 17.3 | “Intel Core i7 /Intel Core i9 | 3.70 ГГц до 5.30 ГГц | 8..32 ГБ | дискретная | 57 850 руб. |
Microsoft | 15.6 | “Intel Celeron | 1.33 ГГц | 8..16 ГБ | встроенная | 35 099 руб. |
Xiaomi | 15.6 | “Intel Core u5 /Intel Core i7 | 2.60 ГГц до 5.00 ГГц | 8..32 ГБ | дискретная | 48 860 руб. |
Вопрос №1. Петр собирается приобрести игровой ноутбук, с определенными характеристиками. У игрового ноутбука обычно большой экран (15-17 дюймов), активная система охлаждения, много оперативной памяти (больше 16 ГБ), мощный процессор (тактовая частота не менее 3.7 ГГц) и дискретная видеокарта. Ноутбуки каких производителей подходят по перечисленным критериям?
Вопрос №2. Укажите стоимость ноутбука, который может купить Петр.
Вопрос №3. Вопрос может быть связан с кредитом. Если Петр возьмет кредит под определенный процент, то сколько он переплатит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизн...