Некоторые проблемы обучения информатике и ИКТ в системе СПО на примере нашего учебного учреждения.
статья по информатике и икт (11 класс)
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является обучение информатике – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Именно уровень подготовки в этой области определяет профессиональный облик специалиста в любой сфере деятельности, его конкурентоспособность на рынке труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey647_1638153998_111.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Демидович C.Н., преподаватель «Информатики и ИКТ»
Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова
Некоторые проблемы обучения информатике и ИКТ в системе СПО на примере нашего учебного учреждения.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является обучение информатике – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Именно уровень подготовки в этой области определяет профессиональный облик специалиста в любой сфере деятельности, его конкурентоспособность на рынке труда.
Современные государственные образовательные стандарты системы СПО направлены на формирование необходимых компетенций обучающихся, на обеспечение требуемого в обществе уровня развития высокообразованной, интеллектуальной личности, понимающей глубинную связь явлений и процессов, составляющих общую картину мира, на подготовку специалистов, способных в постоянно изменяющихся условиях качественно осуществлять свою трудовую деятельность. Информатика как учебный предмет, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, входя в обязательную часть циклов основной и профессиональной образовательной программы, относится к общеобразовательным учебным предметами.
В соответствии с Программой подготовки обучающихся по предмету «Информатика и ИКТ» для всех профессий НПО технического профиля, преподавателю отводится от 95 до 195 часов в зависимости от общего объема часов общеобразовательной подготовки. При этом 35 % - лекционный материал, 65 % - практическая и самостоятельная работа студента. Для специальностей СПО нашего образовательного учреждения технического профиля отводится 103 часа из них 38 часов – лекционного материала и 65 часов практических работ. [1] В эпоху информатизации страны -Это недопустимо очень мало.
«Информатика» как учебная дисциплина в учреждениях среднего профессионального образования должна способствовать формированию специальных, профессиональных умений и навыков, то есть, в конечном итоге, профессиональных компетенций. С моей точки зрения необходимо существенно увеличить долю предмета в общем объеме часов общеобразовательной подготовки, или рассматривать почасовое увеличение предмета «Информатика и ИКТ» в рамках программы учебных предметов профессионального цикла. Именно информатика является одной из важных основ многих профессий и специальностей, вносит свой вклад в формирование некоторых структурных элементов целого ряда профессиональных компетенций, более того, предмет «Информатика и ИКТ» начинает это формирование до того, как обучающийся приступит к изучению учебных предметов профессионального цикла. Важно на уроках информатики сформировать такие знания, чтобы учащиеся в дальнейшем могли их применять на других учебных предметах, более сложных по своему содержанию и насыщенности учебным и практическим материалом, а также в профессиональной деятельности.
Обучение информатике в учреждениях СПО должно быть профессионально направленным и отражать специфику профессии. Недостаток времени в рамках Программы подготовки обучающихся по предмету «Информатика и ИКТ» для всех профессий НПО технического профиля на достаточно глубокое освоение предмета – основная проблема обучения. Решение этой проблемы позволило бы, например, закладывать основы и начальное понимание профессиональных чертежных программ, предлагая обучающимся при выполнении лабораторных работ по информатике выполнить задания, моделирующие либо элементы, либо упрощенные варианты профессиональных программ. Это будет востребовано в дальнейшем при изучении таких предметов, как инженерная графика, материаловедение, компьютерная графика, робототехника и другие смежные дисциплины
Не случайно особой популярностью среди обучающихся нашего образовательного учреждения пользуются дополнительные занятия, например, «Использование систем автоматизированного проектирования для моделирования деталей» для построения чертежей выбранной модели детали или узла в профессиональной программе Компас 3D. После выполнения предложенного задания студенты приобретают навыки работы в этой программе, что позволит в дальнейшем предлагать на занятиях усложненные варианты заданий, повышая квалификацию обучающегося. По опыту работы в дополнительном образовании могу сказать, что наличие подобных дополнительных занятий частично решает проблему уровня подготовки обучающихся – уровень владения компьютером, прикладными программами в группе выравнивается. По окончании курсов учащийся, который не владел навыками работы с ПК, на уроках уже не будет отставать от учащихся с более высоким знанием ПК.
Проводимая таким образом пропедевтика профессиональных компетенций будет способствовать не только подготовке высококлассного специалиста, компетентного работника, но и осознанию учащимися роли учебного предмета «Информатика» в своей будущей профессии, что повысит познавательный интерес к его изучению.
Проблема обучения в рамках действующей Программы [2] также состоит в том, что по результатам подготовки основные требования к выпускнику не отражают профессиональной направленности изучения информатики, что не соответствует требованиям к специалисту на рынке труда. Это одна из главных проблем обучения информатике в системе профессионального образования. При составлении рабочей программы преподаватель должен иметь возможность учитывать профиль специальности и распределять часы, отведенные на различные разделы в соответствии с тем, что будет необходимо учащимся в их будущей профессии (специальности).
В этой связи возникает еще одна проблема - недостаточная разработанность методик преподавания информатики, несовершенство учебно-методического обеспечения. На данный момент нет учебников для СПО, которые бы полностью соответствовали стандарту по информатике и требованиям времени. Также отсутствуют электронные пособия и практикумы, отвечающие данному стандарту. Многие мои коллеги постоянно сталкиваются с необходимостью самостоятельно изготавливать весь учебно-методический комплекс, постоянно используя материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет. Но это нельзя считать решением проблемы. Решение этой проблемы невозможно на уровне образовательного учреждения. Обеспечение методическими материалами должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов системы СПО.
В связи с этим, одним из важных средств пропедевтики профессиональных компетенций, по нашему мнению, является особым образом структурированное учебное пособие по организации практических и лабораторных работ. Наряду с заданиями, способствующих формированию знаний и умений, формирующихся в информатике как учебном предмете, в данное пособие включены задания, основной целью которых является пропедевтика профессиональных компетенций. [3]
Решение изложенных проблем позволит сделать применение средств ИКТ в образовании наиболее эффективным и продуктивным. Речь идет не только об овладении студентами знаниями, определенными сформировавшимся умениями и навыками, позволяющими работать с ИКТ в условиях традиционной системы обучения, но и об освоении новыми ключевыми компетенциями профессиональной деятельности. Ясно, что это затрагивает не только содержание учебного процесса, но и вопрос о квалифицированной подготовке или переподготовке рабочих кадров отвечающих всем нормам и стандартам ФГОС СПО.
Литература
- Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/nach/index.htm (дата обращения: 08.11.2021).
- Примерные учебные программы – Режим доступа: http://www.pk13.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:2010-07-07-11-14-40&catid=43:2010-07-07-11-03-16&Itemid=85. (дата обращения: 08.11.2021).
- Богомолова Н.И. ПРОПЕДЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16319 (дата обращения: 08.11.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О некоторых проблемах учебно-воспитательной работы в классах смычковых инструментов.
Методические сообщения педагогов музыкальных школ, их письменные работы, выступления в концертах продиктованы...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы...
Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе
Лекция на курсах повышения квалификации....
Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка
В статье представлены некоторые элементы обновления стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только саморазвитию и самос...
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....
некоторые проблемы обучения аудированию на начальном этапе обучения
основные проблемы аудировнаия...
"Некоторые аспекты применения технологии критического мышления при обучении информатике"
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...