Методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» Арифметические операции в позиционных системах счисления
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)
Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Актуальность темы урока в базовом курсе информатики и ИКТ является смежной с математикой, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.
По ФГОС СПО изучение Информатики и ИКТ должно обеспечить понимание и осознание роли информационных процессов в современном мире. Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении занимательных и в то же время полезных задач в курсе информатики.
Структура и содержание занятия соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
системы счисления | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский колледж отраслевых технологий
Арифметические операции
в позиционных системах счисления
Методическая разработка занятия
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Разработал:_______________Ю.В.Орлова |
Согласовано: Методист _________ «___»________2021 г. | Рассмотрено на заседании ЦК естественнонаучных дисциплин ______________________Р.Р.Бухарметова Протокол № __ от «___»________2021 г. Председатель _________ _______________ |
Содержание
1 2 | ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ……………………………….4 | |
3 | ПЛАН И РЕГЛАМЕНТ ЗАНЯТИЯ………………………………………...7 | |
4 5 | ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ…………………...........................................8 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………...……………………………………… 13 |
Введение
Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Актуальность темы урока в базовом курсе информатики и ИКТ является смежной с математикой, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.
По ФГОС СПО изучение Информатики и ИКТ должно обеспечить понимание и осознание роли информационных процессов в современном мире. Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении занимательных и в то же время полезных задач в курсе информатики.
Структура и содержание занятия соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.Информационная карта занятия
Тема занятия: Арифметические операции позиционных системах счисления
Тип занятия: Лекция с элементами практического занятия.
Вид занятия: Урок изучения нового материала (или комбинированный урок?)
Цели и задачи занятия:
Образовательные:
- Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);
- Совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- Развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
- Развитие мышления учащихся при решении логических задач;
Воспитательные:
- Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- Формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Планируемые результаты обучения:
Формируемые компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (для специальности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Требования к знаниям:
- обучающиеся закрепят и систематизируют знания изученной ранее темы «Системы счисления» и «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Требования к умениям:
- обучающиеся научатся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;
Оборудование и оснащение занятия:
- экран, проектор;
- презентация по изучаемой теме;
- опорный конспект;
- карточки с заданиями.
Межпредметные связи: Математика, физика, история
Предметные связи: темы «Системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», «Кодирование информации»;
Методы, приемы и технологии, применяемые на уроке: Метод обучения, активный метод, развивающее обучение, коллективная система обучения (КСО); - информационно-коммуникационные технологии.
Продолжительность занятия: 45минут
Литература(Пример оформления):
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, стр. 140-142
- Самылкина Н. Н. Информатика : все темы для подготовки к ЕГЭ. (В помощь старшекласснику). М. : Эксмо, 2016, стр. 33-36
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
- Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. - М.: Просвещение, 2017 г.
Интернет-ресурсы:
1. Информационно-образовательный сайт учителя информатики и ИКТ. – Форма доступа: http://klyaksa.net/.
2. Российское образование: федеральный портал. – Форма доступа: http://www.edu.ru/.
2.План и регламент занятия
2.1 План занятия
1. Организационный момент.
2. Основной этап.
2.1 Мотивационный этап.
2.2 Этап актуализации знаний по предложенной теме.
2.3 Этап усвоения новых знаний и их закрепление.
3. Заключительный этап.
3.1 Подведение итогов урока и рефлексия.
3.2.Домашнее задание.
2.2. Регламент занятия
Этапы занятия | 1 | 2 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3 | 3.1 | 3.2 |
Минуты | 2 | 36 | 4 | 20 | 18 | 6 | 2 | 4 |
Время | 0-2 | 3-39 | 3-6 | 7-26 | 27-39 | 40-45 | 40-41 | 42-45 |
3. План-конспект занятия
1. Организационная часть
Приветствие
2. Основной этап
2.1. Мотивационный этап
В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел.
Эпиграф к уроку: «Все есть число» - говорили Пифагорийцы.
Проблемный вопрос:
Преподаватель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…)
Сообщение целей урока.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления и перевод чисел из одной системы счисления в другую, а также освоим еще одну тему.
2.2 Этап актуализации знаний по предложенной теме
Преподаватель: Вспомним, что такое системы счисления (Системы счисления - это знаковые системы, в которых числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами )
Преподаватель: Какие виды систем счисления нам известны? (Непозиционные - Вес цифры не зависит от позиции в записи числа. Позиционные - Вес цифры зависит от позиции в записи числа)
Преподаватель: А сейчас послушаем сообщения ребят по изученной теме.
(Доклады учащихся на повторение изученной темы).
Просмотр фильма, на закрепление изученной темы
Подведение учащихся к новой теме.
Преподаватель: Для чего мы изучали данную тему? (Чтобы знать, от куда пошли системы счисления, в каком виде информация храниться в компьютере, )
Преподаватель: Но вернемся к истокам - к математике. Для чего в арифметике изучаются числа? (чтобы выполнять с ними различные действия, в том числе и арифметические операции).
2.3 Этап усвоения новых знаний и их закрепление
Преподаватель: Тема нашего урока «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
- Сложение:
Заданы два числа в десятичной системе счисления
….. …..
Переведите эти числа в двоичную, восьмиричную, шестнадцатиричную системы счисления.
Далее выполняем сложение во всех четырех системах
Вычитание
Решение задач на закрепление
- Сложение
а) 3538+7368
б) 13538 +7778
в) СВА16+A5916
2. Вычитание
а) 1011012 – 111112
б) 1100112 – 101012
в) 6628 –1568
г) 11568 –6628
Практическая часть (работа за компьютерами)
Преподаватель: Перевод и арифметические операции можно также осуществлять, используя программу «Калькулятор»
Выполним практическую работу с использованием программы «Калькулятор»
Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор
Режимы калькулятора: обычный и инженерный
Вид-инженерный
Hex- шестнадцатеричная система
Dec- десятичная система
Oct- восьмиричная система
Bin- двоичная система
Задания
- А4516→?8
- 1810→?2
- 1010012→?16
- 11112→?16
- 7568→?16
- FE1516+164516→?16
- 4518+101012→?2
- 10112+(458+12468) →?2
- 101112-1102→?2
- (55558+3758)-100112→?2
3. Заключительный этап.
3.1 Подведение итогов урока и рефлексия.
Преподаватель: Подведем итоги по результатам выполненной работы. Необходимо в парах поменяться листочками и поставить оценку своему товарищу
10,9 - «Отлично»
8,7 - «Хорошо»
6,5 – «Удовлетворительно»
4 и менее – «Не удовлетворительно»
3.2.Домашнее задание.
1. Уровень знания:
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления
2.Уровень понимания:
Выполните действия:
А) Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2)
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Б) 3. Сложить числа:
а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
В) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).
3.Творческий уровень:
Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
Преподаватель: На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание!
Приложение 1
Практическая работа с использованием программы Калькулятор
Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор
Режимы калькулятора: обычный и инженерный
Вид-инженерный
Hex- шестнадцатеричная система
Dec- десятичная система
Oct- восьмиричная система
Bin- двоичная система
Задания
- А4516→?8
- 1810→?2
- 1010012→?16
- 11112→?16
- 7568→?16
- FE1516+164516→?16
- 4518+101012→?2
- 10112+(458+12468) →?2
- 101112-1102→?2
- (55558+3758)-100112→?2
Приложение 2
Домашнее задание (раздается учащимся на дом)
1. Уровень знания:
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления
2.Уровень понимания:
Выполните действия:
А) Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2)
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Б) 3. Сложить числа:
а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
В) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).
3.Творческий уровень:
Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"
Тема урока: Поисковые системыТип урока: практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...
Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"
При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как средств...
Презентация к уроку «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»
В данной презентации прослеживается единная логика сложения и вычитания чисел, что в 10-й системе счисления, что в любой другой системе счисления (например, в 8-й системе счисления)....
Информатика и ИКТ (9 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления"
Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 9 классов по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления".Тест содержит 12 в...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления"
Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления", практическая работа....
Методическая разработка занятия 1 "Вклады. Простые проценты и арифметическая прогрессия"
Уроки разработаны в рамках рабочей программы «Основы финансовой математики". Учебный предмет – математика. Уроки возможно интегрировать в рабочую программу по математике в 9 классе по...