Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
методическая разработка по биологии (6, 7 класс)
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе. В качестве примера содержания приводится планирование экологической практики в курсе биологии 7 класса и даются рекомендации поеё проведению в массовой школе. Статья опубликована в окружном методическом сборнике ЗАО г.Москвы в 2008 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_metodicheskiy_sbornik_zao_g.moskvy_2008.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе
Пахомов В.И., зам директора по УВР ГОУ СОШ №1018 ЗОУО ДО г.Москвы
Одной из главных проблем экологического образования является невозможность в нынешних условиях построения такой её системы, которая была бы направлена на главные его результаты – формирование экологического мышления и мировоззрения, как фундамента экологической культуры личности. В условиях отсутствия предмета «Экология» в среднем звене обучения присутствует фрагментарность экологических знаний в естественно научных курсах, которая не способствует формированию у обучающихся единой картины мира, а понятия, являющиеся необходимым атрибутом экологии «растворяются» в общем потоке естественнонаучного знания.
Среди форм экологического образования, которые способствуют формированию системы экологических знаний и умений, следуют выделить группы дополнительного образования, экологические лагеря, то есть достаточно длительные по времени организации. Все они достаточно трудоёмки, но эффективность их проведения огромна, в случае продуманной логически увязанной программы, сопряжённой с программой обязательного курса. Однако, все эти формы направлены на экологическое образование лишь небольшой группы мотивированных детей.
Опыт экологического образования, сложившийся за два десятка лет на базе школы 1018 Западного округа г.Москвы позволяет считать экологическую практику в параллелях 6 и 7 классов курса биологии самой эффективной формой экологического образования. Именно в этих курсах закладываются основы центрального понятия как устойчивость живых систем разного уровня - от организма до крупных экосистем. На базе этого подхода в старших курсах легче и удобнее формируется понятие устойчивого развития природы и общества.
Курс биологии имеет приоритетное значение для экологического образования школьников прежде всего потому, что экология как наука рассматривает взаимоотношения живых организмов и среды обитания, условий окружающей среды, поэтому все воздействия, изучаемые в экологии имеют ценностное значение лишь с точки зрения воздействия на организм, и организм находится в центре этого взаимовлияния.
Экологическая практика именно в среднем звене обучения особенно востребована прежде всего потому, что отвечает психологической потребности обучающихся в самостоятельном познании окружающей действительности, которая сама по себе зарождает познавательный интерес, способствует формированию исследовательских навыков. Эти навыки не образуются сами по себе, возможности уроков в этом ограничены. Только целенаправленная продуманная работа выводит на нужный результат. Нужно ли убеждать, что способность к самостоятельному добыванию знаний, оценка информации и её интерпретации в условиях существующего знания – те необходимые умения, которые дают возможность ученику критически относиться к происходящему, ориентироваться в стремительно меняющихся условиях социоприродной среды, способствует социализации личности учащихся.
Разработка содержания и методики организации экологической практики в курсе биологии 6 и 7 класса – цель городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента» на базе нашей школы в период с 2004/2005 по 2007/2008 учебные года.
Нами в течение 2006/2007 учебного года проводилось анкетирование
учителей естественно-научного цикла г.Москвы по проблеме организации экологической практики в школах города. Анализ результатов анкетирования показал, что подавляющее большинство учителей понимают экологическую практику как систему практических занятий в природной обстановке. Почти половина опрошенных понимают её как трудовую практику для решения экологических проблем своей местности, что также соответствует реальному положению дела.
На вопрос о значении практик большинство отметило расширение научного кругозора и развитие эмоционального восприятия природы и только половина опрошенных отметило развитие экологического мышления. Думается, что такой результат отражает те цели, которые ставят учителя, организуя практику.
Несмотря на то, что почти все опрошенные уверены, что экологическая практика способствует усилению экологической направленности курса естественно-научного цикла предметов, всё-таки достаточно большой процент учителей не согласны с включением практики в курсы биологии и только 41% считают её необходимой. При этом почти 20 % считают необходимым её введение только в качестве предпрофильной подготовки для мотивированных детей.
Закономерным можно считать результат, что только у 14% опрошенных есть опыт проведения экологических практик , а 84% не имеют такого опыта, что говорит о том, что эта форма является редкой в общеобразовательной школе.
Следующий результат учитывался по отношению к тем учителям, которые имеют опыт проведения экологических практик. В большинстве школ, где есть эта форма работы, практика проводится как познавательная комплексного характера, немного меньший процент - в курсах географии и биологии, ещё меньше в курсе экологии ( видимо потому, что этот курс до 2007 года вёлся не повсеместно в Москве) и совсем незначительный процент проводит практику, связанную с курсом химии.
Тематика практики чаще всего определяется изучением конкретных экологических проблем или их группы, несколько меньше изучению конкретных организмов или отдельных групп растений или животных и совсем незначительный процент тем затрагивает выявление общих экологических закономерностей, имеющих выраженное мировоззренческое значение.
Чаще всего практика проводится за счёт часов дополнительного образования и в выездных экологических лагерях и экспедициях и значительно реже в рамках городского экологического лагеря или специально организованной практики краеведческого характера в течение нескольких дней.
Стоит задуматься над цифрами, отражающими желание учителей проводить полевую экологическую практику: 25% учителей биологии хотели бы проводить экологическую практику в конце учебного года , 40 – нет, 29% ответили, что хотели бы при условии, что был бы материальный стимул, (12%) , если можно было поучиться на курсах повышения квалификации .Эту причину учителя отмечают одной из главных причин трудности этой формы работы, на второе место ставят организационную сложность, отсутствие достойного материального стимула, далее методическую неразработанность этой формы, большую нагрузку учителя и отсутствие опыта.
При этом радует, что недооценка значимости экологических практик ставится учителями на последнее место.
Основные положительные и отрицательные стороны опыта организации экологической практики учителей г.Москвы представлены в таблице
Положительные моменты и недостатки опыта организации экологической практики
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК | НЕДОСТАТКИ | ЗАДАЧИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ |
1.Экологические практики организуются для мотивированных детей | прежде всего в дополнительном образовании, в общем образовании как правило отсутствуют | Ввести экологическую практику в годичный цикл образовательного процесса средней школы для всех детей |
2.Много разнообразных методических разработок по отдельным формам внеклассной работы | Отсутствует система работы | Создать логичную взаимоувязанную систему работы на экологической практике |
3.Содержательный материал экологической практики разнообразен по тематике | Как правило он рассматривает узкие вопросы экологии или посвящены отдельным группа организмов | Создать содержательную линию , опирающуюся на базовые знания изучаемого курса с приоритетом эколого-ботанической тематики |
4.Используются самостоятельные работы учащихся и экскурсии | Формы и методы работы на экологической практике однообразны | Разработать систему форм работы экологической практики в течении 5 дней |
5.Используются иллюстративные методы | Методы изучения природы часто носят пассивно-иллюстративный характер, недостаточность использования практических методов | Разработать задания для экологической практики, учитывающие самостоятельный и творческий уровень усвоения знаний, умений и навыков |
6.Рассмотрение отдельных природных объектов, имеющих познавательное значение | Рассмотрение природных объектов, имеющих относительное познавательное и учебное значение, в меньшей степени их сообществ | Отобрать объекты для изучения с точки зрения доступности восприятия. Типичности для изучаемых экосистем и имеющих большое познавательное и мировоззренческое значение |
7.Есть планирование отдельных форм работы | Отсутствует единый подход к планированию форм работы определённого класса | Разработать планирование с учётом единых требований к проведению отдельных дней практики |
Рассмотрим основные позиции по организации практики на примере 7 класса («Животные»), экспериментальная проверка которых проводилась в течении последних 2 лет.
Учитывая вышеперечисленные моменты, всю систему экспериментальных занятий практики можно условно представить в виде таблицы
Примерное ежедневное планирование занятий экологической практики в 7 классе
День практики | Тема | Схема основной идеи, реализуемой в этот день | Содержание практической работы | Тип сообщества |
1 день | Ознакомительная экскурсия. Взаимосвязи растений и животных в сообществе. Закономерности распространения животных в лесу. | РАСТЕНИЯ Р1 Р2 ..
ЖИВОТНЫЕ | Наблюдение примеров значения типичных растений для животных, а животных для растений. Установление других связей растений и животных | Смешанный лес |
2 день | Экологическая характеристика популяции | Определение численности и плотности популяций разных видов | Хвойный лес | |
3 день | Прямые и косвенные связи растений и животных | П К1 К2 Ж1 ж1
Р Ж2 Ж3 | Построение пищевых цепей и сетей с включением наблюдаемых в природе животных | Луговая экосистема |
4 день | Круговорот веществ на примере взаимоотношений животных и растений в дубраве | Ж1 Ж2 Ж3 Р ГБ Ж4 | Наблюдение взаимоотношений конкретных организмов в экосистеме, нахождение необходимых связей в круговороте вещества | Дубрава |
5 день | Воздействие человека на отношения Растение – Животное. Животные – индикаторы водоёма |
Ч С Р Ж1 Ж2
| Оценка качества воды в водоёме по фауне беспозвоночных животных. Прогноз развития экосистемы. | Водоём |
6 день | Окончательный анализ и обобщение результатов практики. Оформление результатов. Подготовка сообщений по результатам. Выступление на научно-практической конференции. | |||
Практика организуется в конце года, после изучения курса биологии и проводится в течении 5 дней. Каждый день посвящён изучению определённой проблемы, которая рассматривается и теоретически на получасовой экскурсии и при организации практикума, включающего 2-3 практические работы и на последующем лабораторном занятии, где систематизируются и анализируются полученные знания и приводятся в соответствующие схемы, таблицы и графики. В определённые дни организуется занятие психологического тренинга, где ребята осмысливают полученные сведения и формируют своё позитивное отношение к полученным результатам. Важным элементом можно считать и экологическую игру, которая даёт возможность представить рассматриваемые элементы экосистем и их взаимодействие в новой ситуации. На шестой день организуется конференция по итогам практики.
Каждый новый день практики посвящён новой теме и организуется в новом природном сообществе, что способствует психологически комфортному проведению занятий.
На протяжении всей практики ребята на конкретных примерах убеждаются в идее биологического разнообразия живой природы: разнообразии видов, популяций одного вида, взаимоотношений организмов между собой, разнообразии изучаемых экосистем.
Каждый новый день практики убеждает ребят в многообразных связях организмов между собой, ребята учатся находить эти связи, строить пищевые цепи и сети, на конкретных занятиях выявляют биологический круговорот в экосистеме, как основы её существования. Это в конечном итоге формирует элементы экологического мышления.
Ценность этой формы работы и заключается в том, что эти знания и умения ребята получают в процессе проведения практических работ в конкретных природных экосистемах.
Остановлюсь на содержании практикума каждого дня практики..
В первый день тема практикума «Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах». Цель – выявить многообразные взаимосвязи растений и животных, их многообразные отношения между собой и приспособления животных к обитанию в разных экологических нишах одного сообщества.
Второй день посвящён изучению экологической характеристики популяции видов разных крупных систематических групп: насекомых, земноводных, птиц и млекопитающих. На примере птиц ребята знакомятся с методикой маршрутного учёта численности и расчёта плотности популяции птиц определённых видов.Рассматриваются географические и экологические причины распространения популяций.
В итоге абстрактное понятие «популяция», которое в биологии считается одним из основных, приобретает реальный конкретный смысл.
Задача третьего дня практики – научить ребят выявлять пищевые предпочтения разных животных, населяющих один и тот же биотоп. Работа проводится по группам, каждая из которых выявляет виды фауны отдельных экологических ниш: кроны деревьев и кустарников, травянистого яруса, напочвенный слой подстилки. После этого пытаются составить пищевые цепи и сети из имеющихся животных. В лабораторных условиях, схемы сетей дополняются другими представителями, характерными для данного биоценоза.
Четвёртый день практики посвящён изучению биологического круговорота . Главный объект внимания – животные – детритофаги, обитающие в подстилке, трухлявых деревьях и пнях и в верхнем слое почвы. Ребята учатся определять видовую принадлежность наиболее типичных видов, составлять схемы круговорота веществ в экосистеме.
В пятый день изучаются животные водоёма, проводится их определение по определительным таблицам, проводится обучение методике оценки качества воды по фауне беспозвоночных животных. Рассматривается проблема загрязнения водоёма и возможных изменений в нём с точки зрения реальных источников загрязнения.
Конечно, экологическая практика – организационно-сложная и трудоёмкая форма работы. Но проведённый опрос среди учителей биологии г.Москвы даёт представление о сложившейся ситуации в организации этой формы работы в биологическом образовании, где всё-таки основной акцент делается на недостаточность методической разработки системы занятий и обучающих курсов по данной тематике.
Поэтому в этом учебном году на базе нашей школы были проведены 3 окружных семинара- практикума: один в школе «Методика организации занятий в экологических лагерях и на практиках», два в природной обстановке «Методика организации экологической практики в курсе биологии 6 и 7 класса» ( отдельно по каждому классу).
Думается, что эта форма семинара более эффективна, потому что учителя непосредственно участвовали в занятиях и она должна стать традиционной в округе.
По итогам экспериментальной работы разработаны программы и методические рекомендации к ним по проведению экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)
В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...
5 класс - что нужно знать о переходе школьников в среднее звено
В работе школьного психолога есть несколько ключевых временных моментов. Переход из начальной школы в среднее звено - один из них. Этот процесс требует пристального внимания со стороны учителей, родит...
Авторская программа дополнительного образования для учащихся среднего звена по мировой художественной культуре «Ты – творец!»
Рецензент: В.Г. Максимов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. ЯковлеваВ соответствии с современными тенденциями р...
Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся
В работе раскрывается экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...
Статья "Культурно-экологическая тропа в аспекте культурно-ориентированного образования школьников"
образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в г...
Статья "Проблемы критического мышления у школьников среднего звена на уроках литературы как результат дистанционного обучения"
В наше время стало модно обучаться на онлайн - платформах. Пандемия существенно ускорила процесс цифровизации. Контроль со стороны родителей и учителей кажется качественным, однако статистически...
Некоторые проблемы преподавания истории в школе
На современном этапе развития общества, в условиях внедрения ФГОС, основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших...