Информационно-техническая профилизация учащихся путем создания лаборатории компьютерных технологий
проект по информатике и икт (9 класс)

Никитин Тимур Георгиевич

На сегодняшний день актуальна задача подготовки специалистов, способных работать в условиях быстрого роста информационных технологий и массовых коммуникаций, дать качественные знания учащимся об информационных технологиях, умения использовать их для решения своих задач и целей.

Мы считаем, что это можно решить путем создания школьных лабораторий по информационным технологиям, где учащиеся смогут самостоятельно развиваться и формировать образовательный запрос к своей урочной и внеурочной деятельности. Это даст толчок к осознанному выбору профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rep_sosh_no_17.docx682.27 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ №17 ГО «Город Якутск», информационно-техническая профилизация учащихся

МОБУ СОШ №17 ГО «Город Якутск»

Информационно-техническая профилизация учащихся путем создания лаборатории компьютерных технологий

Статус проекта: новый.

Авторы проекта:

  1. Никитин Тимур Георгиевич, заместитель директора по информатизации.
  2. Илларионов Алексей Моисеевич, внештатный разработчик.

г. Якутск, 2013


Содержание

Общая информация об образовательном учреждении...................................................стр. 3

Анализ социокультурной ситуации....................................................................................стр. 4

Проблематика проекта.......................................................................................................стр. 10

Философские основания.....................................................................................................стр. 12

Психологическая концепция.............................................................................................стр. 13

Содержание образования...................................................................................................стр. 14

Этапы реализации проекта................................................................................................стр. 16

Предполагаемые результаты проекта…………………………………………………………………….стр.20

Критерии оценки предполагаемых результатов………………………………………………….….стр.22

Кадровое и финансовое обеспечение проекта.................................................................стр. 23

Нормативно-правовая база................................................................................................стр. 24


Общая информация об образовательном учреждении

Название по уставу

МОБУ СОШ № 17 ГО «город Якутск»

Тип (городское, сельское, поселковое)

Городское

Организационно-правовая форма

Бюджетное учреждение

Учредитель (учредитель)

Окружная администрация г. Якутска

ФИО руководителя ОУ

Афонская Лена Петровна

Сколько времени существует ОУ (год основания)

93 года (1920 год основания)

Всего учителей в школе

Пед. работников - 72, учителей – 68

Средний возраст учителей

40 лет

Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу

2 учителя

Всего учащихся, в т.ч. по ступеням обучения

1269 (I – 550, II – 566, III – 153)

Индекс

677000

Телефонный код населенного пункта

4112

Юридический адрес

677000, РС(Я) г. Якутск, ул. Петровского, 6

Телефон

36 – 01 – 71, 32 – 10 – 63, 36 – 75 – 03

Факс

32 – 10 – 63

Электронная почта

School17@yaguo.ru

Адрес сайта в Интернете

School17.yaguo.ru

Авторы инициативы

Никитин Тимур Георгиевич, Илларионов Алексей Моисеевич


Анализ социокультурной ситуации

1. Общая характеристика 36 квартала г.Якутска.

Территориально-административная.

Школа основана с 1920 года. Располагается в 36 квартале в составе административного округа «Октябрьский»  Окружной администрации города Якутска, среди многоэтажных новостроек. Территория  округа «Октябрьский»  - 317 га, на которой расположены 16 кварталов - №23,24,36,59,60,61,62,64,66,67,69,70,74,79,114, «В». Жилой фонд  - 301, из них: каменный фонд - 201, деревянный фонд – 90, частный сектор – 10. Количество ТСЖ-27. Строящиеся объекты – 10 объектов, из них: многоквартирные жилые дома - 5, кооперативные гаражи - 1, торговые здания - 1, мосты - 1, социальные объекты - 2. Количество управляющих компаний - 10.

Хозяйственно-экономическая.

Одной из определяющих особенностей окружения школы является развитая сеть образовательных учреждений. В непосредственной близости от школы находятся известные в стране учебные заведения: СВФУ, ЯФЭК, ЯХК, Якутский музыкальный колледж,  Якутское хореографическое училище. Общеобразовательные школы - 6, специализированные общеобразовательные школы  - 4. Спортивные учреждения - 8, введены новые спортивные объекты: «Триумф», футбольный стадион «Дохсун», бассейн «Чолбон». Учреждения здравоохранения - 7, социальные учреждения - 1. Отмечается преобладание предприятий малого бизнеса и предпринимательства. Розничные торговые предприятия – 380, из них промышленные 122, продовольственные 52, ТРД и ТЦ -9. Наиболее крупные предприятия: ЯНЦ, НВК «Саха», СВФУ, Национальный банк РФ. Школа находится в благоприятном социально-культурном окружении.

Демографическая характеристика.

Демографическая ситуация в микрорайоне стабильная. Ведется активное строительство, что влияет на увеличение количества желающих обучаться в СОШ №17.

В  округе проживает около 42824 человек, из них взрослое население - 27154, детей -   13670.

Качественный анализ состава родителей свидетельствует о том, что большинство из них работает в бюджетных организациях (до 70%). Доля предпринимателей составляет до 25% работающих.

В настоящее время заметен рост неполных семей - 289 из 1190, что составляет 22,6%. Также отмечено увеличение числа отцов-одиночек, воспитывающих детей до 18 лет. Проживают 475 многодетных семей, опекунские семьи -16, дети инвалиды -11, малообеспеченных семей -475, опекунских семей – 58, отцы одиночки-25, дети сироты, находящиеся под опекой -63,  состоящих на учете ПДН неблагополучных семей - 67.

В школе 2012-2013 уч.гг. 41 классов-комплектов.

Количество учащихся - 1182

Количество учащихся первой ступени – 521

Количество учащихся второй ступени – 546

Количество учащихся третьей ступени – 114

Профильные классы:

  1. информационно-технологический;
  2. физико-математический;
  3. естественно-математический;
  4. социально-экономический

С 2012-2013 уч.г. в школе работает 72 педработника, 2 АУП, 2 бухгалтера.

Итого: 76 работников (10 мужчин и 66 женщин).

Образование:

  1. Высшее - 74 (96%);
  2. Средне-специальное – 2 человека (4%);

Возраст педагогических работников:

  1. до 25 лет— 5 человек (7,1%);
  2. 25-35 лет — 14 человек (19,4%);
  3. 35-50 лет — 28 человек (38,8%);
  4. более 50 лет —25 человек (34,7%).
  5. Пенсионеров 25 чел.

Социальная и культурно-национальная характеристика.

По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям родителей очень разнородны.

В социуме имеет место разобщенность среди жителей, которая свойственна горожанам, в целом, отсутствие единых целей, ценностей, приоритетов в совместной деятельности. Коллектив СОШ № 17 г. Якутска понимает, что результативность и качество воспитательно-образовательного процесса в школе во многом зависят от возникновения и деятельности образовательного сообщества, имеющего общие цели, ценности, потребности и проблемы. Поэтому педагогам школы была поставлена цель объединить и консолидировать самых разных людей – родителей, детей, людей разных профессий и социальных позиций, близких и дальних друзей школы для формирования общих интересов и появления общей деятельности в сфере образования. В этом направлении идет работа по:

  • сохранению ценностей и традиций школы: преемственность разных ступеней обучения, углубленное изучение отдельных предметов, сотрудничество с вузами;
  • возрождению культурных и национальных традиций;
  • формированию толерантности, нового школьного уклада, семейных ценностей, особенно молодых семей и родителей;
  • преодолению препятствий в использовании образовательных ресурсов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Школа в течение более чем 10 лет последовательно развивается как школа с физико-математическим и экологическим уклоном. В 2002-м году в школе были открыты и успешно функционируют физико-математические классы. Школа являлась республиканской экспериментальной площадкой по проекту «Особенности организации образовательного процесса «Кэскил» в физико-математических классах с родным (якутским) языком обучения», а также городской экспериментальной площадкой по теме «Формирование экологической культуры школьников в условиях городской школы».

Социальный заказ родителей школы соответствует профилю школы. Многие из родителей являются научными работниками СВФУ, других вузов и исследовательских институтов. Всего имеют учёные степени кандидатов и докторов наук 39 родителей и ближайших родственников.  Родители школы поддерживают углубление технического и естественно-научного направления в школе.

Как результат аккумуляции значительного научного потенциала среди родителей в школе создана Ассоциация родителей-учёных.

Положительные результаты школы в преподавании предметов физико-математического направления (результаты итоговой аттестации, поступления на бюджетные места в вузы технического профиля) позволили успешно пройти аккредитацию на изменение вида школы: со следующего учебного года меняется вид учреждения на школу с углублённым изучением отдельных предметов (математика, физика, информатика).

Формы и методы социальной работы в школе:

  • групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга)
  • предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
  • соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
  • работа с родителями, представление интересов родителей;
  • профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
  • консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
  • работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
  • супервизия (наставничество);
  • научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Имеются многолетние культурные и спортивные традиции школы :

  • НПК “Кулаковские чтения”;
  • Традиционный национальный праздник “ЫСЫАХ”;
  • Чествование лучших учащихся, родителей, учителей “Звездный дождь”;
  • День самоуправления;
  • Ярмарка “Осенины”;
  • Общешкольная линейка “Здравствуй, школа”;
  • Праздник учителей “Учитель, перед именем твоим”;
  • Мистер спорт для учащихся начального цикла.

2. Анализ образовательных проблем.

  1. В связи изменением вида школы на школу с углубленным изучением отдельных предметов (физика, математика, информатика) необходимо усилить их изучение.
  2. Слабая ИКТ-компетентность педагогов, не способных работать в условиях быстрого роста информационных технологий и массовых коммуникаций.
  3. Слабая ИКТ-компетентность учащихся в аспекте практического использования их для решения своих целей и задач.
  4. Низкая мотивация учащихся к ведению урочной и самостоятельной внеурочной деятельности, отсутствие самостоятельного формирования учащимися учебного запроса к своей учебной деятельности.
  5. Изменение ФГОС, его ориентация на деятельностный и личностный характер, в связи с чем возникает необходимость в выработке нового формата образования.

3. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп.

Актуальные образовательные запросы:

  1. Отсутствие предпрофильных классов с углубленным изучением предметов
  2. Отсутствие профориентационного компонента, позволяющего школьникам осознать и понять себя в плане не только избираемого профиля, но и во взаимосвязи с ним свою будущую профессиональную деятельность и карьеру
  3. Практическая реализация полученных навыков по применению информационных технологий для решения жизненных проблем.
  4. Улучшение материально-технического оснащения.
  5. Систематическое повышение квалификации учителей.
  6. Расширение школы.
  7. Медиатека (интернет кабинет).
  8. Информатизация библиотеки.
  9. Детские лагеря.

Потенциальные образовательные запросы:

  1. Компетентные специалисты информационных технологий.
  2. Систематическое обновление новых информационных технологий.
  3. Открытие ресурсно-методического центра, по лаборатории, для развития образования и повышения квалификации.

4. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.

На сегодняшний день актуальна задача подготовки специалистов, способных работать в условиях быстрого роста информационных технологий и массовых коммуникаций, дать качественные знания учащимся об информационных технологиях, умения использовать их для решения своих задач и целей.

Мы считаем, что это можно решить путем создания школьных лабораторий по информационным технологиям, где учащиеся смогут самостоятельно развиваться и формировать образовательный запрос к своей урочной и внеурочной деятельности. Это даст толчок к осознанному выбору профессии.

5. Формулирование ключевой проблемы образования.

Для преодоления образовательных проблем может быть создана лаборатория компьютерных технологий, обладающая образовательным и воспитательным потенциалом, который, к сожалению, до сих пор еще недостаточно востребован школами.

Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе - возможностью индивидуализировать процесс учебной деятельности ребенка.

Эти два вида образования по существу выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты, и должны стать таковыми на разных уровнях - от государства и общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей должна быть признана на законодательном уровне) до отдельной конкретной школы.

Информационно-техническая профилизация учащихся путем создания лаборатории компьютерных технологий обеспечит положительную динамику:

  • Охвата детей общим, дополнительным образованием и повышением его качества;
  • Охвата молодежи профессиональным образованием;
  • Удовлетворенности полнотой и качеством образовательных услуг;
  • Доступности получения навыков и использовать их в практике самые современные информационные технологии;
  • Возможностей выбора детьми разных возрастных групп индивидуальных образовательных программ;
  • Осознанности выбора учащимися дальнейшей профессии.

Проблематика проекта

  1. Повсеместная информатизация и ее высокий темп развития.
    Сегодняшний мир - мир информационных технологий, проникших во все сферы жизни человека. Завтрашний день будет требовать использования информационных технологий в повседневной жизни, это станет минимальным конкурентным порогом для социальной и профессиональной адаптации человека.
    Существующая система образования не в состоянии обеспечить должный темп развития.
  2. Отсутствие практического применения большинства получаемых знаний.
    Преподаваемый материал в большинстве случаев остается теоретическим, не давая ответа на вопрос о том, какую практическую пользу приносит изучение того или иного предмета.
    Это сказывается на низкой заинтересованности учащегося в учебном процессе, что, в свою очередь, влечет за собой ряд негативных факторов:
  • Отсутствие интереса к получению новых знаний, к самосовершенствованию.
  • Отсутствие способности производить самостоятельный поиск информации.
  • Отсутствие осознанного выбора дальнейшей профессии.
  1. Слабая интеграция среднего общего и дополнительного образования.
    В существующей системе образования не предполагается наличие сильной интеграции среднего общего и дополнительного образования, равно как и создание сильной горизонтальной межпредметной связи учебных дисциплин.
  2. Низкая ИКТ-компетентность преподавательского состава по использованию ИКТ в учебной программе.
    Изменяющаяся федеральная и региональная нормативно-правовая база способствует повышению информатизации образовательных учреждений в материально-техническом аспекте, однако без внимания остается научно-методический аспект применения ИКТ в образовательном процессе.

  1. Новые требования федерального государственного образовательного стандарта

В связи с ориентацией ФГОС на деятельностный характер и личностное развитие учащегося требуются новые формы обучения, реализацию и апробацию которых необходимо начинать в кратчайшие сроки с целью создания жизнеспособной модели, удовлетворяющей ФГОС с 2018 г.


Философские основания

Основная идея проекта.

Используя компьютерные технологии, учащиеся сегодня в состоянии самостоятельно предлагать свежие, неординарные решения актуальных проблем в социальных кругах «школа» - «город» - «республика» - «страна» - «мир».

Эту идею помогает реализовать актуальный уровень развития информационных технологий, заключающийся в следующих условиях:

  1. Низкий порог вхождения в информационные технологии.
    10 лет назад компьютерную программу мог написать только профессионал, сегодня это может сделать каждый школьник за несколько минут.
  2. Возможность применения информационных технологий для решения проблем в различных отраслях жизни.
    Если раньше компьютер выполнял сугубо вычислительные задачи, то сегодня компьютер может выступать полноценным помощником человека во всех сферах жизни, например, помогать в диагностировании различных заболеваний.

Образовательные цели проекта.

  1. Самостоятельная проектная деятельность учащегося по выявлению, формулированию, анализу и решению проблем в окружающей его действительности с помощью информационных технологий.
  2. Самостоятельное создание учебного запроса учащегося к его внеурочной и  урочной деятельности.
  3. Создание нового формата образования, соответствующего грядущим изменениям ФГОС.


Психологическая концепция

Психолого-педагогические основания предлагаемой системы.

Ключевое понятие лаборатории - деятельность. Учебная программа формируется таким образом, чтобы максимально мотивировать учащегося к проявлению деятельности,  заинтересовать в применении информационных технологий:

  1. Использование современных, развивающихся в глобальном информационном пространстве технологий.
  2. Изменение близкой к учащемуся социальной среды, с которой происходит явная идентификация (друзья, школа, город).

Характер деятельности учащегося в лаборатории расценивается как общественно значимый, что позволяет учащемуся идентифицировать себя как полезного члена общества и связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с применением информационных технологий для решения различных задач из разных сфер жизни.

Формат лаборатории предполагает обучение на ошибках, что позволяет большему количеству учащихся реализовать свои таланты и способности.

Кроме того, работа в лаборатории носит коллективный, командный характер, что способствует общению и взаимодействию учащегося с другими людьми.

Описание школьного уклада.

Тип уклада - традиционный. Учащиеся школы самостоятельно ведут регулярный телевизионный проект “ЯКТ: ШколоБлоггеры”, в котором освещают события своей школы (ознакомиться с выпусками можно на сайте town.ya1.ru).

Кроме того, учащиеся проявляют высокий интерес к участию в школьных конкурсах, спектаклях, олимпиадах. Ими создан школьный совет, занимающийся организацией культурно-массовых мероприятий.

Выпускники школы становятся личностями, обладающими яркой индивидуальностью.

Преподавательский состав школы активно предлагает свои идеи в реализации новых образовательных программ и дополнительного обучения.


Содержание образования

Описание способа (механизма) реализации проекта

Общие цели образования, согласно нормативно-правовой базе, заключены в следующем: “развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности”.

Исходя из указанных целей и выявленной проблематики проекта, механизмы реализации проекта формируются следующим образом:

  • Создание в рамках школы лаборатории компьютерных технологий со свободным посещением, гибкой учебной программой в формате дополнительного образования для решения проблемы актуальности преподаваемого материала.
  • Теория и практика современных компьютерных технологий на основе технологий 3D-печати, компьютерного зрения, программирования микроконтроллеров и Интернет для создания теоретического и практического опыта использования учащимися информационных технологий.
  • Выполнение учащимися проектной деятельности по заказам, поступающим как от преподавателей (в этом случае решается проблема интеграции среднего общего и дополнительного образования), так и от администрации школы (в этом случае решается проблема практического применения получаемых знаний).
  • Проведение среди учащихся школы конкурсов на лучший проект по решению актуальных проблем города Якутска или Республики Саха (Якутия) с помощью информационных технологий.
    Это способствует самоидентификации учащегося как гражданина, способного принести практическую пользу обществу.
  • Заключение соглашения с СВФУ на предмет льготного поступления лучших участников лаборатории по информационно-техническим специальностям.

Формат лаборатории предполагается постоянно действующий, ежедневный, со свободным посещением: в утреннее время для учащихся второй смены, в дневное - для учащихся первой. Также возможно проведение отдельных уроков по предметам в лаборатории. Учебные часы планируется использовать из часов школьного компонента и часов внеаудиторной деятельности.

Кроме того, формат лаборатории предполагается открытый для посещения учащимися из других школ. Также предполагается создание информационных связей между лабораторией и внешними информационными источниками.

Описание структуры предлагаемой системы

  1. Опыт познавательной деятельности.
    Реализуется с помощью учебной программы лаборатории компьютерных технологий и самостоятельного формирования образовательного запроса учащимся к своей урочной и внеурочной деятельности.
  2. Опыт репродуктивной деятельности.
    Реализуется в ходе проектной деятельности практической деятельностью по созданию финального практического решения поставленной задачи или проблемы.
  3. Опыт творческой деятельности.
    Реализуется в ходе проектной деятельности поиском подходящего решения для решения задачи и дальнейшей защитой выбранного решения.
    Также может быть реализован в форме самостоятельного поиска и формулирования  проблемы в окружающей учащегося действительности.
  4. Опыт эмоционально-ценностных отношений.
    Реализуется в ходе проектной деятельности путем создания команд учащихся, в рамках которых ведется коллективная работа над реализацией проектов, включающая в себя дискуссии, консультации, защиту своих проектов.


Этапы реализации проекта

Подготовка учебно-методической базы (до начала учебного года 2013-2014).

  1. Разработка программного обеспечения, используемого в лаборатории для трехмерного моделирования и печати на 3D-принтере.
  2. Разработка проектов дополнений и изменений школьной программы, направленных на интеграцию среднего общего и дополнительного образования и создания горизонтальной межпредметной связи.
  3. Создание и оборудование лаборатории необходимым материально-техническим обеспечением: 3D-принтер, инфракрасные камеры компьютерного зрения, микропроцессоры, ноутбуки, интерактивная доска.
  4. Разработка нормативно-правовой базы.
  5. Разработка научно-методической базы с акцентом на практико-ориентированное обучение.

Результатом работы на данном этапе является:

  1. Полностью оборудованная и готовая к работе лаборатория, имеющая под собой нормативно-правовую и научно-методическую базу.
  2. Утвержденные проекты интеграции среднего общего и дополнительного образования в рамках школы.

Мониторингом результатов на данном этапе является:

  1. Соответствие материально-технического оборудования лаборатории заявленному, а именно:
  1. 3D-принтер, 1 шт.
  2. Камеры инфракрасного зрения, 15 шт.
  3. Комплект материалов для 3D-печати, 20 кг.
  4. Микропроцессоры Arduino, 20 шт.
  5. Интерактивная доска Panaboard, 1 шт.
  1. Наличие утвержденной нормативно-правовой базы, а именно:
  1. Положение о лаборатории компьютерных технологий.
  2. Внесенные изменения в учебный план ОУ на 2013-2014 г.
  3. Внесенные изменения в должностные обязанности согласно нормативно-правовой базе.
  1. Наличие утвержденного научно-методического обеспечения в виде утвержденного календарно-тематического плана учебной деятельности лаборатории компьютерных технологий.

Теория и практика современных компьютерных технологий в рамках лаборатории (первое полугодие 2013-2014 г.).

  1. Теоретическое знакомство с современными компьютерными технологиями: 3D-печать, компьютерное зрение, программирование микроконтроллеров, Интернет.
  2. Параллельная практика изучаемых технологий на основе простых примеров в формате обучения на ошибках.
  3. Проведение мастер-классов среди преподавателей на тему формирования ими запроса к лаборатории на создание дополнительных элементов образования при проведении уроков с помощью информационных технологий.
  4. Проведение мастер-классов среди администрации школы на тему формирования ими запроса к лаборатории на решение актуальных технических и административных проблем школы с помощью информационных технологий.

Результатом работы на данном этапе является:

  1. Созданные учащимися с помощью 3D-моделирования и 3D-принтера образцы серийной промышленности, предположительно несложные.
  2. Запрограммированные учащимися микропроцессоры, выполняющие предположительно несложные операции (например, переключение света, управление светодиодами).
  3. Написанный учащимися Интернет-сайт, предположительно несложный.
  4. Формирование учащимися образовательного запроса к своей аудиторной и внеаудиторной деятельности.
  5. Идеи учащихся по использованию технологии компьютерного зрения для решения каких-либо проблем из всех сфер жизни.

Мониторингом результатов работы на данном этапе является:

  1. Проведение контрольных работ и тестов на соответствие полученных знаний утвержденной учебной программе.
  2. Состав материальной базы, созданной учащимися, согласно заявленным результатам текущего этапа.

Сложность выполняемых заданий вариативна, т.к. зависит от общей успеваемости учащихся.

Еженедельно производится проверка соответствия работы лаборатории разработанной учебной программе. В случае возникновения проблем по достижению результата, с помощью анонимного анкетирования и индивидуальных бесед выявляются причины, препятствующие деятельности учащегося (социальные, психологические, мотивационные, интеллектуальные, педагогические). Далее причины устраняются согласно их характеру. Например, в случае мотивационных проблем учебная программа облегчается до того уровня, чтобы учащийся мог в кратчайшие сроки получить результат своей деятельности.

Реализация школьных запросов силами лаборатории (второе полугодие 2013-2014 г.).

  1. Формирование команд из учащихся согласно общей успеваемости, заинтересованности в посещении лаборатории.
  2. Выполнение проектной деятельности по запросам преподавательского состава и администрации школы.
    Проектная деятельность включает в себя: формулирование задачи, определение проблемной зоны, составление проекта решения проблемы, проведение защиты проекта, составление плана реализации, практическая реализация, внедрение выполненного решения.

Результатом работы на данном этапе являются внедренные по запросам школы проекты, следствием которых, помимо получения учащимися навыка проектной деятельности, из-за удовлетворения преподавательского запроса является:

  1. Использование элементов дополнительного образования (информационных технологий) в среднем общем образовании.
  2. Создание горизонтальной межпредметной связи, т.к. для выполнения запросов от учащихся будут требоваться знания из различных учебных дисциплин.
  3. Формирование образовательного запроса учащихся к своей аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Мониторингом результатов работы на данном этапе является:

  1. Соответствие количества внедренных по запросам школы проектов согласно утвержденному календарно-тематическому плану лаборатории.

Еженедельно производится проверка соответствия работы лаборатории разработанной учебной программе. В случае возникновения проблем по достижению результата проводится работа, аналогичная предыдущему этапу. Кроме того, в случае обнаруженной невозможности выполнения запроса в виду высокой технической сложности на договорной основе привлекаются профильные специалисты коммерческих и некоммерческих компаний г. Якутска, реализовывающих необходимое решение, объясняя способы реализации учащимся лаборатории в формате мастер-класса.

Полуавтономная работа лаборатории и реализация государственных заказов (2014-2015 г.).

  1. Продолжение реализации школьных запросов.
  2. Проведение конкурсов на разработку лучшего проекта решения актуальных проблем города Якутска или Республики Саха (Якутия) по заказу мэрии города или Правительства Республики.
  3. Самостоятельное обучение учащимися необходимым для реализации проектов технологиям.
  4. Самостоятельное преподавание опытными участниками лаборатории основ изученных компьютерных технологий новым участникам лаборатории.

На данном этапе предполагается полуавтономная работа лаборатории, при которой учащиеся самостоятельно могут посещать лабораторию и вести в ней проектную деятельность на основе полученного на предыдущих этапах опыта.

Кроме того, постоянно производится аналитика формата лаборатории на предмет дальнейшего масштабирования.


Предполагаемые результаты

  1. Защита формата лаборатории как системы основного образования в целях соответствия учебной программы изменяющемуся ФГОС.
  2. Внедрение проектов силами лаборатории по решению проблем города Якутска или Республики Саха (Якутия).
  3. Выбор учащимся информационно-технической специальности как своей будущей профессии, поступление в высшие учебные заведения на эту специальность.
  4. Повышение квалификации преподавательского состава школы по использованию ИКТ в учебной программе.
  5. Создание пакетного решения лаборатории компьютерных технологий со всей необходимой нормативно-правовой и научно-методической базой, готового для внедрения в школах Республики Саха (Якутия).
  6. Создание на базе школы ресурсно-методического центра по использованию лаборатории компьютерных технологий в школах.
  7. План по дальнейшему развитию лаборатории компьютерных технологий.
  8. Проекты по созданию аналогичных лабораторий по другим, отличным от информационных технологиям – горизонтальное масштабирование.

Развитие у учащихся следующих компетенций:

  1. Метапредметные:
  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме.
  • Осуществление поиска необходимой информации.
  • Ориентирование на разнообразие способов решения задач.
  • Выделение существенной информации, поступающей из разных источников.
  • Обобщение информации, создание логических связей между элементами информации.
  • Развитие компромиссного подхода при осуществлении коллективной работы.
  1. Предметные:
  • Программирование с точки зрения не только узкой специализации (такой как выбор конкретного языка программиронивая), но и с комплексного системного подхода, включая основы логики, алгоритмизации и системного мышления при работе с информацией.
  • Материальная элементная база новых информационных технологий, таких как 3D-принтер, системы компьютерного зрения и т.д.
  • 3D-моделирование и конструирование с точки зрения развития пространственного мышления и основ геометрии.
  1. Личностные:
  • Открытость к получению новой информации.
  • Поиск новых решений при реализации различных целей и задач.
  • Инициативность в проведении учебной деятельности.
  • Созидательная самоидентификация.
  • Выступление перед аудиторией.
  • Осознание себя как члена общества, способного принести обществу пользу.


Критерии оценки предполагаемых результатов

1. Соответствие количества внедренных по запросам мэрии г. Якутска или Правительства РС (Я) проектов согласно утвержденному календарно-тематическому плану лаборатории.

2. Рост количества поступивших на информационно-технические специальности учащихся по сравнению со средним значением за предыдущие 3 года без использования лаборатории.

3. Рост количества проведенных преподавательским составом школы семинаров на тему использования ИКТ в учебном процессе согласно утвержденному календарно-тематическому плану лаборатории.

4. Наблюдение роста количества учащихся, желающих стать участникам лаборатории.

5. Наличие пакета научно-методического решения лаборатории компьютерных технологий, доступного и готового для внедрения в школах Республики Саха (Якутия).

6. Соответствие количества созданных силами лаборатории дополнительных учебных материалов по запросам преподавательского состава школы (по проблемным темам) согласно утвержденному календарно-тематическому плану лаборатории.


Кадровое обеспечение проекта

Один внештатный преподаватель на постоянной основе.

Регулярное привлечение профильных специалистов для проведения мастер-классов по конкретным темам информационных технологий.

Финансовое обеспечение проекта

  1. Материальное обеспечение:
  1. Интерактивная жест-камера, позволяющая отслеживать движение рук (Creative Developer Kit P2061) (стоимость 4390 руб. за единицу + доставка 4800 руб.) - 10 штук.
  2. Самовоспроизводящийся по технологии RepRap 3D-Принтер (модель Mendel PrusaPro) (стоимость 34400 руб. + доставка 9600 руб.) - 1 штука.
  3. 20 кг расходных материалов для печати 3D-принтера (стоимость – 16200  руб. с учётом доставки).
  4. Набор микропроцессоров Arduino - 12 000 руб. с учетом доставки.
  5. Интерактивная доска Panaboard – 100 000 руб. с учетом доставки.

    Стоимость материального обеспечения: 220 900 руб.
    В качестве компьютеров планируется использовать ресурсные мощности мобильного класса и кабинета информатики школы.
  1. Кадровое обеспечение:
  1. Зарплатный фонд троих разработчиков необходимого программного обеспечения - 450 000 руб. из расчета 25 000 руб. в месяц на человека на срок 6 месяцев.
  2. Зарплатный фонд преподавателя лаборатории - 225 000 руб. из расчета 25 000 руб. в месяц на срок 9 месяцев.

    Стоимость кадрового обеспечения: 675 000 руб.

Итого общая стоимость реализации проекта: 895 900 руб.

Источник финансирования - грант Президента Республики Саха (Якутия).

Гонорарный фонд приглашаемых специалистов, докупка необходимых микропроцессоров, материалов для 3D-принтера и зарплатный фонд преподавателя после первого года обучения направляется из школьного бюджета.


Нормативно-правовая база

  1. Локальные акты школы:
  • Устав МОБУ СОШ №17 ГО “Город Якутск”, ст. 3
  • Правило внутреннего трудового распорядка
  • Коллективный договор
  • Положение об экспериментальной лаборатории компьютерных технологий МОБУ СОШ №17 ГО “Город Якутск” (в разработке)
  • Положение о внеурочной деятельности
  • Положение о кабинете- лаборатории информатики
  • Должностная инструкция зам. директора по ИКТ
  • Должностная инструкция зам. директора по УВР
  • Должностная инструкция учителя информатики
  • Должностная инструкция заведующего экспериментальной лаборатории
  • Должностные инструкции учителей-предметников
  • Инструкции по технике безопасности
  • Инструкции по охране труда
  • Инструкции по пожарной безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Активизация познавательной деятельности учащихся путем создания системы внеурочной работы

Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть возникающее в сознании учеников представление о "сухости" , формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Внеклассная ...

Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий

В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации   школьников в учебном процессе, а также даются  различные методы обучения, способств...

Лаборатория Компьютерных технологий

Основы программирования микроконтроллеров...