Технологическая карта урока "Алгоритмы"
план-конспект урока по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока/занятия
Класс: 6
УМК: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, БИНОМ , Лаборатория знаний , Москва 2019г.
Предмет: информатика
Тема: Алгоритмы
Тип урока: Открытия нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок темы
Цель: создать условия способствующие представлению об алгоритме как фундаментальном понятии информатики и научить понимать и составлять алгоритмы на примере бытовых действий.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
| Планирую свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане; самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. | Строят логическое рассуждение, включающие установление причинно- следственных связей; осуществляют анализ исходных данных для решения алгоритмических задач. | Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. |
Ход урока
**Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Время | Формы работы | |
1 | Организационный момент | Готовят рабочее пространство к уроку, настраиваются на работу. | Приветствие учащихся | 20 сек. | Индивидуальная | |
2 | Заявка на оценку | Выбирают оценку, которую планируют получить в конце урока, отмечают на рабочем листе свой выбор. | Знакомство учащихся с "Заявкой на оценку":
| 1 минута | Индивидуальная | |
3 | Актуализация знаний | Формулировка цели урока и вопроса-понятия к теме урока | Формулируют вопрос-понятие к теме урока и цель урока. Что считается алгоритмом? Каковы свойства и виды алгоритмов? Что является алгоритмом? и т.д... | Обозначает тему уроку: "Что такое алгоритм" Предлагает учащимся задать по одному вопросу-понятию к теме урока и сформулировать цель урока. | 2 минуты | Индивидуальная Фронтальная |
4 | Изучение нового материала | Взаимосвязь жизненного опыта и темы урока. Формулировка понятия Алгоритм. Самоконтроль и самооценка Формулировка понятия Исполнитель. Самоконтроль и самооценка Обозначение отличия одного исполнителя от другого. Заполнение логической схемы "Типы исполнителей алгоритмов" Выделение двух типов исполнителей алгоритмов. Самоконтроль и самооценка Формулировка понятий формальный и неформальный исполнитель. Самоконтроль и самооценка Формулировка вопроса-суждения Самоконтроль и самооценка Формулировка дедуктивного умозаключения Самоконтроль и самооценка | 1.Девочки описывают последовательность действий для того , чтобы пришить пуговицу. Мальчики описывают последовательность действий , как почистить зубы. 2.Каждая группа выбирает одного представителя, который озвучивает полученный алгоритм всем ученикам . 3.Один ученик из класса встает и по увиденному на слайде, рассказывает как найти НОК для чисел 30 и 42. Остальные учащиеся внимательно слушают и если есть неточности исправляют ошибки. 4.Записывают в своих рабочих листах определение понятия Алгоритм, соблюдая все правила записи определения понятия. Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. 5.Вслух зачитывают получившиеся определения понятия Алгоритм, обозначают устно определяемое понятие, родовой и видовой признак. 6. Сверяют свое определение понятия Алгоритм с эталоном учителя. Оценивают по критериям правильность выполнения задания. 7.Называют что или кто изображен на картинках, что они делают. Акцентируют внимание на то, сто есть одушевленные и неодушевленные. У каждого свой алгоритм. Говорят , что все их можно назвать ИСПОЛНИТЕЛЯМИ. Объединяют всех исполнителей общим понятием- ОБЪЕКТ. 8. Записывают в своих рабочих листах определение понятия исполнитель, соблюдая все правила записи определения понятий. Исполнитель – объект (человек, группа людей, животное или техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. 9. Вслух зачитывают получившиеся определения понятия Исполнитель, обозначают устно определяемое понятие, родовой и видовой признак. 10. Сверяют свое определение понятия Исполнитель с эталоном учителя. Оценивают по критериям правильность выполнения задания. 11. Слушают учителя , участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. 12.Читают учебник на стр.105. Выделяют два типа исполнителей алгоритмов и их примеры. Заполняют логическую схему "Типы исполнителей алгоритмов" обозначают основания для деления, приводят единичные примеры. Типы исполнителей алгоритмов по одинаковости выполнения алгоритма формальный неформальный телевизор ученик 13.Работают в группе проверяя свою ветку в логической схеме. 14.Представитель от каждой группы зачитывает свой ответ. остальные учащиеся слушают, если есть неточности исправляют или дополняют ответ учащегося. Сверяют с эталоном свою логическую схему. Оценивают правильность выполнения задания по критериям. 15.Анализируют логическую схему, записывают формулировку определения понятий формальный и неформальный исполнитель алгоритмов в рабочих листах, соблюдая все правила записи определения понятий. Формальный исполнитель – исполнитель алгоритмов, выполняющий одну и ту же команду одинаково. Неформальный исполнитель – исполнитель алгоритмов, выполняющий одну и ту же команду по-разному. 16. Работают в группе проверяя свое определение понятия. 17.Представитель от каждой группы зачитывает свое определение понятия, обозначая определяемое понятие, родовой и видовой признаки. Остальные учащиеся слушают, если есть неточности исправляют или дополняют ответ учащегося. Сверяют с эталоном свои определения понятий формальный и неформальный исполнитель. Оценивают правильность выполнения задания по критериям. 18.Устно говорят , что телевизор относится к формальному исполнителю алгоритмов. Записывают в своих рабочих листах один вопрос - суждение, используя понятия формальный исполнитель и телевизор. Как доказать, что телевизор является формальным исполнителем? 19. Зачитывают вопросы-суждения. Сверяют с эталоном свой ответ . Оценивают правильность выполнения задания по критериям. 20. Слушают задание учителя. Формулируют дедуктивное умозаключение и записывают все посылки умозаключения в свой рабочий лист. 1) Формальный исполнитель- исполнитель алгоритмов, выполняющий одну и ту же команду одинаково. 2)Телевизор всегда выполняет одну и ту же команду одинаково. 3)Следовательно телевизор является формальным исполнителем 21. Зачитывают получившиеся дедуктивные умозаключения. Слушают друг -друга, исправляя ошибки. Сверяют с эталоном свой ответ . Оценивают правильность выполнения задания по критериям. | 1.На слайде представлены две жизненные задачи: пришить пуговицу, почистить зубы. Учитель обозначает, первую задачу выполняют девочки, вторую мальчики.
2.Слушает ответы каждой группы учеников, выводит на слайд свой алгоритм к каждой жизненной задачи. Объясняет почему алгоритмы могут отличатся и почему количество шагов может не совпадать. 3.На слайде представлен математический алгоритм для нахождения наименьшего общего кратного для чисел 30 и 42. Акцентирует внимание учащихся на данный слайд и выбирает одного учащегося , который устно расскажет алгоритм для нахождения НОК. Акцентирует внимание учащихся , что алгоритм может быть как жизненным , так и учебным. Математического характера и нет. 4.Формулирует задание для учеников: из разорванного определения понятия Алгоритм, которое учащиеся видят на слайде, ученики должны в своих рабочих листах записать верно определение понятию Алгоритм , соблюдая правила к формулировке определения понятий ( определяемое понятие = родовой признак + видовой(видовые) признак(и)). акцентирует внимание на критериях оценивания задания, которые указаны в рабочих листах учащихся. 5.Слушает ответы учащихся. 6.Выводит на слайд эталон для проверки учащимся верного определения понятия Алгоритм. 7.Выводит слайд на котором представлены разные исполнители алгоритмов( человек, собака, системный блок, музыкальный проигрыватель). Наводящими вопросами в ходе беседы с учащимися называют все объекты и дают им имя исполнители. 8.Объясняет задание для учащихся, исходя из того что проговорили и обозначили , самостоятельно без помощи и подсказок, запишите в своих рабочих листах определение понятия Исполнитель, соблюдая все правила записи определения понятий. 9. Слушает ответы учащихся. 10. Выводит на слайд эталон для проверки учащимся верного определения понятия Исполнитель. 11.По слайдам рассказывает , беседуя с учениками, про некоторые исполнители алгоритмов которые окружают нас в быту( стиральная машина, микроволновая печь, кофеварка и другие), обсуждают чем один отличается от другого. Показывает слайд с роботами, рассказываю про робототехнику и развитие современного индустриального общества. Сам формулирует понятие Система команд исполнителя. 12.Дает задание прочитать учебник на странице 105. Выделить из прочитанного типы исполнителей алгоритмов и единичные примеры для каждого типа. Исходя из прочитанного заполнить логическую схему "Типы исполнителей алгоритмов" с обозначением основания для деления. 13.Делит на группы учащихся в зависимости от числа учеников в классе. Дает установку на проверку логической схемы для каждой группы своя ветка схемы. 14.Слушает ответы учащихся. Выводит эталон для проверки на экран. 15.Дает задание, на основании заполненной логической схемы сформулировать и записать в рабочих листах определение понятий формальный и неформальный исполнитель алгоритмов, соблюдая все правила записи определения понятий. 16. Делит на группы учащихся в зависимости от числа учеников в классе. Дает установку на проверку определения понятий для одной группы - формальный исполнитель, для другой - неформальный исполнитель. 17. Слушает ответы учащихся. Выводит эталон для проверки на экран. 18.Беседует с учащимися, обсуждая к какому типу исполнителей относится телевизор. Предлагает учащимся записать по одному вопросу-суждению используя понятия телевизор и формальный исполнитель в своих рабочих листах. 19. Слушает вопросы-суждения учеников. Выводит эталон для проверки на слайд. 20.Дает задание учащимся ответить на свой вопрос-суждение в форме дедуктивного умозаключения и доказать , что телевизор является формальным исполнителем алгоритмов. Записать все посылки в рабочий лист. 21. Слушает дедуктивные умозаключения учеников. Выводит эталон для проверки на слайд. | 2 минуты 1 минута 1 минута 2 минуты 1 минута 30 сек. 2 минуты 2 минуты 1 минута 30 секунд 2 минуты 4 минуты 1 минута 1 минута 4 минуты 1 минута 2 минуты 2 минуты 1 минута 4 минуты 2 минуты | 1.Простая кооперация 2.Сложная кооперация 3.Фронтальная Простая кооперация 4.Индивидуальная. 5.Фронтальная 6.Индивидуальная 7. Фронтальная 8.Индивидуальная 9.Фронтальная 10.Индивидуальная 11.Фронтальная 12.Индивидуальная 13.Простая кооперация 14.Сложная кооперация 15.Индивидуальная 16.Простая кооперация 17.Сложная кооперация 18.Фронтальная Индивидуальная 19.Фронтальная Индивидуальная 20.Индивидуальная 21.Фронтальная Индивидуальная |
5 | Рефлексия | Самооценка | 1. Подсчитывают баллы(суммируют) за письменные ответы в рабочих листах и устные ответы (дополнительные баллы). 2.Сверяют полученный балл с заявкой на оценку , поставленный в начале урока. Поднимают руку исходя из своего результата. 3. Беседуют с учителем. отвечают на вопросы, что получилось, а что нет. 4. Озвучивают цель урока, говорят достигли ли цель урок. Отвечают на свой вопрос- понятие, который был задан в начале урока. | 1.Говорит учащимся подсчитать все баллы за выполненные задания по рабочим листам и дополнительные баллы. 2.Предлагет учащимся сверить полученные баллы с заявкой на оценку, которую ученики ставили в начале урока. Поднимите руки у кого заявка на оценку совпала с результатом в конце урока. Поднимите руки у кого заявка на оценку оказалась ниже , чем полученный результат в конце урока. Поднимите руки у кого заявка на оценку выше чем полученный результат в конце урока. 3.Задает вопросы к тем у кого балл получился ниже планируемого: "Что не получилось? В чем основные трудности? Какие задания были самими сложными?" 4. Задает вопрос какая цель урока была и достигнута ли цель, какой вопрос -понятия был сформулирован в начале урока. | 1 минута 3 минуты | 1.Индивидуальная 2.Индивидуальная 3.Фронтальная 4.Фронтальная |
6 | Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. | §14, РТ №161,163. Дополнительное задание: РТ №166. | 40 сек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...