О подготовке к КЕГЭ по информатике
статья по информатике и икт (11 класс)

Статья посвящена описанию опыта и методики подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, даны рекомендации по переходу к подготовке к сдаче экзамена с использованием компьютера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О подготовке к КЕГЭ по информатике

Любая учебная программа по Информатике включает три основных модуля, три кита, на которых покоится и вся система подготовки к итоговой аттестации по этому предмету. Математические основы информатики, алгоритмика и программирование, информационные технологии – вот основа курса информатики, изучаемого в школе.

Сегодня формой аттестации выпускника является единый государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится  с 2008 года. Его назначение — оценить общеобразовательную подготовку по предмету выпускников 11  классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.

При проведении ЕГЭ по информатике без использования компьютеров основное внимание при составлении контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) уделялось разделам, связанным с теорией именно математических основ предмета и практикой по алгоритмизации и программированию. При составлении заданий на проверку практических навыков школьников на уровне пользовательского курса информатики чаще всего приходилось прибегать к тестовым  формулировкам.

Этими особенностями КИМ определялась и методика подготовки к экзамену. Из опыта подготовки с 2008 года сформировалась определенная технология, которая основывается на двух формах – урочной и внеурочной деятельности.

Подготовка к экзамену на уроках информатики начинается с 10 класса путем включения в материал каждого урока в ходе изучения текущей темы заданий из КИМ ЕГЭ, а на внеурочные занятия выносится подготовка к решению заданий повышенной сложности и заданий олимпиадного уровня.

Необходимость выделения времени на повторение тем и типы заданий, вошедших в ЕГЭ в  соответствии с кодификаторм и спецификацией экзамена, ежегодно публикуемых на сайте ФИПИ, на уроках необходимо учитывать при составлении рабочих программ и поурочно-тематического планирования на очередной учебный год.

Такой систематический подход к подготовке школьников позволил в период в 2008 по 2019 годы готовить детей к выпускному экзамену без задействования дополнительных занятий в кружках и с репетиторами, на курсах подготовки к ЕГЭ.

При подготовке заданий учитывается разный уровень знаний учащихся в начале занятий в 10 классе. Поскольку условием успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика, хорошее обучение на базовом уровне не позволит школьникам претендовать на высокие результаты. Для получения высоких результатов, которые могут дать возможность будущему выпускнику стать конкурентно-способным по поступлении в ВУЗ, требуются знания на более высоком уровне. Для таких учащихся организуются дополнительные занятия в системе дополнительного образования для формирования устойчивых навыков и совершенствования техники программирования.

Итогом  разработанной методики подготовки к ЕГЭ в школе с углубленным изучением предмета с 2008 года стали следующие результаты:

  • 90 процентов учащихся группы выбирают предмет для сдачи ЕГЭ по информатике;
  • с 2008 года 13 учеников получили 100 баллов, один 99,
  • средний балл у сдававших предмет за последние 3 года составил 86.7 балла.

Анализ результатов показывает, что для сдачи ЕГЭ в варианте без использования компьютера уровня школьной подготовки для получения высокобального результата было вполне достаточно. Более того, для получения оценки от 90 до 100 баллов не требовалось знания дополнительных алгоритмов, навыков быстрого программирования, уверенного владения информационными технологиями. Достаточно было систематических занятий со школьным учителем и осознанной самостоятельной отработки получаемых заданий.

В начале учебного года учеников выпускного класса можно было условно разделить на следующие группы:

  • хорошо подготовленные в области практического программирования дети, дополнительно занимающиеся олимпиадным программированием;
  • мотивированные на высокий результат экзамена школьники, обладающие уверенными знаниями учебной программы по информатике;
  • мотивированные на высокий результат экзамена учащиеся, не обладающие знаниями учебной программы по информатике, которые выбрали будущий образовательный маршрут, связанный с информационными технологиями и предмет для сдачи только в начале 11 класса;
  • обучающиеся, не обладающие знаниями учебной программы по информатике, которые выбрали предмет для сдачи только в начале 11 класса в качестве дополнительного, на случай получения неудовлетворительного результата по основному для поступления предмету.

При такой условной градации участников подготовки к экзамену наилучшие результаты в большинстве ежегодно демонстрировали ученики второй и третьей групп, а не так называемые «олимпиадники», как можно было ожидать.

Объясняется это прежде всего мотивацией к подготовке к экзамену, которая требует от детей достаточных затрат времени и сил, а дети из первой категории чаще всего имеют дипломы олимпиад различных уровней, что облегчает процесс выбора ВУЗа.

В случае ориентации при подготовке на вторую и третью группы основной акцент делается именно на отработку в ходе занятий практических навыков программирования, получение углубленных знаний по теории основных направлений ЕГЭ, которыми охватывались следующие содержательные разделы курса информатики:

  • информация и ее кодирование;
  • моделирование и компьютерный эксперимент;
  • системы счисления;
  • логика и алгоритмы;
  • элементы теории алгоритмов;
  • программирование;
  • обработка числовой информации;
  • технологии поиска и хранения информации.

При анализе результатов ЕГЭ просматривается следующая закономерность: все ученики, занимавшиеся по программе подготовки к ЕГЭ в большинстве выполняют все задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 15 и более баллов на задачах базового уровня сложности. Ситуация повторяется из года в год и не является случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении данного в задании алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставлялась возможность поработать как компьютер в безмашинном варианте экзамена. Здесь понимания и знания теории недостаточно. Важна практика, техника и безошибочность выполнения действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. Поскольку такую практику можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий в планы занятий по подготовке необходимо включать решение достаточного количества разнотипных заданий и контролировать не только результативность их выполнения, но и скорость решения.

Учащиеся первой группы нацелены на быстрый поиск решения, на составление интересного алгоритма решения сложной задачи, выполнение монотонных простых действий для них представляло определенную сложность и требовало предельной концентрации внимания на заданиях базового уровня сложности и, как следствие, обязательной подготовки по отработке решения подобных заданий.

        Подробнее с предлагаемой методикой подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике можно познакомиться в следующих работах автора «Программирование и технологии: конфликт или сотрудничество?» (http://ipo.spb.ru/journal/index.php?article/857/) и «Подготовка к ЕГЭ по информатике» (http://inf.1september.ru/article.php?ID=200800603 ).

        Переход к сдаче ЕГЭ в компьютерной форме привел к необходимости пересмотреть технологию подготовки учащихся. Теперь основной акцент сделан на освоении практических навыков программирования и применения информационных технологий, причем на хорошем предпрофессиональном уровне.

КЕГЭ (компьютерный ЕГЭ), проходит только с использованием компьютера. Всего 27 заданий с одним кратким ответом. 11 заданий базового уровня сложности, 11 заданий повышенного уровня и 5 заданий высокого уровня сложности.

        Решение заданий высокого уровня сложности, в частности, задание 27 на составление программы на языке программирования, требует от учащихся демонстрации устойчивых навыков на уровне подготовки к олимпиадам по информатике и программированию.

        В качестве заданий повышенного уровня сложности кроме заданий, предлагаемых на замечательных сайтах по подготовке к ЕГЭ по информатике таких, как сайт К Ю. Полякова (https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm ), образовательный портал для подготовки к экзаменам СдамГИА (https://inf-ege.sdamgia.ru/ ), можно воспользоваться архивами заданий прошлых лет  олимпиады по информационным технологиям, проводимой СПб НИУ ИТМО (https://olymp.itmo.ru, https://olymp.itmo.ru/p/olymp-it-20-21/1630 ).

В данной ситуации в выигрышном положении оказываются учащиеся, дополнительно занимавшиеся в кружках по программированию в предыдущие годы обучения. Так на ЕГЭ 2021 и 2022 годов 100 баллов получили ученики, являющиеся победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по программированию.

Для таких учащихся проблемными могут оказаться решение заданий, основанных на глубоких теоретических школьных знаниях и владении информационными технологиями. При подготовки к КЕГЭ таких учащихся можно порекомендовать организацию индивидуального маршрута подготовки, включающего составление индивидуальных тематических заданий по всем темам, вошедших в КИМ текущего учебного года, составление кратких конспектов для повторения и нового теоретического материала по этим темам для отработки навыков решения и знакомства с формулировками заданий КЕГЭ, уделяя особое внимание решению практических заданий в электронных таблицах  и текстовых процессорах.

Наиболее удачными для использования при решении заданий компьютерного ЕГЭ (далее КЕГЭ) несомненно являются языки PascalABC и Python. Если в школьной учебной программе предусмотрено изучение конкретного языка программирования, то переход на другой язык в ходе подготовки к экзамену для некоторых учащихся может оказаться проблематичным. Так в первый год сдачи КГЭ все задания на программирование  в процессе подготовки в школе ( и в урочное, и во внеурочное время) разбирались на изучаемом языке PascalABC, то уже в 2021-2022 учебном году была сделана попытка на внеурочных занятиях давать двуязычные разборы заданий для детей, изучавших язык Python самостоятельно.

Опыт оказался положительным и в 2022-2023 учебном году подготовка в КЕГЭ проводится не только с разбором заданий на двух языках, но и с включением в программу внеурочных занятий темы «Знакомство с языком программирования  Python».

Поскольку акцент при подготовке учащихся к КЕГЭ делается на выполнение практических заданий очень важно уделять внимание индивидуально каждому учащемуся, контролировать время и результативность выполнения каждого вида заданий, динамику уровня сложности выполняемых заданий. Таким образом возрастает роль индивидуализации обучения, использование технологии личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению.

На помощь приходят технологии с использованием элементов дистанционного и электронного обучения. Возникает необходимость включать в рабочие программы внеурочной деятельности дистанционные занятия с применением видеоконференций и выполнения заданий на вышеперечисленных сайтах.

Работа на уроках строится в виде тематических практикумов. В начале  урока - краткое повторение теоретических основ темы, разбор примеров решения заданий и работа с раздаточным материалом, включающим все типы заданий ЕГЭ заявленной темы. Чаще всего практикум содержит специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на выполнение определенного задания, либо в письменной форме, либо за компьютером. Затем проводится фронтальная проверка и коррекция знаний. Заканчивается повторение раздела выполнением заданий текущего контроля по данной теме.

Тематические тесты и задания , предлагаемые старшеклассникам в конце изучения каждой темы, непременно должны быть разноуровневыми и учитывать специфику наличия в группах обучающихся детей с разным уровнем подготовки.

По окончании изучения нескольких тем, разбора и отработки навыков решения тематических заданий из КЕГЭ проводится тематический контроль знаний.

Начиная со второго полугодия 11 класса на занятиях проводится решение пробных вариантов КЕГЭ и отработка временного контроля выполнения заданий.

Одна из основных проблем, выявленных при подготовке учащихся к КЕГЭ – неумение учащихся читать и понимать тексты заданий, т.е. проблемы формирования к 11 классу функциональной грамотности, в частности читательской грамотности.

Учитывать, выявлять и решать подобные проблемы подготовки желательно на ранних ступенях обучения.

Главное, что следует помнить учителю в начале планирования своей деятельности по подготовке учащихся к сдаче КЕГЭ по информатике - подготовка к экзамену не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время она должна проходить постоянно, не в виде натаскивания на выполнение заданий демонстрационного варианта текущего учебного года, а в ходе планомерного использования тестов и заданий разных лет в течение нескольких лет школьного обучения, использовать задания ЕГЭ в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся по темам входящим в КИМ на протяжении всего курса информатики.  

И тогда результаты сдачи экзамена будут радовать всех участников образовательного процесса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ ДЛЯ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ

Задачи на тему  "Составление запросов поисковых систем  с использованием логических выражений"  включены в ЕГЭ по информатике и ИКТ (В12). Рассматривается решение задач нескольким...

Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9

Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9...

Решение заданий №3 и №14 КЕГЭ по информатике 2023

В презентации рассмотрен способ решения заданий №3 и №14 КЕГЭ по информатике 2023 с помощью электронных таблиц. Задания взяты из Демо-версии КЕГЭ 2023, а также из банка заданий Полякова К.Ю....

"Определение результатов работы простейших алгоритмов" (подготовка к КЕГЭ 2024 - задание 6)

quot;Определение результатов работы простейших алгоритмов" (КЕГЭ № 6)Презентация с описанием основных команд Python для решения заданий № 6 КЕГЭ с примерами...