Дидактическая игра
методическая разработка по информатике и икт (6 класс)

Назаренко Екатерина Александровна

Дидактическая игра по информатике "Я-умник" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_po_informatike_ya-umnik.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Назаренко Екатерина Александровна

Дидактическая игра по информатике

Учебник: «Информатика» для 6 класса основной общеобразовательной школы Л. Босова.

Тема урока: «Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления».

Этап урока: закрепление пройденного материала

Названии игры: «Я - умник».

Оборудование:

  • проектор;
  • доска.

Дидактический материал: 

  • презентация;
  • грамоты.

Дидактическая цель игры: способствовать наилучшему усвоению и запоминанию учащимися темы: «Суждения как форма мышления, умозаключение как форма мышления».

Ход игры

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в этот замечательный день.  Скажите, вы любите играть? (ответы учащихся) Замечательно! Тогда давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Я – умник» (Слайд 1). Для этого вам необходимо разделиться на 3 команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. Но кроме участников, необходимо 3 человека в жюри. Есть добровольцы? (выбор жюри) Отлично. Наше многоуважаемое жюри пересаживается за последнюю парту, а мы начинаем игру.

Для начала выберите капитана и придумайте название команды. На это у вас есть 3 минуты (учащиеся выбирают капитана и название команды). А сейчас слово капитанам. Представьте, пожалуйста, свою команду (капитаны представляют команды). Молодцы! Ну что, поехали дальше?

Итак, на слайде будет высвечиваться вопрос или задание. Объединившись, вы обсуждаете ответ или решение, а затем капитан команды поднимает руку, сообщая о том, что вы готовы отвечать. Команде, первой поднявшей руку, предоставляется возможность ответить. В случае неверного ответа, участники других команд имеют возможность исправить ошибку, дополнить и за это получить баллы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. По окончании игры, команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает. Но, в случае нарушения дисциплины, у команды будут отниматься баллы.

Ну что, готовы? Тогда начинаем. (После выполнения каждого задания, жюри оглашает результаты)

Задание 1 (Слайд 2). (На выполнение данного задания отводится 3 мин).

Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между следующими понятиями:

а) «прямоугольный треугольник» и «равнобедренный треугольник »;

б) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник »;

в) «прямоугольник» и «ромб»;

г) «прямоугольник» и «квадрат»;

д) «квадрат» и «прямоугольник»;

е) «ромб» и «квадрат»;

ж) «прямоугольник» и «окружность»;

з) «квадрат» и «ромб».

Задание 2 (Слайд 3). (На выполнение данного задания отводится 4 мин).

Приведите по 2-3 примера простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных и частноотрицательных суждений.

Задание 3 (Слайд 3). (На выполнение данного задания отводится 3 мин).

Приведите по одному примеру сложных высказываний, образованных с помощью связок «и», «или», «неверно, что» и «если то».

Задание 4 (Слайд 4). (На выполнение данного задания отводится 3 мин).

Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно»,  «необходимо и достаточно».

а) Чтобы сварить щи, ... иметь воду.

б) Чтобы земля на грядках была мокрой, ... чтобы прошел дождь.

в) Для того чтобы число делилось на 4, ... чтобы оно было четным.

г) Чтобы число делилось на 3, ... чтобы оно делилось на 9.

д) Чтобы купить в магазине книгу, ... иметь деньги.

Задание 5 (Слайд 5). (На выполнение данного задания отводится 3 мин).

Предложите свою классификацию для суждений.

Задание 6 (Слайд 6 - 7). (На выполнение данного задания отводится 5 мин).

Постройте правильные заключения.

а) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» — имя существительное. Следовательно, ... .

б) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу Сережа?

в) Названия городов — имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, ... .

г) Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя. Следовательно, ... .

д) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь — растение. Следовательно, ... .

е) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно, ... .

ж) Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в б классе. Значит, ...

з) Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то ... .

и) Год состоит из 365 или 366 дней. 1995 год не состоит из 366 дней. Сколько дней в 1995 году?

Задание 7 (Слайд 8). (На выполнение данного задания отводится 2 мин).

Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько мама купила красных шаров и сколько голубых?

Задание 8 (Слайд 9). (На выполнение данного задания отводится 2  мин).

У сестер Юли и Тони было три платка: один розовый и два голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле?

Задание 9 (Слайд 10). (На выполнение данного задания отводится 2  мин).

В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет (не видя их) надо вытащить из пакета, чтобы среди них были хотя бы:

а) две конфеты одного сорта;

б) три конфеты одного сорта?

Задание 10 (Слайд 11). (На выполнение данного задания отводится 2 мин).

Работая в колхозном саду, школьники собрали 22 ящика фруктов; в одних были яблоки, в других — груши, в третьих — сливы. Можно ли утверждать, что имеется по крайней мере 8 ящиков с одним из указанных видов фруктов?

Задание 11 (Слайд 12). (На выполнение данного задания отводится 2 мин).  

Пяти гномам показали 3 красных и 4 синих капюшона. Затем в темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные капюшоны спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона?

Задание 12 (Слайд 13). (На выполнение данного задания отводится 2 мин).

Турист идет к озеру. У развилки дорог сидят два брата, каждый из которых знает, какая дорога ведет к озеру. На вопросы братья отвечают только «да» и «нет». Один из них всегда говорит только правду. Другой всегда лжет. Все это известно туристу. Помогите туристу сформулировать такие вопросы, чтобы узнать, какая дорога ведет к озеру:

а) два вопроса одному из братьев;

б) один вопрос одному из братьев.

Молодцы, ребята! Вы так быстро и ловко справились с заданиями. А сейчас слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри. Пожалуйста, огласите итоговые результаты конкурса (оглашение результатов).

Разрешите поздравить команду победителей и вручить ей грамоту за 1 место в игре «Я - умник» (Слайд 14), а также вручить золотую медаль. Они оказались у нас сегодня самыми умными. Также, хочу поздравить … команду с почётным 2 местом и вручить ей грамоту за 2 место. И … команда получает у нас 3 место в игре.

Игра есть игра. В ней есть победители, есть проигравшие. Сегодня вы показали свои способности, но я уверена, что это не последние ваши победы.

Ребята, вы все молодцы. Надеюсь, вам понравилась игра? А что больше всего понравилось? Вы довольны своими результатами?

Всем спасибо. Мне очень понравилось с вами играть. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...