Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики
статья по информатике и икт

Шенкнехт Тамара Александровна

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Функция ситуационных задач –развитие функциональной грамотности, всех ее компонентов. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Компоненты функциональной грамотности-это не константа - постоянно происходит развитие ФГ.

В настоящее время ФГ включает читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, компетентность в области решения проблем, глобальные компетенции, креативное мышление.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение задач:

  • На уроках информатики процесс обучения включает в себя выполнение практических работ (проектов).
  • Выявление творческих способностей, которые опираясь на IT – технологии показывали обучающимся их социальную значимость в обществе.
  • Развитие коммуникативных качеств. Рассмотрим возможности использования цифровой образовательной платформы ЯУ в вопросе формирования ФГ.

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики осуществляется через развивающее обучение по следующим направлениям:

1. Читательская грамотность является основой, базой для развития функциональной грамотности, являясь её базовым компонентом.

Формирование читательской грамотности опирается на формирование читательского умения:

- находить и извлекать информацию;

- интегрировать и интерпретировать информацию;

- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

- использовать информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

На уроках информатики мы используем ЯндексУчебник.

Выделим типы заданий Яндекс. Учебника:

  • Задания на умения выявлять, какой именно информации не хватает.
  • Задания, в которых источником информации является рисунок.
  • задания на умения определять источники информации.
  • осуществлять поиск необходимой информации.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Рассмотрим пример-подборку в разделе «Информация и информационные процессы» карточку «Решение выбора кафе». Дана ситуационная задача.

Задания в ЯндексУчебнике комплексные или структурированные, объединённые общей темой или проблемой. Каждое из заданий включает в себя тексты, в которых представлена некоторая ситуация, от1до6 вопросов различной трудности. Задания не типичные, а близкие к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений. Форматы заданий в Яндекс. Учебнике позволяют решать эти вопросы системно на каждом предмете.

Посмотрим карточку из раздела «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», Василий покупает ноутбук. Задание: «Давайте поможем Васе разобраться и решить проблему». Для этого нам нужно понять, что такое операционная система.

Работаем с тестом учебника на поиск информации, тем самым формируя ЧГ.

Задания на формирование читательской грамотности помогает детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее. Материал разработан в соответствии с читательскими умениями. В каждом задании есть методические комментарии.

На протяжении всего курса информатики основной и старшей школы присутствуют задания на поиск информации в сети Интернет и ее обработку.

        2. Второе направление - естественнонаучная грамотность. Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Естественнонаучная грамотность: это окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий. При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны) и глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Рассмотрим задание «Построение маршрута»

Для успешного выполнения данного задания необходимо знать, что такое масштаб, умение работать с картой, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.

Систематическое использование на уроках информатики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. МГ формируется в разделе «Математические основы информатики», «Алгоритмизация», «Моделирование». В 7 классе по теме «Единицы измерения информации» формируется математическая Г. (слайды)

  1. Финансовая грамотность понимается нами как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Эти решения касаются и сегодняшнего опыта учащихся, и их ближайшего будущего (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).

Финансовая грамотность в школьном курсе информатики формируются на протяжение всего обучения. Это моделирование жизненных ситуаций, связанных с управлением личными финансами, и постановкой вопросов, которые требуют от людей решения в этих ситуациях. От обучающихся при выработке таких решений требуется применить знания, полученные на уроке информатики.

Для решения ряда задач требуется умение строить графики, наглядно демонстрирующие рассматриваемую ситуацию, выявленные зависимости и тенденции, навыки программирования. Разработка программ, в частности, необходима для решения задач потребительского выбора, определения стоимости рассматриваемых вариантов при различных входных показателях, обработки больших массивов данных для выявления значений, соответствующих заданным параметрам и ограничениям. Для решения некоторых задач понадобится также умение использовать готовые прикладные компьютерные программы.

Достаточно широко формируется финансовая грамотность при изучении темы «Электронные таблицы», где обучающиеся должны научиться строить таблицы и решать задачи с экономическим содержанием используя встроенные функции Excel. При использовании ЭТ школьники должны увидеть, что можно произвести большие математические расчеты при этом затратить меньше времени чем, если бы они все это делали вручную.

В ОГЭ по информатике задание № 14 содержит таблицу до 1000 строк. Решение задач данного типа формируют у учащихся экономическое мышление, формируется ФГ.

5. Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя разными способами: в виде новой идеи, привносящей вклад в научное знание; в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы; в виде развития научной идеи; в виде изобретения, имеющего прикладную ценность; в виде планирования новых областей применения научной / инженерной деятельности. Несмотря на значительное пересечение с естественнонаучными умениями и навыками, креативное мышление в области точных наук больше сфокусировано на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже известных знаний; на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при условии, что ответы имеют смысл и ценность); на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и потому требующих серии приближений, и уточнений; на способах и процессе получения решения, а не на ответе. В заданиях используются различные модели.

Рассмотрим пример работа над проектом: «Поездка по России» в 8-м классе

В работе над этим проектом формируются математическая грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность.

Цель: составить расчёты затрат на поездку.

Проектный подход —это метод обучения, в центре которого находится проект. Проекты, как правило, основываются на глубоком изучении определённой темы, выполняются группой учеников, которые исследуют проблему и ищут ответы на вопросы, которые они поставили вместе со своим учителем. Учителя используют проектный подход для того, чтобы ученики:

  • воспользовались на практике своими знаниями и навыками.
  • активно занимались планированием, созданием, проверкой и обсуждением своей работы.
  • на практике использовали навыки критического мышления: объясняли, предсказывали, проверяли, задавали вопросы.

В Excel можно посчитать расходы на билеты, проживание, питание, отдых, спорт, экскурсии, развлечения, сувениры для родственников и друзей. Ребятам предстоит выступить со своей презентацией и высказать своё мнение о презентациях других групп.

Метод проектов является эффективным и инновационным, он позволяет значительно повысить знания учащихся по математической и функциональной грамотностям, мотивировать, сформировать креативный подход в интеллектуальном развитии компетенций учащихся.

Также ребята выполняют проекты по созданию мудборта. Формируются глобальные компетенции и креативное мышление.

Проектирование девайса (выдвигается гипотеза, проблема, целевая аудитория. Зачем человек внедрил компьютерные технологии)

Таким образом, использование развивающего обучения на уроках информатики создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьника.  

Ежегодно принимает участие Урок Цифры –профориентация школьников в сфере ИТ в условиях развития цифровой экономики, через данные уроки формируется компоненты ФГ.

Цифровые образовательные ресурсы, используемые при решении задач, размещены на интернет-сайте «Финансовая грамотность в информатике» по адресу: http://edu.pacc.ru/finformatika. )  Здесь можно найти большое количество заданий, с помощью которых можно формировать финансовую грамотность по информатике в соответствии с методологическими контекстами международного исследования PISA.

С банком  заданий по Фг можно ознакомиться на сайте Мобильное Электронное Образование (https://edu.mob-edu.ru)

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускникoв!

Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...